Подсистема организационного обеспечения финансового менеджмента

Финансовый менеджмент как составная часть общей управленческой деятельности субъекта хозяйствования связан с эффективным функционированием подсистемы организационного обеспечения. В основе данной подсистемы находится организационная структура управления, которая разрабатывается и реализуется предприятиями независимо от формы их собственности, организационно-правового устройства и вида экономической деятельности.

В отечественной литературе по финансовому менеджменту нет принципиальных расхождений в понимании сути организационного обеспечения [26, 96, 98]. Во-первых, организационное обеспечение является составной частью финансового менеджмента, а поэтому мы не может утверждать, что это система, скорее это подсистема поддержки финансового менеджмента.

Во-вторых, финансовый менеджмент в сегодняшних условиях не ограничивается только узким пониманием финансовой деятельности. Он фактически, так или иначе, связан со всей хозяйственной деятельностью предприятия, а поэтому следует рассматривать не только узко финансовую деятельность, но более широко — финансово-хозяйственную деятельность.

В-третьих, на практике разработку тех или иных управленческих решений осуществляют чаще всего одни люди или службы, управленческие решения принимают другие, как правило, первые лица предприятия, а ответственность несут либо разработчики, либо третьи лица. Такая ситуация характерна для многих субъектов хозяйствования, что не совсем совпадает с управленческой целесообразностью. В результате низовые звенья управленческой иерархии в определенной степени становятся заложниками принятых управленческих решений, не совпадающих с их насущными интересами, взглядами, а часто и предлагаемыми управленческими решениями.

На основе вышесказанного можно сформулировать такое определение организационного обеспечения финансового менеджмента.

Подсистема организационного обеспечения финансового менеджмента — это совокупность отдельных физических лиц — руководителей и специалистов предприятия, соответствующих внутренних служб и отделов, которые участвуют в разработке, принятии и реализации управленческих решений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, несущих ответственность в пределах своей компетенции и доли участия в едином управленческом процессе субъекта хозяйствования (фирмы).

Организационное обеспечение финансового менеджмента базируется на соответствующем управленческом персонале, который составляет ядро всей подсистемы. Именно управленческий персонал обеспечивает реализацию всей совокупности возможностей, которые заложены в финансовом менеджменте. Качественный подбор управленческого персонала, его личные и профессиональные возможности, цели, интересы оказывают самое серьезное влияние на реализацию потенциала, заложенного в системе финансового менеджмента.

В условиях небольших трудовых коллективов, где численность управленческого персонала незначительна, роль каждого управленца велика. От его профессионализма, порядочности, деловитости зависит скорость принятия и реализации управленческих решений.

Иное дело крупные предприятия и фирмы, где численность, состав и структура управленческого персонала зависит от масштабов деятельности, выбранной организационной структуры, стиля ведения бизнеса, параметры которых задают или собственники, или первые руководители данного субъекта хозяйствования.

В практике управления финансово-хозяйственной деятельностью чаще всего используют два основных принципы построения взаимосвязи между отдельными службами. Во-первых, принцип линейного или иерархического построения управленческих служб, который предполагает, что нижестоящие службы подчинены вышестоящим (рис. 2.2). Во-вторых, принцип функционального построения взаимосвязи между управленческими службами, когда существует единый центр и некоторое количество равных по значению функциональных подразделений, выполняющих ту или иную управленческую работу в области финансово-хозяйственной деятельности (рис. 2.3).

Оба принципа достаточно активно используются в практике финансово-хозяйственной деятельности. Каждый из них имеет преимущества и недостатки. Однако необходимо обратить внимание на то, что современные компании и фирмы используют оба принципа для организации управления финансово-хозяйственной деятельностью, так как это дает наибольший эффект. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что линейный или иерархический принцип чаще всего реализуют фирмы крупные и широко диверсифицированные, а функциональный — средние и материнские компании.

 
  Подсистема организационного обеспечения финансового менеджмента - student2.ru

Рис. 2.2. Линейный или иерархический принцип построения службы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

На малых предприятиях всех форм собственности и хозяйствования, как правило, всю финансово-хозяйственную работу ведут несколько человек. В первую очередь, руководитель предприятия, главный бухгалтер или главный бухгалтер-финансист. Из-за большой нагрузки на этих руководителей предприятия финансовая работа не всегда выполняется в должном объеме и качественно. У первого руководителя малого предприятия очень много организационных вопросов, относящихся, по сути, к производственным, технологическим, сбытовым и т.п. В свою очередь, главный бухгалтер или главный бухгалтер-финансист перегружен чисто бухгалтерской работой, что не позволяет ему больше времени уделять финансовым вопросам.

 
  Подсистема организационного обеспечения финансового менеджмента - student2.ru

Рис. 2.3. Функциональный принцип построения службы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Совершенно иное дело средние, крупные и очень крупные компании (фирмы), в которых работают тысячи или десятки тысяч человек. Они должны иметь соответствующие финансовые службы, управления, департаменты, отделы. Наиболее развиты финансовые службы в иностранных компаниях (корпорациях), которые функционируют как транснациональные, имеющие свои предприятия по всему миру.

Как правило, службы управления финансово-хозяйственной деятельностью в транснациональных компаниях или корпорациях строятся на основе создания центров ответственности. Это позволяет достигнуть большего эффекта от деятельности таких служб, и в то же время, достигнуть необходимого уровня специализации управленческого персонала, что дает возможность решать наиболее важные для субъекта хозяйствования вопросы.

В частности, И.А. Бланк приводит наиболее типовую схему организационной структуры финансового управления крупной компанией, основанной на базе центров ответственности, которая включает:

1) центр финансовых исследований и финансового планирования;

2) центр управления денежными потоками в национальной и иностранной валюте;

3) центр привлечения заемных финансовых средств и эмиссии ценных бумаг;

4) центр инвестиций;

5) центр управления финансовыми рисками и страхования [26, с. 56].

Руководители всех этих центров подчиняются непосредственно вице-президенту компании (корпорации) по финансам.

Надо сказать, что в состав финансовой службы иностранных компаний обязательно включается бухгалтерия, которая обеспечивает финансовую службу необходимой информацией.

На отечественных средних и крупных предприятиях финансовая служба, как правило, отделена от службы главного бухгалтера (рис. 2.4). Это объясняется той ролью и задачами, которые возлагают собственники на финансовую службу и бухгалтерию. Финансовая служба должна разрабатывать стратегию и тактику финансово-хозяйственной деятельности предприятия, осуществлять поиск и привлечение финансовых средств, обеспечивать их инвестирование, работать с ценными бумагами, постоянно контролировать и анализировать финансовую ситуацию, не допускать роста финансовых рисков, своевременно проводя внутреннее и внешнее страхование.

 
  Подсистема организационного обеспечения финансового менеджмента - student2.ru

Рис. 2.4. Организационная структура управления финансами на отечественных предприятиях (фирмах).

Бухгалтерия предприятия должна, в первую очередь, вести управленческий и финансовый учет, составлять отчетность и снабжать все службы необходимой информацией. Одной из важнейших задач бухгалтерии на отечественных предприятиях является проведение различных денежных расчетов и ведение системы налогообложения. При этом чаще всего, перед учетной службой ставится задача минимизировать налоговые платежи, а лучше всего, свести их к нулю под любыми предлогами. Поэтому на отечественных предприятиях налогами занимаются либо сам главный бухгалтер, либо его первый заместить, чтобы данную проблему держать под полным контролем. Кроме того, на учетную службу предприятия возлагается задача проведения внутреннего аудита всех структурных подразделений, центров ответственности и конкретных лиц. Бухгалтерия контролирует все потоки денежных средств предприятия, а поэтому ответственность главного бухгалтера перед руководством фирмы очень большая. Это делает бухгалтера на отечественных предприятиях самостоятельным игроком в проведении некоторых финансовых операций, в том числе теневого или криминального характера.

По мере развития рыночной экономики в Украине роль и значение финансового менеджера будет существенно возрастать. На него возлагается как разработка, так и практическая реализация стратегических и тактических финансово-хозяйственных решений. Поэтому финансовый менеджер и его служба должны обладать необходимыми полномочиями для стратегических, тактических и оперативно-тактических действий. Это обеспечивается и регулируется соответствующей должностной инструкцией финансового менеджера (приложение 1).

При подборе персонала на должность финансового менеджера необходимо руководствоваться квалификационной характеристикой и личными качествами соискателя данной должности, его совместимостью с высшим руководством компании, способностью руководить персоналом финансовой службы, учитывая их личные и профессиональные качества.

2.3. Подсистема информационного обеспечения финансового менеджмента

Информация является основой управленческой деятельности. В рыночной экономике информация становится производительной силой, способной создавать деньги.

Для финансового менеджмента информация имеет особое значение. От ее количества и качества зависят принимаемые управленческие решения, реализация которых отражается на объемах формируемых и используемых финансовых средств, объемах получаемой прибыли, размерах и скорости финансовых потоков, уровнях финансового риска, способах его страхования.

Подсистема информационного обеспечения финансового менеджмента представляет собой совокупность специальных мероприятий и процедур, обеспечивающих процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих данных, необходимых для осуществления анализа, прогнозирования, планирования, организации, координации, мотивации и регулирования, т.е. реализации основных функций управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Подсистема информационного обеспечения финансового менеджмента призвана обеспечить необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних пользователей.

В экономической литературе выделяют две основные группы пользователей финансово-экономической информацей о предприятии. В частности, И.А. Бланк в своей книге «Основы финансового менеджмента», Т.1. выделяет следующих пользователей:

«Основными пользователями финансовой информацией являются:

1. Внутренние пользователи:

управляющие (директора) предприятий;

финансовые менеджеры всех уровней;

собственники (акционеры) предприятия;

прочие внутренние пользователи.

2. Внешние пользователи:

кредиторы предприятия;

потенциальные инвесторы;

контрагенты предприятия по операционной деятельности;

налоговые органы;

аудиторские фирмы;

привлекаемые финансовые консультанты и эксперты;

фондовая биржа, при котировке на ней ценных бумаг данного предприятия;

прочие внешние пользователи» [26, с. 61].

Пользователи финансово-экономической информацией предъявляют к ней определенные требования. Эти требования существенно меняются в зависимости от масштабов предприятия, условий хозяйствования, этапов функционирования, жизненного цикла, финансового состояния, формы собственности и хозяйствования и т.п.

По нашему мнению, наиболее четкие требования к финансово-экономической информации, формируемой субъектами хозяйствования, были сформулированы И.А. Бланком:

«К информации, используемой в финансовом менеджменте, предъявляются такие требования:

1. Значимость, т.е. влияние на результаты принимаемых финансовых решений.

2. Полнота, т.е. завершенность круга информативных показателей.

3. Достоверность, т.е. насколько формируемая информация в реальности отражает состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и внешней среды.

4. Своевременность, т.е. насколько представленная информация соответствует времени ее сбора, обработки и использования.

5. Понятность, т.е. доступность для обработки, последующего логического, качественного и количественного анализа.

6. Релевантность (избирательность), т.е. насколько собранная информация может быть полезной и востребованной в процессе принятия соответствующих управленческих решений.

7.Сопоставимость, т.е. насколько во времени и в пространстве используемые данные могут быть сопоставлены, что достигается за счет применения одинаковых измерителей (например, денежных, процентных и т.п.), а также единой методики сбора и обработки информации.

8. Эффективность, т.е. на сбор, обработку и анализ информации будут затрачены минимальные ресурсы, и, эти затраты не будут превышать эффект от использования информации» [27, с. 62-64].

В основе информационного обеспечения финансового менеджмента положены различные показатели конкретных данных, которые формируются за счет внешних и внутренних источников информации, и, которые дают возможность финансовым менеджерам принимать адекватные управленческие решения.

Первая группа—показатели, формируемые из внешних источников информации. Сюда относят:

1. Показатели, характеризующие внешнеэкономическое развитие страны, в т.ч.:

1) показатели макроэкономического развития: темп роста и объем ВВП; объем эмиссии денег, денежные доходы населения; вклады населения в банках; индекс инфляции; учетная ставка НБУ; темпы роста и объемы инвестиций; средняя заработная плата в стране; минимальная заработная плата в стране; прожиточный минимум в стране; ставка налогообложения доходов физических лиц и ряд других макроэкономических показателей.

2) показатели отраслевого развития: объем произведенной (реализованной) продукции промышленности (сельского хозяйства), его динамика; объем стоимости и структура активов предприятий, в т.ч. оборотных; сумма валовой операционной прибыли предприятий и ее динамика; сумма прибыли предприятия до налогообложения и ее динамика; сумма чистой прибыли предприятий и ее динамика; ставка налогообложения прибыли предприятий; ставки по основным видам налогов и сборов, в т.ч. для физических лиц; индекс цен на продукцию; средняя заработная плата в отрасли и т.п.

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка, в т.ч.:

1) показатели конъюнктуры отдельных сегментов фондового рынка: виды основных фондовых инструментов; котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

2) показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов кредитного рынка: кредитная ставка отдельных коммерческих банков, лизинговая ставка по видам активов; депозитная ставка отдельных коммерческих банков;

3) показатели, характеризующие конъюнктуру отдельных сегментов валютного рынка: официальный курс НБУ по отдельным валютам; курс покупки и продажи отдельных валют; динамика курсов иностранных валют и т.п.

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Используется для принятия оперативных управленческих решений при формировании финансовых средств предприятия и его текущем использовании.

4. Нормативно-регулирующие показатели. Они учитываются при формировании финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности. Например, при формировании собственной налоговой политики, амортизационной политики, политики привлечения различных источников финансовых средств, в процессе участия в деятельности финансового рынка и т.п.

Вторая группа—показатели, формируемые из внутренних источников информации, в т.ч.:

1. Показатели финансовой отчетности предприятия:

показатели, отражаемые в отчетном «Балансе предприятия»

показатели, отражаемые в «Отчете о финансовых результатах» предприятия;

показатели, отражаемые в «Отчете о движении денежных средств» предприятия;

показатели, отражаемые в «Отчете о движении собственного капитала»

показатели, отражаемые в справках и приложениях к финансовой отчетности предприятия.

2. Показатели управленческого учета предприятия:

показатели, характеризующие финансовые результаты по основным сферам финансовой деятельности предприятия;

показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности в региональном разрезе;

показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных «центров ответственности».

3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия:

внутренние нормативы, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность;

плановые показатели финансового развития предприятия.

Построение подсистемы информационного обеспечения финансового менеджмента связано с внедрением на предприятиях автоматизированных технологий управления финансовой деятельностью и организации автоматизированных рабочих мест бухгалтера. Вместе с тем, высокая степень автоматизации финансового управления требует повышения затрат на обеспечение ее безопасности, что отражается на необходимости дополнительных расходов предприятия.

Информационное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предполагает высокий уровень постановки и ведения финансового и управленческого учета и отчетности. Без высокого качества отчетной и статистической информации невозможно эффективное финансовое управление.

Подсистема информационного обеспечения финансового менеджмента направлена на принятие и реализацию стратегических управленческих решений, а также на эффективное текущее управление финансами.

Наши рекомендации