Мировой опыт борьбы с отмыванием денег
В выявлении фактов легализации преступных доходов основополагающая процедура ¾ определение подозрительных операций при помощи количественного (объем совершаемой операции) и качественных критериев. В настоящее время пороговая количественная величина в США ¾ 5000 дол., в Швеции и Финляндии ¾ 15 000 дол., в России ¾ 10 000 дол. В случае превышения этой суммы кредитная организация обязана сообщать о сделке в надзорный орган.
Качественные критерии указывают на противоправную направленность действий клиента банка, которая может заключаться в следующем:
¨ внесение больших сумм на счет наличными;
¨ стремление присутствовать только при открытии счета и избежать контактов с операционистами при ведении операций по счетам (путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах);
¨ выдвижение без основательных причин требования открыть несколько счетов с различными начальными номерами;
¨ предоставление о себе сведений, достоверность которых невозможно проверить, либо заведомо искаженных сведений;
¨ прохождение по счетам денежных средств, значительно превышающих реальные возможности клиента;
¨ многократное зачисление средств на счет в течение дня разными лицами;
¨ проведение операций в особо крупных размерах в интересах третьих лиц, в частности, обмен больших сумм денег;
¨ покупка ценных бумаг с их переводом в другой банк и т. п.
В соответствии с законодательством ряда стран операции, заподозренные как связанные с легализацией преступных доходов, могут приостанавливаться на срок от 12 часов до 5 дней до получения дополнительной информации.
Один из самых действенных шагов в установлении преград отмыванию денег ¾ политика «знай своего клиента». Она позволяет относительно легко идентифицировать подозрительное движение денег на его счете. При этом банки должны знать о клиентах следующее:
¨ происхождение средств, вносимых на счет;
¨ ожидаемый оборот по счету;
¨ счета, имеющиеся в других банках.
Развитые государства попытались обезопасить себя от грязных денег путем принятия специального законодательства. Во многих странах отмывание денег считается уголовно наказуемым преступлением, рассмотрению такого рода дел отдается приоритет. В 1986 г. конгресс США принял закон, согласно которому любое лицо, сознательно идущее на совершение сделки с грязными деньгами с целью продолжения незаконной деятельности или маскировки приобретенных неправедным путем доходов, признается виновным в уголовном преступлении.
Законы большинства стран рассматривают отмывание денег как тяжкое преступление, о чем свидетельствуют длительные сроки наказания и размер штрафов: на Мальте ¾ срок до 14 лет и (или) штраф до 1 млн мальтийских лир; в США ¾ тюремное заключение до 20 лет, штраф до 500 000 дол. или вдвое превышающий совокупную сумму сделок, в отношении которых предъявлено обвинение, с обязательной конфискацией имущества; в Греции ¾ срок от 5 до 10 лет.
Некоторые государства приняли законы, облегчающие замораживание и конфискацию денег, имеющих сомнительное происхождение. В США и Великобритании требование о раскрытии информации об инвестициях распространяется на банковские и небанковские финансовые учреждения. Во многих странах разработаны детальные инструкции по выявлению процессов отмывания денег и усилению надзорной деятельности финансовых институтов, усовершенствованы меры по сбору финансовой информации. Здесь основную сложность представляет исполнение соответствующих законов.
Объектом пристального внимания являются перемещение наличных денег и перемещение средств через границу, крупные сделки, которые могут быть осуществлены в целях отмывания денег, денежные переводы, операции на счетах в банках и проходящие по счетам обменные операции, хранение ценностей в депозитных сейфах. Каждая страна устанавливает собственный количественный «порог». В Аргентине центральный банк требует от кредитных организаций сообщать о счетах, на которые поступает свыше 50 000 песо ежемесячно или 200 000 песо в течение года. Мексика контролирует переводы за границу сумм, превышающих 20 000 дол. Если сделка или операция представляются подозрительными, контроль осуществляется и при операциях с меньшими суммами. Многие страны ЕС в своих законодательствах ввели более жесткие требования к размеру контролируемых сумм.
Для решения задачи обнаружения сомнительных сделок правительственные органы потребовали от банков обеспечить подготовку персонала. В государственных структурах для розыска грязных денег были созданы финансовые спецслужбы. Годовой бюджет Сети профилактики финансовых преступлений (Financial Crimes Enforcement Network, FINCEN) в составе казначейства США составляет 23 млн дол. В этом подразделении работают около полусотни аналитиков, основной задачей которых является анализ коммерческих и правительственных баз данных в поисках информации о деятельности, связанной с отмыванием денег.
Ряд государств модифицировали законодательство о неразглашении банковской тайны: упростили для банков процедуру оповещения о сомнительных сделках, приняли меры по развитию сотрудничества местных финансовых спецслужб с иностранными. С момента принятия в Швейцарии закона о более подробной банковской отчетности (1998 г.) число сообщений о возможном отмывании денег ежегодно увеличивается в 5 раз.
К принятию законодательства по борьбе с отмыванием денег побуждает своих членов ФАТФ (о ней см. ниже). Ею обозначена задача распространить режим борьбы с отмыванием денег на небанковские финансовые учреждения. ФАТФ недавно впервые публично осудила бездеятельность Турции в законодательном урегулировании вопроса. Банкам стран ¾ членов ФАТФ было дано предупреждение о контроле над операциями с Сейшельскими островами, власти которых пообещали любому, кто разместит здесь 10 и более млн дол., иммунитет от административного и уголовного преследования.
Чем больше границ пересекают деньги, тем больше шансов, что осуществляющие их отслеживание финансовые органы утонут в спорах о нарушении национального суверенитета. Остановить процесс пересечения деньгами национальных границ нельзя, но решить проблему загрязнения денежных потоков можно на основе международного сотрудничества.
Основными международными документами в этой сфере являются Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ» (Венская конвенция, 1988 г.), Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская конвенция, 1990 г.), Международная конвенция «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г.) и разработанные ведущими банками мира Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы, 2000г.).
Подходы к проблеме борьбы с отмыванием денег различаются. Существует концепция лидерства США в мировой экономике, отказа от национального суверенитета и использования возможностей представительных международных организаций. В парламентских кругах США одно время высказывалось мнение, что Штаты и их союзники должны «объявить войну» странам, отказывающимся от борьбы с отмыванием денег; предлагалось запретить американцам деловые контакты со странами, известными как центры отмывания денег (прототипом такого решения может стать запрет на ведение торговых операций с Кубой).
Суть подхода МВФ сводится к необходимости следования стандартам, направленным на предотвращение отмывания денег. Страны, отказывающиеся соблюдать их, должны выплачивать карательные налоги и сборы при движении капитала через их финансовые центры. Финансовые сделки, заключаемые на их территории, не получат признания с точки зрения норм международного права. Было предложено налаживать взаимодействие национальных властей и финансовых институтов друг с другом, поддерживать деятельность правительств любых стран в рассматриваемом направлении.
Ведущие организаторы мировой банковской системы приступили к разработке долгосрочного проекта ¾ современной универсальной международной системы банковского надзора, ставящей своей целью достижение максимальной открытости международных операций.
В 1989 г. страны «Большой семерки» учредили Рабочую группу по финансовой деятельности (Financial Action Task Force, FATF, ФАТФ) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже. В числе прочих в ее задачу входит налаживание сотрудничества по предотвращению отмывания денег. Участвующие в ее работе 26 стран ¾ участниц ОЭСР руководствуются выработанными ФАТФ 40 рекомендациями по борьбе с отмыванием денег.
ФАТФ оказывает содействие региональным организациям, борющимся с этой проблемой. Создана рабочая группа по Карибскому бассейну, поддерживается идея создания аналогичной группы по Азиатско-Тихоокеанскому региону. На XV пленарном заседании ФАТФ в Стокгольме (сентябрь ¾ октябрь 2003 г.) российская делегация выступила с инициативой создания на пространстве СНГ региональной группы, в которую могли бы войти страны Центральной Азии, не являющиеся членами ни одной из региональных групп ФАТФ. Это предложение поддержали делегации США, Франции, Великобритании, представители ООН, Всемирного банка и МВФ.
Результаты мониторинга деятельности правительств разных стран по предотвращению незаконных финансовых операций были подведены в предварительном отчете ФАТФ (февраль 2000 г.). Оценка проводилась по 25 критериям, вытекающим из упомянутых выше 40 рекомендаций ФАТФ. В июне 2000 г. опубликован новый отчет, в котором приведены результаты обследования 26 стран и территорий, 15 из них признаны не соответствующими критериям ФАТФ. Обследование проходило в несколько этапов: сбор информации (законодательная база, отчеты, опросы и т. д.); рассылка предварительных отчетов соответствующим органам исследуемых стран для ознакомления; получение их комментариев; утверждение окончательного текста отчета на пленарном заседании ФАТФ. Отказывающимися от сотрудничества были признаны: Багамские, Каймановы и Маршалловы острова, острова Кука, Доминиканская Республика, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Науру, Ниуэ, Панама, Россия, Филиппины, Федерация Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины.
Израиль, согласно данным отчета, не имеет законодательства по борьбе с отмыванием денег, не соответствует стандартам ФАТФ в области информирования о подозрительных транзакциях и создания финансовых спецслужб. Ливан попал под огонь критики из-за строгого режима банковской тайны, слабого международного сотрудничества в данной сфере, отсутствия специального контролирующего органа. В Лихтенштейне отсутствовали адекватная система информирования о подозрительных транзакциях и законодательство об обмене информацией и международном сотрудничестве, на борьбу с отмыванием денег выделялось недостаточно средств.
В России до недавнего времени существовало множество препятствий на пути предотвращения, выявления и пресечения легализации незаконных финансовых потоков. На сегодняшний день принятое в данной сфере законодательство принесло результаты в виде лицензий, отозванных у не выполняющих его банков. Получили развитие системы идентификации клиентов банков и информирования о подозрительных транзакциях, обладающие необходимыми полномочиями органы финансового надзора, взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами, расследующими случаи отмывания денег. Ситуацию осложняют продолжающаяся утечка капиталов, неразвитость рыночных институтов, недостаток фискальных ресурсов.
Отправной точкой целенаправленной законотворческой работы стала ратификация Россией в 2001 г. Страсбургской конвенции «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (Федеральный закон от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ) и принятие Федеральных законов:
¨ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
¨ от 7 августа 2001 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем“»;
¨ от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;
¨ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Ряд нормативных актов разработан и утвержден на уровне ФСФМ России, Банка России, министерств и ведомств ¾ структурных элементов государственной системы противодействия легализации преступных доходов.
В соответствии со ст. 6 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» подлежат обязательному контролю операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму свыше 600 000 руб. (20 000 дол.), по своему характеру относящиеся к операциям, предусмотренным п. 2 этой статьи. В Приложении 2 приведен список операций, о проведении которых ответственные организации должны сообщать в Банк России, который передает эти данные в ФСФМ.
Согласно закону к числу обязанностей кредитных, финансовых и иных организаций относятся:
¨ идентификация личности, которая совершает подлежащие обязательному контролю операции с денежными средствами или иным имуществом либо открывает счет (депозитный вклад);
¨ хранение документов (по рублевым операциям ¾ с момента открытия счета и до истечения пяти лет после его закрытия, по валютным ¾ до истечения 10 лет);
¨ сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, т. е. содержащих хотя бы один из перечисленных в законе признаков, указывающих на отмывание денег.
Банк или биржевой брокер, получившие предложение о проведении сомнительной сделки, должны в течение дня сообщить об этом в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (сделки в рублях) или в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю (сделки в иностранной валюте). Названные органы и коммерческие организации могут приостанавливать финансовые операции, а банки ¾ отказывать в проведении сомнительных сделок. Основанием для отказа является и непредставление затребованных документов.
В законе заложен накопительный принцип определения подозрительности финансовых операций, т. е. отслеживаются не разовые операции на определенную сумму, а операции, произведенные на эту сумму в течение месяца (для физических лиц ¾ свыше 2000 минимальных зарплат). Вследствие этого банкам приходится фиксировать все операции, заводя досье и на человека, который купил 1 дол. (в оставшуюся часть месяца он может купить доллары на сумму, превышающую 2000 минимальных зарплат).
Вступление России в ФАТФ повлекло за собой ужесточение мер наказания за легализацию преступных доходов и совершенствование методов обнаружения фактов отмывания денег. Теперь информацию о сомнительных или просто крупных сделках обязаны предоставлять банки, страховые компании, федеральная почтовая связь, организации, работающие с драгоценными металлами и камнями, организаторы (операторы) лотерей и тотализаторов, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, ломбарды. Предусмотрен обязательный контроль над операциями с денежными средствами и иным имуществом, если их участником являются юридическое или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об участии в экстремистской деятельности.
Включение страны в «черный список» наносит ущерб ее авторитету на международной арене. ФАТФ рекомендует финансовым учреждениям «уделять особое внимание деловым отношениям и транзакциям при участии лиц-резидентов стран и территорий, отказывающихся от сотрудничества». Если эти страны не приведут свое законодательство в соответствие с критериями ФАТФ, в их отношении «могут быть предприняты контрмеры».
Европейский союз начал систематическую борьбу с отмыванием денег в 1991 г., когда вышла первая его директива, обязывающая финансовые учреждения в случае обоснованных подозрений нарушать тайну банковских вкладов.
Международное сотрудничество стимулируется финансовыми спецслужбами, многие из которых создали компьютерные сети для обмена необходимой информацией.
К сожалению, не все принимаемые меры оказываются такими успешными, как прогнозировалось. Не сумев попасть в банковскую систему, грязные деньги устремляются в другие отрасли экономики. Фактором, сдерживающим борьбу с ними, выступает банковская тайна. Банки многих стран ¾ центров отмывания денег подвергаются преследованию за передачу конфиденциальной информации официальным органам. Представители финансовых спецслужб жалуются на то, что им приходится действовать «со связанными за спиной руками». Эффективность борьбы с легализацией незаконно полученных денег снижает коррупция. К примеру, в 1998 г. отдел ОЭСР по финансовым поручениям отметил в ежегодном отчете неблагоприятную ситуацию в Мексике. Огромные прибыли, делающие контрабанду наркотиков могущественной и неуязвимой, исключают для большинства банков возможность отказаться от участия в ее разделе. Усилия по борьбе с рассматриваемым явлением подрываются активностью нового поколения профессиональных отмывателей денег.
Неблагоприятным фактором является закрытие традиционных центров отмывания денег и появление новых. На сегодняшний день серьезные проблемы, связанные с отмыванием денег, имеют многие страны: Кипр (основной центр оффшорной деятельности российский мафии), Аруба (зависимая территория Нидерландов в Карибском бассейне, еще несколько лет назад не ассоциировавшаяся с отмыванием денег), Мексика (оценивается как элитный центр, специализирующийся на первичном размещении американской валюты в мировой финансовой системе).
Уязвимость азиатского региона обусловлена зависимостью местных экономических комплексов от наличного обращения. В Таиланде ежегодно отмывается 730 млрд бат (28,5 млрд дол.), что эквивалентно 15% ВВП страны. Индия и Пакистан располагают разветвленной подпольной банковской системой, основанной на семейных и земляческих связях и позволяющей анонимно и по приемлемым ставкам перемещать значительные объемы средств.
Критика стран ¾ участниц ФАТФ часто выхолащивается по дипломатическим причинам. Не приняты меры в отношении Австрии, в которой разрешены анонимные сберегательные счета. Как только ФАТФ убеждает представителей какого-либо государства ¾ центра отмывания денег больше внимания уделять превентивным мерам, преступники перебираются на новое место. Из-за роста объемов поступающих денежных средств, прихода изгнанных с прежних мест профессиональных отмывателей стимулов изменять действующие в новых центрах режимы становится меньше.
Статистика наказаний за отмывание денег несовершенна. Лучше других она ведется в Нидерландах. По данным министерства юстиции этой страны, в 1995 г. ее финансовая спецслужба получила донесения о 16 125 сомнительных финансовых операциях, из них 14% были признаны достаточно сомнительными и переданы в полицию, по 0,5% от общего числа сделок последовали судебные решения о наказании.
ФСФМ России ежедневно принимает 5-9 тысяч сообщений об операциях, подлежащих контролю, из них выделяются сделки, вызывающие подозрение, после чего направляются запросы в кредитно-финансовые организации, налоговые или правоохранительные структуры. В случае подтверждения сомнений материалы передаются в следственные органы.
Как происходит работа по поступившим сообщениям в европейских странах? Приведем типичный пример. Полиция Швейцарии за короткое время получила 210 сообщений (80% из них ¾ из банковской среды) о вкладах на общую сумму 270 млн дол. (счета от 32 до 2 млн дол.). Около 80% денег принадлежали иностранцам. Основная часть незаконных трансакций происходила в кантонах Женева, Цюрих и Тычино. Благодаря сигналам более 100 дел рассматривались кантональными и федеральными прокурорами. Большая часть дел требовала взаимодействия швейцарских служб с властями других стран. Многие счета были заблокированы правоохранительными органами с санкции прокуроров.
Невысокий процент раскрываемости данного преступления объясняется трудностью его идентификации, слабостью режимов предотвращения. Положение постепенно улучшается, о чем свидетельствуют некоторые косвенные факты. Так, в США комиссия специалиста по отмыванию денег в начале 80-х гг. ХХ в. составляла 6%, в настоящее время ¾ 25-28%. Рост комиссии за отмывание денег свидетельствует о повышении эффективности системы противодействия отмыванию денег, а также о сложности и рискованности дела и о появлении группы профессионалов, более приспособленных к борьбе с этой системой. Правоохранительные органы опасаются, что профессионалы новой волны вскоре овладеют системами электронных платежей и процесс отмывания денег ускорится.
Очевидны некоторые положительные результаты на локальном уровне. Так, создан серьезный прецедент наказания иностранных банков в США за нарушение американского законодательства, направленного на предотвращение отмывания денег (наиболее яркие примеры приведены в табл. 9.1).
Таблица 9.1
Иностранные банки, понесшие в США наказание за нарушение законодательства,
направленного на предотвращение отмывания денег
В ряде стран созданы специальные органы для борьбы с отмыванием денег: Центр по анализу финансовых операций и отчетов (Financial Transaction and Report Analysis Center, Канада), Японский офис финансовой разведки (Japanese financial intelligence office, JAFIO), Комитет по борьбе с отмываем денег (Греция), Комитет по финансовой информации (Financial Information Unit, UIF, Аргентина), Совет по контролю над финансовой деятельностью (Council for Financial Activities Control, COAF, Бразилия), Генеральный директорат для расследования трансакций (Attached General Directorate for Transaction Investigation, DGAIO) и Агентство по борьбе с отмыванием денег (Credit and the Аnti-money Laundering) (Мексика). В их задачи входят сбор и анализ поступающей от финансовых органов информации, ее расследование, передача правоохранительным органам дел о сделках, связанных с отмыванием денег.
Они функционируют под эгидой разных организаций: в Греции ¾ Министерства финансов, в Аргентине ¾ Министерства юстиции и прав человека, в Мексике ¾ Секретариата финансов (Генеральный директорат) и Офисе генерального прокурора (Агентство по борьбе с отмыванием денег). В состав руководства финансовых разведок входят представители важнейших финансовых институтов (экономических и финансовых министерств, главных банков, бирж). В них работают экономисты, юристы, специалисты налоговой и таможенной службы, бухгалтеры, аудиторы.
Финансовые разведки имеют разные полномочия. В одних странах они являются административными промежуточными органами, в других ¾ полицейскими, юридическими или сочетают их черты. На результативность их работы существенно влияют адекватная юридическая база, система сбора информации и идентификации клиентов финансовых организаций. Если финансовые институты и регулирующие их органы напрямую передают информацию о подозрительных сделках в финансовые разведки, шансы обнаружить и обезвредить преступные группировки повышаются. Система работает более эффективно, если запросы финансовых разведок на получение информации поступают в финансовые институты также напрямую, а не через контролирующие их органы власти.
Противодействие легализации криминальных средств ¾ многоплановая и масштабная работа, в которой взаимодействуют многие министерства и ведомства России. Задача ее регулирующих органов ¾ создание для хозяйствующих субъектов таких условий, при которых отмывание денег будет невыгодно и опасно, обеспечение идентификации правоохранительными органами конкретных операций преступных элементов и преступных поползновений кредитных организаций. Борьбу с легализацией преступных доходов следует вести в четко очерченном правовом поле, так как непродуманные действия силовых структур могут подорвать реноме банка и поставить его на грань краха. Нецелесообразно возлагать основное бремя по предотвращению попыток легализации преступных доходов именно на банки, хотя кредитные организации также должны нести ответственность за нарушения.
Программу борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма в России координирует ФСФМ. Она создана Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в виде комитета и преобразована в ФСФМ также Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Комитет приступил к исполнению возложенных на него задач 1 февраля 2002 г. Его территориальные органы ¾ межрегиональные управления ¾ работают во всех федеральных округах.
ФСФМ России:
¨ собирает, обрабатывает, анализирует информацию о подлежащих контролю операциях с денежными и материальными средствами и при наличии достаточных оснований направляет ее в правоохранительные органы;
¨ противодействует финансированию терроризма (в обязательном порядке контролируя операции лиц и организаций, связанных с террористическими группировками или террористами и включенных в составляемый Службой перечень, и в случае необходимости передавая материалы о них в правоохранительные органы);
¨ формирует и совершенствует единую информационную систему и федеральную базу данных в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма;
¨ имеет право накладывать штрафы на должностных и юридических лиц за нарушения в части фиксирования и предоставления информации о финансовых операциях;
¨ принимает решения о нежелательности пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России;
¨ ставит на учет организации, не имеющие надзорных органов, а также согласовывает правила контроля за этими организациями;
¨ осуществляет взаимодействие и информационный обмен с органами финансовой разведки иностранных государств;
¨ представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Единая информационная система ФСФМ России обеспечивает конфиденциальность информации при приеме и передаче, защиту от возможных атак из внешних сетей, сохранность данных. При автоматической обработке файлы идентифицируются и расшифровываются, проверяются их целостность и электронные цифровые подписи подотчетных организаций. Информационно-технологические и программные средства позволяют систематизировать сообщения и отобрать наиболее значимые. В электронном виде ведется перечень юридических и физических лиц, финансово-хозяйственная деятельность которых находится под особым контролем ФСФМ. Разработана методика проверки информации, поступающей в порядке обязательного и внутреннего контроля, а также при исполнении международных запросов.
Наряду с ФСФМ в государственную систему противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, вошли Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство России, Министерство финансов Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), правоохранительные органы и спецслужбы. В интересах обеспечения баланса интересов и действий участников государственной системы борьбы с легализацией преступных доходов ФСФМ заключила соглашения о сотрудничестве с Ассоциацией региональных банков России, Межрегиональной ассоциацией ломбардов, Российской ассоциацией лизинговых компаний, Всероссийским союзом страховщиков и другими организациями.
Содействие в создании эффективной системы надзора за финансовым рынком ряду развивающихся стран и стран с переходной экономикой оказал МВФ. Во многих из этих стран наиболее организованными и эффективными учреждениями являются центральные банки, поэтому на них возлагается основная тяжесть борьбы с отмыванием денег.