Табельное имущество ФСО

Структура отрасли «Физическая культура и спорт»

В структуре отрасли необходимо сразу выделить два ключевых элемента – физической воспитание и спортивные зрелища, развитие потребностей в который и предопределило необходимость соответствующей специализации в рамках общего процесса развития разделения труда.

а) физическая культура – организация досуговой деятельности, приносящей радость, удовлетворяющей естественные потребности человека в движении, полноценном отдыхе, общении;

б) спорт – организация зрелищных мероприятий – самых массовых, удовлетворяющих эстетические, познавательные, эмоциональные интересы

потребителей.

Физическое воспитание – деятельность, преследующая физкультурно-оздоровительные цели. Данная подотрасль удовлетворяет потребности в физической активности, служит средством оздоровления всей нации, повышения уровня физической культуры населения. Отличительным признаком является массовость.

Подвиды (рассчитаны на определенные группы населения): детско-юношеский спорт, студенческий, профессионально-прикладной, ветеранов, инвалидов. Основная общественная функция – воспитательная (подготовка к

жизнедеятельности, развлечение и отдых). Реализуются устремления самоутвердиться среди ближайшего окружения, приобщиться к физической культуре.

Спорт – исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям. Основным ядром спорта являются спортивные мероприятия (спортивные соревнования, показательные выступления, массовые спортивные праздники и т.д.), проводимые в расчете прежде всего на зрителей, телезрителей и радиослушателей (репортаж о проведении).

Подвиды:

- олимпийский (виды спорта, входящие в программу Олимпийских игр), основная функция – миротворческая, показатель генофонда, заменитель войны - сохранение мира;

- коммерческий (виды спорта, имеющие устойчивую популярность у зрите-

лей, футбол, бокс, автогонки и др.), является катализатором экономики, предоставляет зрелища;

- некоммерческий – выполняет промежуточную функцию между зрелищностью и миротворчеством, виды спорта, которые не включены в олимпийскую программу и не собирающие большую зрительскую аудиторию.

Современное состояние отрасли «Физическая культура и спорт» можно охарактеризовать за счет основных показателей:

ü Общее количество коллективов и клубов по ФК

ü Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений

ü Общая численность физкультурных кадров

ü Численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта

ü Общий объем платных услуг

ü Объем финансирования государственного бюджета

Показатели развития отрасли «ФК и С

3. Социально-культурные услуги как основной продукт отрасли «физическая культура и спорт». Предложение и спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт».

Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли является производство определенного продукта.

Продукт – это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде выполненных работ и услуг.

Продукт

Потребительские свойства Конкурентоспособность

Качество, уровень соц.эк. развития Технические, коммерческие, организационно-экономические условия потребления

Товар – продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, т.е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи.Товар – продукт труда, предназначенные для обмена путем купли-продажи.

Услуга –специфический продукт труда, который не приобретает вещественной формы и потребительная стоимость которого в отличие от товара заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.Услуга – любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Блага, необходимые для удовлетворения потребностей, создаются в процессе производства.

Услуга

Материальная услуга Социально-культурная услуга

Классификация услуг в сфере ФК и С

Согласно ГОСТ Р 52054-2003

Проведение занятий по физической культуре и спорту

Проведение спортивно-зрелищных мероприятий

Организация и проведение УТП

Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению

Информационно-консультативные и образовательные услуги

Прочие спортивные услуги

II. Классификация используемая для проведения маркетингового, экономического анализа, ПУР по вопросам менеджмента спортивной организации:

По уровню спорта: услуги СВД; массового спорта

По форме распределения общественных форм потребления: платные и бесплатные

По мотивам производства: коммерческие и некоммерческие

По характеру потребности: организованные занятия спортом, неорганизованные занятия спортом

По уровню: простые, комплексные, профессиональные

3. Предложение и спрос на рынке услуг отрасли «физическая культура и спорт».

В условиях рыночной экономики услуги являются объектом купли-продажи, в связи с чем их производители выступают в качестве продавцов, а потребители – в качестве покупателей. Первые представляют на рынке предложение, а вторые спрос.

Спрос – это представленная на рынке потребность в услугах (товарах), ограниченная действующими ценами и платежеспособностью потребителя.

Совокупный (агрегированный) спрос - определяется неценовыми факторами – абсолютная численность населения, уровень его доходов, и наличие у населения времени.

Частный спрос характеризуется спросом отдельных потребителей или групп на отдельные услуги или их группы.

В основе спроса лежат потребности клиентов. Потребность – нужда в чем-либо или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребности безграничны, полностью неутолимы и постоянно умножаются (за счет роста народонаселения (по данным ООН численность населения Земли в 1950 – 2,5 млрд., в 2000 – 6,0 млрд., а к 2015 г – 7,5 млрд. чел); развитие человечества, которое приводит к увеличению количества объектов интереса и желаний; достижение НТР способствует формированию новых потребностей). Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага являются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Блага – это любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Производство – приспособление человечеством вещества (ресурсов) к удовлетворению своих потребностей. Ресурсы – это возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства.

В экономической теории выделяют два вида ресурсов: материальные ресурсы и людские (трудовые). Материальные ресурсы – это капитал (т.е. средства производства, включая инфраструктуру: машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, связь и т.д.) и земля (т.е. все естественные ресурсы – пахотные земли, леса, месторождения, водные и климатические ресурсы). Капитал, воплощенный в средства производства называется реальным капиталом, а капитал, не инвестированный в производство – сумма денег (денежный капитал) и представляет собой инвестиционные ресурсы.

Понятием «труд» обозначают физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Трудовые ресурсы – это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Очевидно, что сегодня трудовые ресурсы ограничены, т.к. происходит старение населения (1950 г. – на одного пенсионера приходилось 12 человек трудоспособного возраста; 2007 г. – 9 человек, и ожидается снижение до 4.)

Предложение – количество услуг (товаров), которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Предложение в отрасли «Физическая культура и спорт» напрямую связано с количеством разнообразных физкультурно-спортивных организаций, производящих различные услуги, и во многом зависит от таких неценовых факторов, как наличие кадров, развитие сети ФСС, возможности финансирования. На рынке услуг отрасли «Физическая культура и спорт» имеет место как конкуренция между производителями определенных услуг, так и конкуренция с другими отраслями сферы услуг за свободное время и средства потребителя.

Конкретное соотношение предложения и спроса на рынке услуг отрасли «Физическая культура и спорт» может быть охарактеризовано как рынок продавца и рынок покупателя. Рынок покупателя представляет собой такую ситуацию, когда предложение преобладает над спросом. Данное положение обеспечивает покупателям больше власти на рынке за счет возможности широкого выбора услуг и в связи с этим воздействия на ценообразование и иные условия их представления. В условиях высокой конкуренции продавцы вынуждены бороться за покупателя, применяя различные инструменты маркетинга. На рынке покупателя могут существовать различные разновидности спроса:

- отсутствие спроса

- отрицательный спрос

- падающий спрос

- нерегулярный спрос

Рынок продавца –это положение на рынке, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит. В данной ситуации продавцам обеспечена большая рыночная власть по сравнению с покупателями и, как следствие, возможность диктовать свои условия, т.к. конкуренция среди производителей имеет незначительный уровень. На рынке продавца могут существовать следующие разновидности спроса:

- скрытый спрос

- чрезмерный спрос

- нерациональный спрос

Баланс предложение и спроса, рынка продавца и покупателя характеризуют полноценный спрос, т.е. такое состояние рынка услуг отрасли «Физическая культура и спорт», когда производители удовлетворены своей работой, а потребители – спектром и качеством предоставляемых услуг.

Раздел 2. Финансовое обеспечение физической культуры и спорта

Лекция 2.Бюджетное и внебюджетное финансирование физической культуры и спорта

Вопросы:

1. Понятие бюджетного финансирования, функциональная классификация доходов и расходов бюджетов РФ. Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ. Технология подготовки гос.бюджета в части расходов на развитие ФК и С.

2. Собственные источники финансирования отрасли.

1. Бюджетное и внебюджетное финансирование физической культуры и спорта.

Финансирование физической культуры и спорта в странах с рыночной экономикой предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно объединить в две основные группы – бюджетные и внебюджетные.

Бюджетное финансирование – предоставление в безвозвратном порядке средств из государственного бюджета предприятиям и организациям для полного или частичного покрытия их расходов.

Технология подготовки государственного бюджета в части расходов на развитие отрасли заключается в следующем – Министерство спорта учитывая необходимые затраты разрабатывает проект бюджета, который проходит обсуждение и утверждение в Министерстве финансов, а затем передается в Государственную думу РФ, где вносятся поправки и уточняются расходы, после положительного голосования федеральный бюджет становится законом страны. Аналогичная процедура формирования бюджета на уровне местных органов самоуправления. При этом экономической основой деятельности Министерства спорта РФ при взаимодействии с субъектами, являющимися участниками отношений в сфере физической культуры и спорта являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию расходных обязательств. В федеральном бюджете на 2011 г. Министерству спорта предусмотрено выделить на развитие физической культуры и спорта средства в объеме 42,4 млрд. руб., а в целом ведомственные расходы должны составить 52,5 млрд. руб., помимо расходов на Олимпиаду Сочи 2014 г.

Впервые в истории существования государственного органа управления спортом в федеральном бюджете финансовое обеспечение физической культуры и спорта выделено в самостоятельный раздел 1100 – «Физическая культура и спорт» с подразделами:

01 – физическая культура

02 – массовый спорт (2011 г. – 12,2 млрд. руб.)

03 – спорт высших достижений (2010 г. – 5,9 млрд. руб.; 2011 г. – 28,7 млрд. руб.)

04 – прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта (25 млн. руб.)

05 – другие вопросы в области ФК и С

В структуре затрат, финансируемых из федерального бюджета на развитие физической культуры и спорта, можно выделить следующие направления:

- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта – 66,5%

- подготовка, организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий и обеспечение сборных команд России – 25%

- расходы на обеспечение аппарата, подведомственных учреждений, осуществление международной деятельности - 6,5%

Финансирование отрасли осуществляется на основе бюджетной классификации РФ – группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ:

Доходы бюджета:

· Налоговые: на прибыль, товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, на имущество, внешнюю торговлю, пошли и сборы.

· Неналоговые доходы: доходы от имущества, находящиеся в госуд. и муницип. собственности, доходы от продаж земли и нематериальных активов, штрафы.

· Безвозмездные перечисления: внебюджетные фонды, бюджеты других уровней.

· Доходы целевых бюджетных фондов: дорожные, экологические, фонд управления и др.

· Доходы от предпринимательской и иной деятельности приносящей доход:

Функциональные расходы бюджета:

1. Экономические расходы бюджета

Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных организаций – закупка товаров и оплата услуг: оплата труда, командировки, оплата транспорта, оплата услуг связи, коммунальные платежи, трансферты населению.

Капитальные - это часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность – вложение в основные фонды (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальные ремонт).

2. Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджета.

3. Государственный внешний и внутренний долг.

2. Собственные источники финансирования отрасли

Переход к рыночным отношениям значительно уменьшил возможности государств в финансировании отрасли. Ограниченность финансовых средств создает большие трудности в реализации спортивными организациями своих функций и настоятельно требует поиска новых форм деятельности для привлечение ресурсов. С позиции воспроизводства национального дохода физическая культура и спорт – это сфера потребления. Но как отрасль она имеет свои источники финансирования и накопления денежных средств.

А) Доходы от предпринимательской деятельности (самофинансирование) – деятельность, связанная с коммерческим риском направленная на получение прибыли. Осуществляется физическими и юридическими лицами по следующим направлениям:

- Индивидуальное предпринимательство (профессиональные спортсмены и тренеры).

- Предпринимательская деятельность спортивных клубов, лиг, федераций.

- Предпринимательская деятельность предприятий, специализирующиеся на производстве спортивных товаров, услуг и информации.

Б) Налоговые льготы ФСО:

- Освобождение от уплаты НДС при небольшом обороте реализации (общая сумма выручки за три предшествующих календарных месяца не должны превышать 2 млн. руб.)

- Полное или частичное освобождение от уплаты земельного налога

- освобождение части услуг от уплаты НДС: услуги по содержанию детей в ДОУ, проведение занятий с детьми в кружках, секциях; услуги в сфере образования по проведению некоммерческими организациями учебно-производственного или воспитательного процесса

- В некоммерческих спортивных организациях вступительные, членские взносы, целевые отчисления, пожертвования не рассматриваются как прибыль.

- Сумма налогооблагаемой прибыли любой организации уменьшается на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций. Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающие спонсорскую помощь ФСО, уменьшается на сумму поддержки, него не более 3% от налогооблагаемой базы.

Освобождены от уплаты НДС: реализация входных билетов, аренда спортивных сооружений, редакционная, издательская деятельность.

Местные органы управления могут устанавливать льготные тарифы но водоснабжение, электроэнергию и т.д.

В) Игорный бизнес (Указ президента РФ «О государственном регулировании спортивных и других лотерей»): лотереи, тотализатор, системная (электронная игра).

Объем призового фонда для коммерческих лотерей устанавливается в размере 50% к объему выручки, для целевых лотерей – 40%, благотворительных лотерей – 30% к объему выручки.

Г) Спонсорство (поддерживать, субсидировать) – процесс взаимодействия спонсора и спонсируемого где вторые получают материальную поддержку, а первые получают возможность участвовать в реализации маркетинговых функций. Субъекты и объекты спонсорства. Задачи спонсора:

Создание своей компании позитивного имиджа

Удержание постоянных партнеров по бизнесу

Выявление новых партнеров по бизнесу

Д) Поступления внебюджетных фондов («Спартак имени братьев Знаменских», «Физкультура и здоровье», «Газфонд»).

Е) Доходы от продажи билетов:

Самостоятельная реализация услуги (- спекуляция; адекватное ценообразование; защита от подделки; создание розничной и Интернет-сети (билетный ритейл)). Передача билетного бизнеса сторонним организациям.

Ж) Купля-продажа прав трансляций:

Эксклюзивные

Пакетные права (выборочные)

Отдельные права (фрагментарные)

З) Проведение коммерческих соревнований (взносы, билеты, торговля, парковка, размещение рекламы).

Доходы о рекламной деятельности

И) Доходы от аренды

К) Выпуск значков, атрибутики, сувениров

Л) Доходы от операций с ценными бумагами

Лекция 3. Финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивной организации. Материально-техническая база физической культуры и спорта.

Вопросы:

1. Бюджет физкультурно-спортивной организации. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФСО.

2. Понятие материально-технической базы. Основные и оборотные фонды спортивных сооружений. Амортизационные отчисления как источник воспроизводства основных фондов и нематериальных активов.

1. Бюджет физкультурно-спортивной организации. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФСО.

Бюджет – баланс денежных доходов (поступлений) и расходов (использования) на в стоимостной форме на определенный срок. Официальный плановый финансовый документ (приходно-расходная смета).

Основным требование к бюджету является соответствие целевых поступлений средств направлению их использования. В физкультурно-спортивных организациях различают:

- сметное финансирование

- финансы общественных объединений

- финансирование, построенное на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Сметное финансирование. Главным источником инвестирования являются бюджетные средства, основные услуги потребителю оказываются бесплатно. Для составления смет в качестве исходных используют контрольные цифры и экономические нормативы. При этом контрольные цифры носят рекомендательный характер, а экономические нормативы определяются на основе законодательно утвержденных норм и служат для расчета общей суммы средств: нормативов бюджетного финансирования действующего учреждения; норматив образования фонда заработной платы; норматив образования социального и производственного фондов.

Механизм сметного финансирования

• Смета расходов спортивной организации является основным документом, определяющим объем, целевое назначение и поквартальное распределение ассигнований, отпускаемых на содержание спортивной организации.

• Расходование средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметное назначение как в целом по смете, так и по отдельным статьям расходов, производиться не должно.

• Смета организации составляется по установленной типовой форме на календарный год с обязательным заполнением всех предусмотренных показателей.

• Смета утверждается вышестоящей организацией в установленные сроки. При её утверждении вышестоящая организация уточняет намеченные годовые и квартальные размеры ассигнований для

• всех организаций с таким расчётом, чтобы общая сумма расходов не превышала их.

• Утверждение сметы оформляется специальной надписью руководителя вышестоящей организации на ее лицевой стороне: указывается общая сумма расходов, фонд заработной платы работников штатного и нештатного персонала, дата утверждения.

На основе нормативов и контрольных цифр составляется смета доходов и расходов.

Доходы: взносы участников, поступления от учредителей, целевые поступления, средства из государственного бюджета, выручка от платной услуги/товаров, проценты, доходы от собственности.

Расходы: по выполнению уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы – заработная плата, отчисления в фонд социального страхования, затраты по аренде помещений, амортизация, коммунальные услуги, ремонт, покупка инвентаря, оборудования, издательская деятельность, проведение конференций); предпринимательской деятельностью, потери и списания.

Финансы общественных объединений. Средства образуют: вступительные и членские взносы, спонсорство, поступления от учредителей, доходы от предпринимательской деятельности, средства из государственного бюджета.

Бюджет ФСО, находящейся на государственном финансировании:

Структура расходов:

1. По статье «Заработная плата»предусматривается расходы:

- на выплату заработной платы по установленным должностным окладам штатным работникам;

- на почасовую оплату тренеров-преподавателей, выплату надбавок к заработной плате, выплату премиальных сумм

2. Статья «Начисленные на заработную плату» включает
расходы на государственное социальное страхование. Взносы
отчисляются в установленных процентах со всех сумм
заработной платы, учитываемой по статье (Заработная плата).

3. На статью «Канцелярские и хозяйственные расходы относятся расходы:

• на приобретение канцелярских и письменных принадлежностей, бухгалтерских книг, бланков, переплетение и брошюровку документов.

• на связь (абонементная мата за телефон, оплата почтовых отправлений, переговоров и т.п.),

• на приобретение справочной, официальной и периодической литературы (газеты, журналы, справочники и т.п.);

• на аренду помещения; оплату хозяйственных расходов на отопление, освещение и содержание в чистоте помещений; на водоснабжение, канализацию, ассенизацию; на оплату топлива, электроэнергии и воды для хозяйственных и других целей;

• на текущий ремонт помещений;

• дезинфекцию помещений; приобретение предметов, материалов, используемых в хозяйственных целях (за исключением расходов на приобретение предметов и материалов, инвентаря, оборудования и обмундирования).

• на приобретение медикаментов, аптечек, перевязочных средств;

• на хозяйственное обслуживание совещаний, конференций;

• на содержание и наём транспорта, на стирку белья и санитарно-гигиеническое обслуживание

• на текущий и капитальный ремонт здания, оборудования и инвентаря.

4. Статья «Командировки и служебные разъезды»
5. На статью «Расходы учебные, на производственную
практику учащихся, научно-исследовательские работы и
приобретение книг для библиотек» относятся расходы:
- научно-исследовательские работы, приобретение книг,
письменных принадлежностей и других материалов,
используемых для занятий с учащимися в спортивной
организации.

6. Статья «Приобретение оборудования и инвентаря»

7. Статья «Приобретение мягкого инвентаря».

8. Статья «Капитальный ремонт зданий и сооружений»

9. На статье «Прочие расходы» включаются следующие расходы: на организацию мероприятий культурно-просветительного характера, проведение физкультурных мероприятий, соревнования.

Факторы, влияющие на величину затрат:

• цены на спортивное оборудование, инвентарь, спортивную одежду и обувь

• ставки заработной платы и должностные оклады работников физической культуры и спорта

• ставки за аренду спортивных сооружений

• уровень спортивной квалификации занимающихся.

Документы, регламентирующие нормы расходов:

1. Табель спортивного инвентаря, спортивной формы, обуви и сроки их годности.

2. Положение о ФСО – наполняемость групп и режим УТП

3. Нормы проживания и питания учащихся

4. Санитарно-гигиенические нормы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ФСО.

Хозяйственная деятельность и те процессы, что в ней проистекают, являются объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и микроэкономики, управления, планирования и организации производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д.

Анализ ФХД – модели оценки эффективности:

1. Целевая модель эффективности деятельности ФСО

2. Модель системы средств эффективности деятельности организации (возможность влиять на внешнюю среду и обеспечение себя необходимыми средствами). Некоммерческие ФСО за счет взносов.

3. Модель процесса эффективности деятельности организации. Успешность внутренних процессов. Федерации по видам спорта.

Способы обработки экономической информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности:

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлого периода, что дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов (пример в таблице 1).

Год Объем производства продукции Численность работников Выработка одного работника
млн. руб. % к базисному году чел. % к базисному году млн. руб. % к базисному году
ХХХ1 100,0 100,0 7,9 100,0
ХХХ2 95,8 8,4 106,3
ХХХ3 91,7 8,7 110,1
ХХХ4 88,3 9,4 119,0
ХХХ5 10 500 110,5 83,3 10,5 132,9

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми.

Вид продукции Объем производства продукции, млн. руб. Абсолютное отклонение от плана, млн. руб. Выполнение плана, %
план факт
А +24
Б -40
В и т.д. +100
Итого +120 107,5
         

3. Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, энергии, сырья, воды и т.д.). Необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.

4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, достижениями науки и техники.

5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению.

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явления в единицах меры, веса, объема, стоимости и т.д. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какой-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

Проблема эффективности – важнейшая проблема экономики. Хозяйственная деятельность предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономическая эффективность – показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат), т.е. чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Экономические аспект эффективности рассчитывается через эффективность использования ресурсов и показатели общей эффективности. Ресурсная эффективность определяется соотношением результата с одним из факторов производства (труд, капитал, материалы и т.д.). Примеры показателей ресурсной эффективности являются производительность труда, материалоотдача, материалоемкость. Производительность труда – основной показатель эффективности. Сегодня часовая производительность труда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции – в 3,8 раза, США – 3,6 раза, Японии и Германии – в 2,8 раза.

Общая эффективность рассматривается как соотношение результат с общими текущими затратами и рассчитывается следующим образом: ЭФ=Р/З. Общая экономическая эффективность выражается в показателях рентабельности: Р=Прибыль/использованный капитал; Р=Прибыль/издержки производства.

2. Материально-техническая база физической культуры и спорта.

К материально-технической базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, спортивное оборудование, земля, на которой располагаются спортивные объекты, предприятия, изготавливающие спортивные товары. Сеть спортивных сооружения представляет наиболее значительную часть МТБ и включает три подсистемы: сооружения по месту работы граждан, сооружения в местах общественного обслуживания, самостоятельные сооружения.

Физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения – это объекты, предназначенные для занятий граждан физическими упражнениями, спортом и проведения спортивно-зрелищных мероприятий.

Виды ФСС:

А) По функциональному назначению: 1)Основные, вспомогательные,

для зрителей; 2) спортивно-зрелищные, учебно-тренировочные, физкультурно-оздоровительные.

Б) По отношению к природе: крытые, открытые

В) По объему: плоскостные, объемные

Г) По характеру использования: универсальные, специализированные.

Потребность в физкультурно-спортивных сооружениях различных групп населения

Для изучения потребностей населения в физкультурно-спортивных учреждениях можно предложить следующую схему:

· Провести анализ подушного дохода различных групп населения

· Определить примерную численность сословий

· Изучить потребность в спортивных сооружениях у различных поло-возрастных групп населения через систему анкетирования в различных регионах определить характер потребностей на текущий момент и перспективу

2. Фонды физкультурно-спортивных сооружений. Экономическое и правовое положение.

ü Основные фонды ФСС– материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течении длительного времени и утрачивающие свою стоимость по частям (здания, сооружения, машины и оборудование, приборы и инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, средства транспорта).

ü Основные фонды– это часть имущества организации, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнения работ или
оказания услуг, которые в течение длительного периода сохраняют свою натуральную форму, неоднократно участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на стоимость продукции по частям, постепенно.

Примечание: основные средства входят в состав внеоборотных активов организации (предприятия), наряду с землей (земельными участками), природными объектами (водные объекты), незавершенным строительством

Отличительные черты:

· Непосредственное участие в обслуживании населения

· При определении затрат на производство услуг необходимо учитывать амортизацию, т.е. величину стоимости износа и капитального ремонта основных фондов. При этом исходят из балансовой стоимости основных фондов, т.е. цены приобретения или постройки.

Оборотные фонды ФСС: состоят из основных и вспомогательных материалов (малоценный и быстро изнашиваемый инвентарь, оборудование топливо и т.п.) служивший не менее 1 года.

Отличительные черты:

· Их стоимость переносится на затраты по производству услуг целиком и сразу или в течение сравнительного короткого периода времени.

Основные фонды

1. Здание 2. Сооружение
строительно-архитектурные объекты, обеспечивающие создание условий для труда, хранения материальных ценностей инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно- территориальные границы
Корпуса спортивные, базы лыжные, для прыжков с трамплина, гребные и др., спортивные школы, залы спортивные, дворцы спорта. Залы зрелищно-спортивные, танцевальные. Бассейны, велодромы, велотреки, катки, комплексы, поля для стрельбы из лука, футбольные поля, стадионы, трибуны, стрельбища, манежи, тиры, ФОК.

Основные фонды делятся материальные (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.) и нематериальные основные фонды (программное обеспечение, объекты интеллектуальной собственности – торговые знаки, патенты).

Показатели эффективности использования основных фондов:

- фондоотдача – отношение объема реализованной продукции и услуг в стоимостном выражении к среднегодовой стоимости основных фондов.

- фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи

- загрузка оборудования по мощности, по времени и т.п.

Натуральные показатели:

• количество единиц основных средств в штуках;

• площадь (в кв.м.) для залов, бассейнов, плоскостных сооружений;

• единовременная пропускная способность в чел/кв.м либо

Наши рекомендации