Производственный, финансовый и операционный леверидж
Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией леверидж.
Леверидж – в буквальном понимании некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативного показателя. Различают 3 вида левериджа производственный, финансовый и общий (производственно-финансовый) леверидж.
1. Производственный леверидж – оценивает потенциальную возможность влиять на валовой доход путём изменения структуры затрат (себестоимости) и объёма продаж.
Уровень производственного левериджа определяется по формулам:
где m - относительное изменение соответственно валового дохода и объемов продаж. Например, .
Производственный леверидж показывает степень чувствительности валового дохода к изменению объёма продаж. Из формулы видно, что чем выше уровень условно-постоянных расходов, тем выше уровень производственного левериджа. Предприятие, повышающее свой производственный потенциал с целью снижения уровня удельных переменных издержек одновременно увеличивает уровень производственного левериджа.
С уровнем ПЛ связано понятие производственный риск – риск неполучения валового дохода или возникновения ситуации, когда предприятия не сможет покрыть всех расходов производственного характера.
Пример.
Проанализировать уровень производственного левериджа предприятия при увеличении объема производства с 80 до 88 тыс.единиц по следующим данным:
- цена единицы продукции - 3 тыс. руб;
- удельные переменные расходы – 2 тыс. руб;
- условно-постоянные расходы на весь выпуск – 30 млн. руб.
Решение.
Объем производства, ед. | Выручка от продаж, тыс. руб | Полные издержки, тыс. руб | Валовой доход, тыс. руб |
Q | V= p*Q | Z=Zc+Cv*Q | Wd=V-Z |
Упл =mWd / mQ Упл = ((58000-50000)/50000)/((88000-80000)/80000)= 1,6
Экономический смысл показателя – при увеличении объемов продаж на 1%, валовой доход предприятия вырастет на 1,6%. Если, например, объемы продаж на 5%, то валовой доход вырастет на 8%. Аналогично при снижении объемов.
2. Финансовый леверидж – оценивает потенциальную возможность влиять на прибыль предприятия путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов (источников средств).
Уровень финансового левериджа определяется по формулам:
.
где m - относительное изменение чистой прибыли;
I% - сумма процентов по ссудам и займам.
Финансовый леверидж показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль. Чем больше привлечённых предприятием заёмных средств, тем больше процент по ссудам и займам (I%), тем больше уровень финансового левериджа.
С понятием финансовый левериджа связано понятие финансового риска. Финансовый риск – риск, связанный с недостаточностью средств для выплаты процентов по долгосрочным ссудам и займам.
3. Производственно-финансовый леверидж – обобщающий показатель, оценивающий потенциальную возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объемов продаж, структуры затрат, объема и структуры долгосрочных пассивов. Уровень производственно-финансового левериджа определяется по формуле:
.
Производственный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска.
Общий риск – риск, связанный с возможным недостатком средств для покрытия текущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств.