Табельное имущество ФСО
Структура отрасли «Физическая культура и спорт»
В структуре отрасли необходимо сразу выделить два ключевых элемента – физической воспитание и спортивные зрелища, развитие потребностей в который и предопределило необходимость соответствующей специализации в рамках общего процесса развития разделения труда.
а) физическая культура – организация досуговой деятельности, приносящей радость, удовлетворяющей естественные потребности человека в движении, полноценном отдыхе, общении;
б) спорт – организация зрелищных мероприятий – самых массовых, удовлетворяющих эстетические, познавательные, эмоциональные интересы
потребителей.
Физическое воспитание – деятельность, преследующая физкультурно-оздоровительные цели. Данная подотрасль удовлетворяет потребности в физической активности, служит средством оздоровления всей нации, повышения уровня физической культуры населения. Отличительным признаком является массовость.
Подвиды (рассчитаны на определенные группы населения): детско-юношеский спорт, студенческий, профессионально-прикладной, ветеранов, инвалидов. Основная общественная функция – воспитательная (подготовка к
жизнедеятельности, развлечение и отдых). Реализуются устремления самоутвердиться среди ближайшего окружения, приобщиться к физической культуре.
Спорт – исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Основным ядром спорта являются спортивные мероприятия (спортивные соревнования, показательные выступления, массовые спортивные праздники и т.д.), проводимые в расчете прежде всего на зрителей, телезрителей и радиослушателей (репортаж о проведении).
Подвиды:
- олимпийский (виды спорта, входящие в программу Олимпийских игр), основная функция – миротворческая, показатель генофонда, заменитель войны - сохранение мира;
- коммерческий (виды спорта, имеющие устойчивую популярность у зрите-
лей, футбол, бокс, автогонки и др.), является катализатором экономики, предоставляет зрелища;
- некоммерческий – выполняет промежуточную функцию между зрелищностью и миротворчеством, виды спорта, которые не включены в олимпийскую программу и не собирающие большую зрительскую аудиторию.
Современное состояние отрасли «Физическая культура и спорт» можно охарактеризовать за счет основных показателей:
ü Общее количество коллективов и клубов по ФК
ü Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений
ü Общая численность физкультурных кадров
ü Численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта
ü Общий объем платных услуг
ü Объем финансирования государственного бюджета
Показатели развития отрасли «ФК и С
3. Социально-культурные услуги как основной продукт отрасли «физическая культура и спорт». Предложение и спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт».
Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли является производство определенного продукта.
Продукт – это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде выполненных работ и услуг.
Продукт
Потребительские свойства Конкурентоспособность
Качество, уровень соц.эк. развития Технические, коммерческие, организационно-экономические условия потребления
Товар – продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, т.е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи.Товар – продукт труда, предназначенные для обмена путем купли-продажи.
Услуга –специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы и потребительная стоимость которого в отличие от товара заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.Услуга – любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Блага, необходимые для удовлетворения потребностей, создаются в процессе производства.
Услуга
Материальная услуга Социально-культурная услуга
Классификация услуг в сфере ФК и С
Согласно ГОСТ Р 52054-2003
Проведение занятий по физической культуре и спорту
Проведение спортивно-зрелищных мероприятий
Организация и проведение УТП
Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению
Информационно-консультативные и образовательные услуги
Прочие спортивные услуги
II. Классификация используемая для проведения маркетингового, экономического анализа, ПУР по вопросам менеджмента спортивной организации:
По уровню спорта: услуги СВД; массового спорта
По форме распределения общественных форм потребления: платные и бесплатные
По мотивам производства: коммерческие и некоммерческие
По характеру потребности: организованные занятия спортом, неорганизованные занятия спортом
По уровню: простые, комплексные, профессиональные
3. Предложение и спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт».
В условиях рыночной экономики услуги являются объектом купли-продажи, в связи с чем их производители выступают в качестве продавцов, а потребители – в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые спрос.
Спрос – это представленная на рынке потребность в услугах (товарах), ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя.
Совокупный (агрегированный) спрос - определяется неценовыми факторами – абсолютная численность населения, уровень его доходов, и наличие у населения времени.
Частный спрос характеризуется спросом отдельных потребителей или групп на отдельные услуги или их группы.
В основе спроса лежат потребности клиентов. Потребность – нужда в чем-либо или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребности безграничны, полностью неутолимы и постоянно умножаются (за счет роста народонаселения (по данным ООН численность населения Земли в 1950 – 2,5 млрд., в 2000 – 6,0 млрд., а к 2015 г – 7,5 млрд. чел); развитие человечества, которое приводит к увеличению количества объектов интереса и желаний; достижение НТР способствует формированию новых потребностей). Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Блага – это любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Производство – приспособление человечеством вещества (ресурсов) к удовлетворению своих потребностей. Ресурсы – это возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства.
В экономической теории выделяют два вида ресурсов: материальные ресурсы и людские (трудовые). Материальные ресурсы – это капитал (т.е. средства производства, включая инфраструктуру: машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь и т.д.) и земля (т.е. все естественные ресурсы – пахотные земли, леса, месторождения, водные и климатические ресурсы). Капитал, воплощенный в средства производства называется реальным капиталом, а капитал, не инвестированный в производство – сумма денег (денежный капитал) и представляет собой инвестиционные ресурсы.
Понятием «труд» обозначают физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Трудовые ресурсы – это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Очевидно, что сегодня трудовые ресурсы ограничены, т.к. происходит старение населения (1950 г. – на одного пенсионера приходилось 12 человек трудоспособного возраста; 2007 г. – 9 человек, и ожидается снижение до 4.)
Предложение – количество услуг (товаров), которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Предложение в отрасли «Физическая культура и спорт» напрямую связано с количеством разнообразных физкультурно-спортивных организаций, производящих различные услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров, развитие сети ФСС, возможности финансирования. На рынке услуг отрасли «Физическая культура и спорт» имеет место как конкуренция между производителями определенных услуг, так и конкуренция с другими отраслями сферы услуг за свободное время и средства потребителя.
Конкретное соотношение предложения и спроса на рынке услуг отрасли «Физическая культура и спорт» может быть охарактеризовано как рынок продавца и рынок покупателя. Рынок покупателя представляет собой такую ситуацию, когда предложение преобладает над спросом. Данное положение обеспечивает покупателям больше власти на рынке за счет возможности широкого выбора услуг и в связи с этим воздействия на ценообразование и иные условия их представления. В условиях высокой конкуренции продавцы вынуждены бороться за покупателя, применяя различные инструменты маркетинга. На рынке покупателя могут существовать различные разновидности спроса:
- отсутствие спроса
- отрицательный спрос
- падающий спрос
- нерегулярный спрос
Рынок продавца –это положение на рынке, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит. В данной ситуации продавцам обеспечена большая рыночная власть по сравнению с покупателями и, как следствие, возможность диктовать свои условия, т.к. конкуренция среди производителей имеет незначительный уровень. На рынке продавца могут существовать следующие разновидности спроса:
- скрытый спрос
- чрезмерный спрос
- нерациональный спрос
Баланс предложение и спроса, рынка продавца и покупателя характеризуют полноценный спрос, т.е. такое состояние рынка услуг отрасли «Физическая культура и спорт», когда производители удовлетворены своей работой, а потребители – спектром и качеством предоставляемых услуг.
Раздел 2. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта
Лекция 2.Бюджетное и внебюджетное финансирование физической культуры и спорта
Вопросы:
1. Понятие бюджетного финансирования, функциональная классификация доходов и расходов бюджетов РФ. Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ. Технология подготовки гос.бюджета в части расходов на развитие ФК и С.
2. Собственные источники финансирования отрасли.
1. Бюджетное и внебюджетное финансирование физической культуры и спорта.
Финансирование физической культуры и спорта в странах с рыночной экономикой предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно объединить в две основные группы – бюджетные и внебюджетные.
Бюджетное финансирование – предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям и организациям для полного или частичного покрытия их расходов.
Технология подготовки государственного бюджета в части расходов на развитие отрасли заключается в следующем – Министерство спорта учитывая необходимые затраты разрабатывает проект бюджета, который проходит обсуждение и утверждение в Министерстве финансов, а затем передается в Государственную думу РФ, где вносятся поправки и уточняются расходы, после положительного голосования федеральный бюджет становится законом страны. Аналогичная процедура формирования бюджета на уровне местных органов самоуправления. При этом экономической основой деятельности Министерства спорта РФ при взаимодействии с субъектами, являющимися участниками отношений в сфере физической культуры и спорта являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию расходных обязательств. В федеральном бюджете на 2011 г. Министерству спорта предусмотрено выделить на развитие физической культуры и спорта средства в объеме 42,4 млрд. руб., а в целом ведомственные расходы должны составить 52,5 млрд. руб., помимо расходов на Олимпиаду Сочи 2014 г.
Впервые в истории существования государственного органа управления спортом в федеральном бюджете финансовое обеспечение физической культуры и спорта выделено в самостоятельный раздел 1100 – «Физическая культура и спорт» с подразделами:
01 – физическая культура
02 – массовый спорт (2011 г. – 12,2 млрд. руб.)
03 – спорт высших достижений (2010 г. – 5,9 млрд. руб.; 2011 г. – 28,7 млрд. руб.)
04 – прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта (25 млн. руб.)
05 – другие вопросы в области ФК и С
В структуре затрат, финансируемых из федерального бюджета на развитие физической культуры и спорта, можно выделить следующие направления:
- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта – 66,5%
- подготовка, организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий и обеспечение сборных команд России – 25%
- расходы на обеспечение аппарата, подведомственных учреждений, осуществление международной деятельности - 6,5%
Финансирование отрасли осуществляется на основе бюджетной классификации РФ – группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ:
Доходы бюджета:
· Налоговые: на прибыль, товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, на имущество, внешнюю торговлю, пошли и сборы.
· Неналоговые доходы: доходы от имущества, находящиеся в госуд. и муницип. собственности, доходы от продаж земли и нематериальных активов, штрафы.
· Безвозмездные перечисления: внебюджетные фонды, бюджеты других уровней.
· Доходы целевых бюджетных фондов: дорожные, экологические, фонд управления и др.
· Доходы от предпринимательской и иной деятельности приносящей доход:
Функциональные расходы бюджета:
1. Экономические расходы бюджета
Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных организаций – закупка товаров и оплата услуг: оплата труда, командировки, оплата транспорта, оплата услуг связи, коммунальные платежи, трансферты населению.
Капитальные - это часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность – вложение в основные фонды (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальные ремонт).
2. Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджета.
3. Государственный внешний и внутренний долг.
2. Собственные источники финансирования отрасли
Переход к рыночным отношениям значительно уменьшил возможности государств в финансировании отрасли. Ограниченность финансовых средств создает большие трудности в реализации спортивными организациями своих функций и настоятельно требует поиска новых форм деятельности для привлечение ресурсов. С позиции воспроизводства национального дохода физическая культура и спорт – это сфера потребления. Но как отрасль она имеет свои источники финансирования и накопления денежных средств.
А) Доходы от предпринимательской деятельности (самофинансирование) – деятельность, связанная с коммерческим риском направленная на получение прибыли. Осуществляется физическими и юридическими лицами по следующим направлениям:
- Индивидуальное предпринимательство (профессиональные спортсмены и тренеры).
- Предпринимательская деятельность спортивных клубов, лиг, федераций.
- Предпринимательская деятельность предприятий, специализирующиеся на производстве спортивных товаров, услуг и информации.
Б) Налоговые льготы ФСО:
- Освобождение от уплаты НДС при небольшом обороте реализации (общая сумма выручки за три предшествующих календарных месяца не должны превышать 2 млн. руб.)
- Полное или частичное освобождение от уплаты земельного налога
- освобождение части услуг от уплаты НДС: услуги по содержанию детей в ДОУ, проведение занятий с детьми в кружках, секциях; услуги в сфере образования по проведению некоммерческими организациями учебно-производственного или воспитательного процесса
- В некоммерческих спортивных организациях вступительные, членские взносы, целевые отчисления, пожертвования не рассматриваются как прибыль.
- Сумма налогооблагаемой прибыли любой организации уменьшается на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций. Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающие спонсорскую помощь ФСО, уменьшается на сумму поддержки, него не более 3% от налогооблагаемой базы.
Освобождены от уплаты НДС: реализация входных билетов, аренда спортивных сооружений, редакционная, издательская деятельность.
Местные органы управления могут устанавливать льготные тарифы но водоснабжение, электроэнергию и т.д.
В) Игорный бизнес (Указ президента РФ «О государственном регулировании спортивных и других лотерей»): лотереи, тотализатор, системная (электронная игра).
Объем призового фонда для коммерческих лотерей устанавливается в размере 50% к объему выручки, для целевых лотерей – 40%, благотворительных лотерей – 30% к объему выручки.
Г) Спонсорство (поддерживать, субсидировать) – процесс взаимодействия спонсора и спонсируемого где вторые получают материальную поддержку, а первые получают возможность участвовать в реализации маркетинговых функций. Субъекты и объекты спонсорства. Задачи спонсора:
Создание своей компании позитивного имиджа
Удержание постоянных партнеров по бизнесу
Выявление новых партнеров по бизнесу
Д) Поступления внебюджетных фондов («Спартак имени братьев Знаменских», «Физкультура и здоровье», «Газфонд»).
Е) Доходы от продажи билетов:
Самостоятельная реализация услуги (- спекуляция; адекватное ценообразование; защита от подделки; создание розничной и Интернет-сети (билетный ритейл)). Передача билетного бизнеса сторонним организациям.
Ж) Купля-продажа прав трансляций:
Эксклюзивные
Пакетные права (выборочные)
Отдельные права (фрагментарные)
З) Проведение коммерческих соревнований (взносы, билеты, торговля, парковка, размещение рекламы).
Доходы о рекламной деятельности
И) Доходы от аренды
К) Выпуск значков, атрибутики, сувениров
Л) Доходы от операций с ценными бумагами
Лекция 3. Финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивной организации. Материально-техническая база физической культуры и спорта.
Вопросы:
1. Бюджет физкультурно-спортивной организации. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФСО.
2. Понятие материально-технической базы. Основные и оборотные фонды спортивных сооружений. Амортизационные отчисления как источник воспроизводства основных фондов и нематериальных активов.
1. Бюджет физкультурно-спортивной организации. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФСО.
Бюджет – баланс денежных доходов (поступлений) и расходов (использования) на в стоимостной форме на определенный срок. Официальный плановый финансовый документ (приходно-расходная смета).
Основным требование к бюджету является соответствие целевых поступлений средств направлению их использования. В физкультурно-спортивных организациях различают:
- сметное финансирование
- финансы общественных объединений
- финансирование, построенное на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Сметное финансирование. Главным источником инвестирования являются бюджетные средства, основные услуги потребителю оказываются бесплатно. Для составления смет в качестве исходных используют контрольные цифры и экономические нормативы. При этом контрольные цифры носят рекомендательный характер, а экономические нормативы определяются на основе законодательно утвержденных норм и служат для расчета общей суммы средств: нормативов бюджетного финансирования действующего учреждения; норматив образования фонда заработной платы; норматив образования социального и производственного фондов.
Механизм сметного финансирования
• Смета расходов спортивной организации является основным документом, определяющим объем, целевое назначение и поквартальное распределение ассигнований, отпускаемых на содержание спортивной организации.
• Расходование средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметное назначение как в целом по смете, так и по отдельным статьям расходов, производиться не должно.
• Смета организации составляется по установленной типовой форме на календарный год с обязательным заполнением всех предусмотренных показателей.
• Смета утверждается вышестоящей организацией в установленные сроки. При её утверждении вышестоящая организация уточняет намеченные годовые и квартальные размеры ассигнований для
• всех организаций с таким расчётом, чтобы общая сумма расходов не превышала их.
• Утверждение сметы оформляется специальной надписью руководителя вышестоящей организации на ее лицевой стороне: указывается общая сумма расходов, фонд заработной платы работников штатного и нештатного персонала, дата утверждения.
На основе нормативов и контрольных цифр составляется смета доходов и расходов.
Доходы: взносы участников, поступления от учредителей, целевые поступления, средства из государственного бюджета, выручка от платной услуги/товаров, проценты, доходы от собственности.
Расходы: по выполнению уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы – заработная плата, отчисления в фонд социального страхования, затраты по аренде помещений, амортизация, коммунальные услуги, ремонт, покупка инвентаря, оборудования, издательская деятельность, проведение конференций); предпринимательской деятельностью, потери и списания.
Финансы общественных объединений. Средства образуют: вступительные и членские взносы, спонсорство, поступления от учредителей, доходы от предпринимательской деятельности, средства из государственного бюджета.
Бюджет ФСО, находящейся на государственном финансировании:
Структура расходов:
1. По статье «Заработная плата»предусматривается расходы:
- на выплату заработной платы по установленным должностным окладам штатным работникам;
- на почасовую оплату тренеров-преподавателей, выплату надбавок к заработной плате, выплату премиальных сумм
2. Статья «Начисленные на заработную плату» включает
расходы на государственное социальное страхование. Взносы
отчисляются в установленных процентах со всех сумм
заработной платы, учитываемой по статье (Заработная плата).
3. На статью «Канцелярские и хозяйственные расходы относятся расходы:
• на приобретение канцелярских и письменных принадлежностей, бухгалтерских книг, бланков, переплетение и брошюровку документов.
• на связь (абонементная мата за телефон, оплата почтовых отправлений, переговоров и т.п.),
• на приобретение справочной, официальной и периодической литературы (газеты, журналы, справочники и т.п.);
• на аренду помещения; оплату хозяйственных расходов на отопление, освещение и содержание в чистоте помещений; на водоснабжение, канализацию, ассенизацию; на оплату топлива, электроэнергии и воды для хозяйственных и других целей;
• на текущий ремонт помещений;
• дезинфекцию помещений; приобретение предметов, материалов, используемых в хозяйственных целях (за исключением расходов на приобретение предметов и материалов, инвентаря, оборудования и обмундирования).
• на приобретение медикаментов, аптечек, перевязочных средств;
• на хозяйственное обслуживание совещаний, конференций;
• на содержание и наём транспорта, на стирку белья и санитарно-гигиеническое обслуживание
• на текущий и капитальный ремонт здания, оборудования и инвентаря.
4. Статья «Командировки и служебные разъезды»
5. На статью «Расходы учебные, на производственную
практику учащихся, научно-исследовательские работы и
приобретение книг для библиотек» относятся расходы:
- научно-исследовательские работы, приобретение книг,
письменных принадлежностей и других материалов,
используемых для занятий с учащимися в спортивной
организации.
6. Статья «Приобретение оборудования и инвентаря»
7. Статья «Приобретение мягкого инвентаря».
8. Статья «Капитальный ремонт зданий и сооружений»
9. На статье «Прочие расходы» включаются следующие расходы: на организацию мероприятий культурно-просветительного характера, проведение физкультурных мероприятий, соревнования.
Факторы, влияющие на величину затрат:
• цены на спортивное оборудование, инвентарь, спортивную одежду и обувь
• ставки заработной платы и должностные оклады работников физической культуры и спорта
• ставки за аренду спортивных сооружений
• уровень спортивной квалификации занимающихся.
Документы, регламентирующие нормы расходов:
1. Табель спортивного инвентаря, спортивной формы, обуви и сроки их годности.
2. Положение о ФСО – наполняемость групп и режим УТП
3. Нормы проживания и питания учащихся
4. Санитарно-гигиенические нормы
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФСО.
Хозяйственная деятельность и те процессы, что в ней проистекают, являются объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и микроэкономики, управления, планирования и организации производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д.
Анализ ФХД – модели оценки эффективности:
1. Целевая модель эффективности деятельности ФСО
2. Модель системы средств эффективности деятельности организации (возможность влиять на внешнюю среду и обеспечение себя необходимыми средствами). Некоммерческие ФСО за счет взносов.
3. Модель процесса эффективности деятельности организации. Успешность внутренних процессов. Федерации по видам спорта.
Способы обработки экономической информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности:
1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлого периода, что дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов (пример в таблице 1).
Год | Объем производства продукции | Численность работников | Выработка одного работника | |||
млн. руб. | % к базисному году | чел. | % к базисному году | млн. руб. | % к базисному году | |
ХХХ1 | 100,0 | 100,0 | 7,9 | 100,0 | ||
ХХХ2 | 95,8 | 8,4 | 106,3 | |||
ХХХ3 | 91,7 | 8,7 | 110,1 | |||
ХХХ4 | 88,3 | 9,4 | 119,0 | |||
ХХХ5 | 10 500 | 110,5 | 83,3 | 10,5 | 132,9 |
2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.
Вид продукции | Объем производства продукции, млн. руб. | Абсолютное отклонение от плана, млн. руб. | Выполнение плана, % | |
план | факт | |||
А | +24 | |||
Б | -40 | |||
В и т.д. | +100 | |||
Итого | +120 | 107,5 | ||
3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, энергии, сырья, воды и т.д.). Необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.
4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники.
5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению.
Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явления в единицах меры, веса, объема, стоимости и т.д. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какой-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).
Проблема эффективности – важнейшая проблема экономики. Хозяйственная деятельность предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономическая эффективность – показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат), т.е. чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Экономические аспект эффективности рассчитывается через эффективность использования ресурсов и показатели общей эффективности. Ресурсная эффективность определяется соотношением результата с одним из факторов производства (труд, капитал, материалы и т.д.). Примеры показателей ресурсной эффективности являются производительность труда, материалоотдача, материалоемкость. Производительность труда – основной показатель эффективности. Сегодня часовая производительность труда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции – в 3,8 раза, США – 3,6 раза, Японии и Германии – в 2,8 раза.
Общая эффективность рассматривается как соотношение результат с общими текущими затратами и рассчитывается следующим образом: ЭФ=Р/З. Общая экономическая эффективность выражается в показателях рентабельности: Р=Прибыль/использованный капитал; Р=Прибыль/издержки производства.
2. Материально-техническая база физической культуры и спорта.
К материально-технической базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, спортивное оборудование, земля, на которой располагаются спортивные объекты, предприятия, изготавливающие спортивные товары. Сеть спортивных сооружения представляет наиболее значительную часть МТБ и включает три подсистемы: сооружения по месту работы граждан, сооружения в местах общественного обслуживания, самостоятельные сооружения.
Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения – это объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивно-зрелищных мероприятий.
Виды ФСС:
А) По функциональному назначению: 1)Основные, вспомогательные,
для зрителей; 2) спортивно-зрелищные, учебно-тренировочные, физкультурно-оздоровительные.
Б) По отношению к природе: крытые, открытые
В) По объему: плоскостные, объемные
Г) По характеру использования: универсальные, специализированные.
Потребность в физкультурно-спортивных сооружениях различных групп населения
Для изучения потребностей населения в физкультурно-спортивных учреждениях можно предложить следующую схему:
· Провести анализ подушного дохода различных групп населения
· Определить примерную численность сословий
· Изучить потребность в спортивных сооружениях у различных поло-возрастных групп населения через систему анкетирования в различных регионах определить характер потребностей на текущий момент и перспективу
2. Фонды физкультурно-спортивных сооружений. Экономическое и правовое положение.
ü Основные фонды ФСС– материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течении длительного времени и утрачивающие свою стоимость по частям (здания, сооружения, машины и оборудование, приборы и инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, средства транспорта).
ü Основные фонды– это часть имущества организации, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнения работ или
оказания услуг, которые в течение длительного периода сохраняют свою натуральную форму, неоднократно участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на стоимость продукции по частям, постепенно.
Примечание: основные средства входят в состав внеоборотных активов организации (предприятия), наряду с землей (земельными участками), природными объектами (водные объекты), незавершенным строительством
Отличительные черты:
· Непосредственное участие в обслуживании населения
· При определении затрат на производство услуг необходимо учитывать амортизацию, т.е. величину стоимости износа и капитального ремонта основных фондов. При этом исходят из балансовой стоимости основных фондов, т.е. цены приобретения или постройки.
Оборотные фонды ФСС: состоят из основных и вспомогательных материалов (малоценный и быстро изнашиваемый инвентарь, оборудование топливо и т.п.) служивший не менее 1 года.
Отличительные черты:
· Их стоимость переносится на затраты по производству услуг целиком и сразу или в течение сравнительного короткого периода времени.
Основные фонды
1. Здание | 2. Сооружение |
строительно-архитектурные объекты, обеспечивающие создание условий для труда, хранения материальных ценностей | инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно- территориальные границы |
Корпуса спортивные, базы лыжные, для прыжков с трамплина, гребные и др., спортивные школы, залы спортивные, дворцы спорта. Залы зрелищно-спортивные, танцевальные. | Бассейны, велодромы, велотреки, катки, комплексы, поля для стрельбы из лука, футбольные поля, стадионы, трибуны, стрельбища, манежи, тиры, ФОК. |
Основные фонды делятся материальные (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.) и нематериальные основные фонды (программное обеспечение, объекты интеллектуальной собственности – торговые знаки, патенты).
Показатели эффективности использования основных фондов:
- фондоотдача – отношение объема реализованной продукции и услуг в стоимостном выражении к среднегодовой стоимости основных фондов.
- фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи
- загрузка оборудования по мощности, по времени и т.п.
Натуральные показатели:
• количество единиц основных средств в штуках;
• площадь (в кв.м.) для залов, бассейнов, плоскостных сооружений;
• единовременная пропускная способность в чел/кв.м либо