Место инвестиционной стратегии в системе стратегического управления
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
В парадигме стратегического управления виды стратегий развития предприятия дифференцированы по их уровням. В системе этого управления обычно выделяют три основных вида стратегий – корпоративную стратегию, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес единиц).
Корпоративная стратегия определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия и наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия – максимизацию благосостояния его собственников.
Функциональные стратегии предприятия формируются, как правило, по основным видам его деятельности в разрезе важнейших функциональных подразделений предприятия. К числу основных стратегий этого уровня относятся: маркетинговая стратегия, производственная, финансовая, персонала, инновационная.
Стратегии хозяйственных единиц (бизнес стратегии) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей – обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии.
Концепция стратегического управления отражает чёткое стратегическое позиционирование предприятия (включая и его финансовую позицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Суть понятия «стратегия» сводится к следующему фундаментальному определению: Стратегия – это долгосрочное качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции в окружающей среде, приводящее организацию к её целям.
Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной борьбе, если она не имеет чётко определённых ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.
В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определённые цели. Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Далее люди входят в организацию для того, чтобы за счёт этого получать для себя определённый результат. И наконец, люди из внешнего окружения также преследуют свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают её существованию определённую направленность и тем самым развивают целевое начало в её деятельности. Это значит, что с самого начала организации имеют определённую целевую ориентацию, и эта целевая ориентация определяется миссией организации.
Стратегическое управление – это система, которая образно может быть представлена в виде дерева. Миссия организации, будучи корнями дерева стратегического управления, генерирует корпоративную стратегию, которую можно назвать основой или стволом дерева управления. Корпоративная стратегия является стратегией 1-го уровня и может быть разложена на спектр, состоящий из пяти основных функциональных стратегий: маркетинговую стратегию, производственную, финансовую, персонала, инновационную. Каждая из обозначенных функциональных стратегий является суть стратегией 2-го уровня и является основными ветвями «дерева» стратегического управления.
При разработке финансовой стратегии предприятия целесообразно выделять следующие доминантные сферы (направления развития) финансовой деятельности:
ü Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия. Цели, задачи и основные стратегические решения этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на финансовое обеспечение реализации корпоративной стратегии предприятия;
ü Инвестиционная стратегия. Параметры стратегического набора этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на обеспечение инвестиционной поддержки развития отдельных стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных единиц предприятия. Иными словами, составлять финансовую основу для формирования важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия в стратегической перспективе;
ü Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основных параметров финансового равновесия предприятия в процессе его стратегического развития;
ü Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора этой доминанты финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами предприятия и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную стратегию и отдельные функциональные стратегии предприятия.
Вышеназванные доминантные сферы или стратегии финансового развития являются стратегиями 3-го уровня. Используя аналогию с деревом стратегического управления – это мелкие ветви «на ветви финансовой стратегии». Под это определение подпадают «Инвестиционные стратегии компании», то есть изучаемая нами дисциплина описывает 3-й уровень «дерева» стратегического управления.
Представленная методология показывает, что любая финансовая дисциплина носит сугубо структурированный характер, то есть дисциплина, представленная на более высоком уровне «дерева» стратегического управления, может быть разложена на модули, находящиеся на более низких уровнях.
Схематически весь процесс представлен на Рис. 1. Пользоваться этим методом очень просто, для этого лишь нужно понимать суть, содержащуюся в названии дисциплины и обладать образным восприятием. Главное же – метод даёт целостную картину процесса стратегического управления.
УРОВЕНЬ КОРПОРАЦИИ
МИССИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ | ||||||
Наши рекомендации
|