Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг в России

Российский фондовый рынок в течение долгого времени адаптировал идеи о пользе и роли рыночной инфраструктуры. Эволюция инфраструктуры российского рынка ценных бумаг начиная с 1993 г. показывает, что концепция ее развития неоднократно претерпевала существенные изменения. Так, до 1995 г. роль депозитария ограничивалась функциями по перерегистрации прав собственности на ценные бумаги. В то время не было разницы между банковскими и небанковскими, расчетными, кастодиальными и другими депозитариями. Сложность работы профессиональных участников по исполнению совершенных сделок состояла в том, что процесс перерегистрации прав собственности отнимал много времени, обходился дорого и не был гарантирован в силу отсутствия регулирования деятельности регистраторов, разбросанных по всей стране, недостаточности контроля за ними и низкого уровня их технологического развития.
Развитие организованного рынка ценных бумаг тогда только начиналось, и без преувеличения можно утверждать, что большая часть сделок на рынке ценных бумаг совершалась over the counter, то есть вне биржи. Собственно же биржевые технологии торговли ценными бумагами существовали в то время только на рынке государственных ценных бумаг.
Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), начавшая в 1996 г. создавать рынок корпоративных бумаг, построенный на основе международных стандартов функционирования торговых систем, стала пионером в деле формирования биржевой инфраструктуры российского фондового рынка. Запуск торговли акциями на ММВБ в марте 1997 г. стал еще одним шагом в развитии биржевого дела в России и существенно упростил механизм торговли корпоративными ценными бумагами для российских инвесторов. К настоящему моменту ММВБ является объективным лидером во всех основных сегментах организованного фондового рынка.

Сегодня учетная инфраструктура российского рынка ценных бумаг может быть классифицирована как двухуровневая и представлена следующим образом. Первый уровень составляют регистраторы и уполномоченные депозитарии, осуществляющие хранение глобальных сертификатов ценных бумаг и учитывающие права собственности на них. Это справедливо для всех ценных бумаг, за исключением неэмиссионных. Уполномоченные депозитарии (банковские и небанковские) обслуживают, как правило, оборот государственных и региональных долговых обязательств, в то время как регистраторы - корпоративных ценных бумаг. Второй уровень - расчетные депозитарии, обслуживающие оборот торговых систем, и клиентские депозитарии.

Своеобразие, присущее в настоящий момент рынку расчетно-депозитарных услуг, когда процесс его формирования не завершен, а специализация участников окончательно не сложилась, позволяет предположить, что организации, которые смогут "угадать" тенденцию в развитии рынка и заранее подготовиться, предложив своим клиентам максимально широкий перечень услуг, получат конкурентное преимущество.
Несомненно, в процессе формирования новых услуг многое зависит от способности организации к самосовершенствованию, от способности ее структурных подразделений к построению таких вариантов организационного и технологического взаимодействия, которые могли бы обеспечить максимальную эффективность как процесса достижения цели, так и полученного результата. Во многом такая способность определяется уровнем корпоративной культуры и заинтересованностью участников процесса в решении поставленных задач.
Можно ли повысить эффективность от внедрения новых услуг? Ответ на этот вопрос дает анализ организационных структур и функциональных возможностей участников рынка. Чем более универсальна функциональность конкретной организации, тем больше ей приходится осуществлять внешних контактов, в том числе для разработки и поддержания тех или иных услуг и тем выше эффективность ее работы.
Одним из вероятных вариантов развития инфраструктуры биржевого рынка представляется ее консолидация в течение ближайших 3-5 лет, которая может произойти либо в случае достижения договоренности между группами, контролирующими деятельность бирж, либо в случае определенных рыночных условий. Объединение торговой и/или учетной и/или расчетной (деньги) и/или клиринговой инфраструктуры может произойти с согласия участников рынка, если в систему управления инфраструктурой будут внедрены механизмы учета их интересов через участие в управлении развитием. В случае консолидации инфраструктуры произойдет значительное снижение транзакционных издержек, что приведет к росту оборотов торговли и, возможно, остановит процесс перетекания торговли российскими корпоративными ценными бумагами на зарубежные площадки.
Развитая инфраструктура внутреннего рынка создает условия для привлечения внутренних и иностранных инвестиций, препятствует оттоку капитала из страны, способствуя тем самым защите национальных интересов. В настоящий момент чрезвычайно важно найти технологические решения, реализация которых привила бы к минимизации рисков, связанных с учетом и хранением ценных бумаг. Перевод российских ценных бумаг в альтернативные учетные системы связан с желанием инвесторов не только минимизировать риски хранения ценных бумаг и реализации закрепленных ими прав, но и иметь дополнительные возможности, которые предоставляет им западная инфраструктура. Это свидетельствует о необходимости дальнейших усилий к технологическому совершенствованию отечественной учетно-расчетной системы. Высокие затраты, связанные с таким совершенствованием, подразумевают невозможность проведения его отдельными организациями или группами. Оно должно опираться на поддержку всех участников рынка и выражать их общие потребности. Опыт развития российского и западных рынков демонстрирует, что невозможна и экономически нецелесообразна ни долговременная монополизация инфраструктурных функций одной организацией или группой, ни административное "назначение" инфраструктурных организаций регулирующими органами.


Наши рекомендации