Производственный и финансовый леверидж

1. Финансовый рычаг (финансовый леверидж) это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует степень риска и устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Финансовый рычаг = ЗК /СК

где ЗК – заемный капитал;

СС – собственный капитал.

Сложившийся в компании уровень финансового рычага отражает потенциальную возможность влияния на финансовые результаты путём изменения объёма и структуры долгосрочных пассивов. При этом уровень финансового рычага прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании. Компания со значительной долей заёмного капитала называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа, или финансово зависимой компанией, компания, финансирующая свою деятельность только за счёт собственных средств, называется финансово независимой.

Существуют две концепции финансового рычага: американская и европейская.

1. Американская концепция финансового рычага.

В рамках этой концепции влияние финансового рычага выявляется путём оценки взаимосвязи между чистой прибылью и величиной прибыли до выплаты процентов и налогов (ПДПН – прибыль до уплаты процентов и налогов). Финансовый рычаг отражает меру финансового риска деятельности предприятия, так как фирма, используя заемные средства, всегда рискует больше, чем фирма, не использующая заемный капитал. Каждый процент изменения прибыли до выплаты процентов за пользование заемными средствами и налогов (ПДПН) приводит к большему изменению чистой прибыли. То есть, чем выше сила воздействия финансового рычага, тем больше степень финансового риска предприятия, связанного с использованием заемных средств (возможен недостаток средств на выплату процентов по ссудам и займам).

Степень воздействия финансового рычага по этой концепции определяется по формуле:

Производственный и финансовый леверидж - student2.ru или Производственный и финансовый леверидж - student2.ru

где GI – прибыль до выплаты процентов и налогов;

Q – объем реализованной продукции;

P – цена единицы изделия;

V – переменные затраты на 1 изделие;

F – постоянные затраты;

In – проценты по заемным средствам.

Коэффициент DFL показывает во сколько раз прибыль до выплаты процентов и налогов превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объём привлеченных предприятием заёмных средств, тем больше выплачиваемая по ним сумма процентов, выше уровень финансового рычага и, следовательно, более вариабельна чистая прибыль.

2. Европейская концепция финансового рычага.

В рамках этой концепции финансовый рычаг характеризует эффективность использования заемного капитала. Эффект финансового рычага рассчитывается как разница между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов. Это показатель, отражающий уровень дополнительной прибыли на собственный капитал за счет использования заемных средств.

Эффект финансового рычага (ЭФР) рассчитывается по следующей формуле:

Производственный и финансовый леверидж - student2.ru

где ЭФР – эффект финансового рычага;

Снп – ставка налога на прибыль = 0,2;

Кра – коэффициент рентабельности активов (определяется как отношение валовой прибыли (чистой прибыли) к средней стоимости активов, %);

ПК – средняя ставка процента за пользование заемными средствами;

ЗК – средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК – средняя сумма собственного капитала предприятия.

Таким образом, эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое за счёт использования заёмных средств. Если же эффект финансового рычага принимает отрицательное значение, можно сделать вывод о неэффективном использовании заёмного капитала, которое приводит к снижению рентабельности собственного капитала.

В формуле эффекта финансового рычага можно выделить три основные составляющие:

1) налоговый корректор (1 – Снп);

2) дифференциал финансового рычага (Кра – ПК);

3) плечо финансового рычага (ЗК / СК).

Налоговый корректор – уменьшает эффект финансового рычага в зависимости от уровня налогообложения прибыли. На этот показатель предприятие практически не может влиять, так как ставки налога на прибыль устанавливаются законодательно. Тем не менее, фирмы могут быть зарегистрированы в свободных экономических зонах или государствах с более низким уровнем налогообложения.

Дифференциал финансового рычага – является главным элементом в формировании положительного эффекта. Этот эффект проявляется если уровень рентабельности активов превышает средний размер процента за пользование заемными средствами – ( Кра>ПК ).

Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия положительного или отрицательного эффекта, получаемого за счет дифференциала.

2. Операционный рычагилипроизводственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.

Сила воздействия производственного рычага (Рн) вычисляется по формуле:

Рн = (В-Зпер)/П = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П

где,В - выручка от продаж;
П - прибыль от продаж;
Зпер - переменные затраты;
Зпост - постоянные затраты.

Операционный рычаг не измеряется в процентах, поскольку представляет собой отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. А так как маржинальный доход, кроме прибыли от продаж, содержит еще и сумму постоянных затрат, то операционный рычаг всегда больше единицы.

Сила воздействия производственного рычага показывает, на сколько процентов увеличится прибыль при изменении выручки от реализации на один процент, т.е. если выручка от реализации вырастет на 5%, а сила производственного рычага равна 5, тогда прибыль соответственно увеличится на 25%. Очевидно, чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем сильнее сила воздействия производственного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. При ее снижении сила воздействия производственного рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат значительно быстрее.

Цена капитала

Цена капитала – это затраты фирмы на его использование в процентном выражении к стоимости используемого капитала. Определение цены капитала фирмы предполагает идентификацию основных его компонентов и расчет их цены. Результаты расчетов сводятся в единый показатель, называемый средневзвешенной стоимостью капитала (ССК, WACC – weighted average cost of capital).

В рыночных условиях значение данного показателя возрастает. Во-первых, максимизация стоимости фирмы требует, чтобы цена всех используемых факторов производства, включая задействованный капитал, была минимизирована. Снижение цена капитала предполагает знание принципов качественной оценки. Во-вторых, оценка цены капитала требуется при принятии решений по формированию инвестиционного бюджета.

Составляющими капитала акционерных обществ являются:

1) источники без выплаты процентов: кредиторская задолженность, задолженность по заработной плате, задолженность по налогам (до определенного срока);

2) Долгосрочные кредиты и займы;

3) Привилегированные акции;

4) Обыкновенные акции и нераспределенная прибыль.

Производственный и финансовый леверидж - student2.ru

где wi – доля составляющей капитала во всем капитале фирмы;

ki – цена составляющей капитала;

d – обозначает заемный капитал;

p – привилегированные акции;

s – обыкновенные акции и нераспределенная прибыль;

Т – ставка налога на прибыль фирмы.

Для остальных организаций (как правило, это не акционерные общества), использующих заемный капитал (ЗК), средневзвешенная стоимость капитала определяется как:

Производственный и финансовый леверидж - student2.ru

Одним из направлений использования CCК, является оценка инвестиционных проектов: если рентабельность инвестиционного проекта превышает ССК – проект принимается. Если предприятие имеет два различных направления бизнеса, с различной СCК, то рентабельность инвестиционного проекта должна превышать CCК того направления бизнеса, в котором проект планируется реализовать.

6. Дивидендная политика акционерного общества

Дивиденды - это часть чистой прибыли компании, распределяемая ежегодно между акционерами в виде дохода на акцию. Они выплачиваются из расчета определенной суммы на каждую акцию деньгами либо иным имуществом, например, акциями. Если в России вопрос выплаты дивидендов все еще остается предметом непрекращающихся прений между компанией и акционерами, то на Западе его уже давно решили в пользу последних. Как правило, значительные выплаты акционерам осуществляют коммунальные службы, а также другие компании, чья рентабельность жестко ограничивается государством. Также высокие дивидендные выплаты бывают на сформировавшихся, монопольных рынках, подверженных жесткому государственному регулированию. В среднем западные компании выплачивают в виде дивидендов треть своей прибыли. Наиболее высокие дивиденды в России традиционно выплачивают телекоммуникационные и нефтегазовые компании. Если говорить о стабильности выплат дивидендов, то ярким примером является нефтегазовый сектор, несмотря на то, что значительная часть чистой прибыли уходит в бюджет в виде налогов. Средняя дивидендная доходность по акциям нефтегазовых компаний составляет от одного до двух процентов рыночной цены акции.

Теории дивидендной политики:

1. Теория независимости дивидендов (авторы: Миллер и Модельянни). Теория утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периодах. Так как эти показатели зависят от суммы формируемой прибыли, а не распределяемой. Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направление основной массы прибыли на финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов, а обыкновенным акционерам дивиденды должны выплачиваться по остаточному принципу.


2. Теория предпочтительности дивидендов (авторы: Гордон и Линтнер). Теория утверждает, что каждая единица текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время, стоит всегда дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущим ему риском. Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники этой теории утверждают, что доход, полученный в форме дивидендов в большинстве случаев реинвестируется в акции своей или аналогичных компаний, а это, в свою очередь, не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики.

3. Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. По этой теории эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а также налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в конкретной системе налогообложения, конкретной страны в конкретный момент времени.


4. Теория сигнализирования построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций, в качестве базового элемента используют размер выплачиваемых по акциям дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Это возрастание автоматическое; реализация таких же акций будет приносить акционерам дополнительный доход. Наряду с этим выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.


5. Теория клиентуры (или теория соответствия дивидендной политики составу акционеров). По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы удовлетворить ожидания большинства акционеров и их менталитет. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и, наоборот, если основной состав хочет капитализировать прибыль, то надо ее капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате состав клиентуры станет более однородным.

На практике каждый решает для себя этот вопрос самостоятельно. Как правило, миноритарному акционеру, в особенности спекулянту, выгоднее получить большие дивиденды. Крупные акционеры, напротив, заинтересованы в направлении прибыли на развитие предприятия и увеличении стоимости акций в будущем. Именно рост курсовой стоимости акций составляет основу дохода российского инвестора.

Конфликты на почве дивидендной политики между акционерами и компаниями обычно связаны с ситуациями невыплаты дивидендов по привилегированным акциям, в результате чего они становятся голосующими. Часто не соблюдается правило выплаты 10-процентной чистой прибыли на привилегированные акции. В данном случае недовольны миноритарные акционеры. Обычно собственники компании это объясняют необходимостью направления чистой прибыли на развитие компании. В большинстве публичных компаний имеются положения о дивидендной политике, предусматривающие ежегодные выплаты на уровне 10-25% чистой прибыли, что вполне соответствует западным стандартам. Право на получение дивидендов появляется у акционера одновременно с покупкой ценных бумаг. В соответствии со статьей 42 закона № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года компания по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и по итогам финансового года может объявить о выплате дивидендов по акциям.

Перечень лиц, имеющих право на получение дивидендов, составляется на дату составления списка лиц (день закрытия реестра), имеющих право участвовать в общем, собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате дивидендов. Чтобы получить дивиденды, необязательно весь год владеть акциями. Достаточно успеть приобрести их до закрытия реестра. У большинства эмитентов эта дата приходится на весну. Как правило, общее собрание акционеров проходит через месяц после закрытия реестра. На нем решается, будут ли в этом году выплачиваться дивиденды и в каком размере. Решение о размере дивидендов и форме их выплаты по акциям каждой категории собрание акционеров принимает с учетом рекомендаций совета директоров. Общее собрание при принятии решения о выплате дивидендов не может превысить их размер, предложенный советом директоров. Если нет рекомендации совета директоров, то общее собрание не вправе принять решение о выплате дивидендов. Количественный состав совета директоров определяется общим собранием акционеров, и мажоритарные акционеры представлены в нем в большинстве. Поэтому и рекомендации совета директоров учитывают мнение мажоритарных акционеров, а не миноритарных. В такой ситуации миноритарии могут включить в повестку дня общего собрания акционеров вопрос о расширении состава совета директоров. Однако с предлагаемым решением должны быть согласны мажоритарные акционеры, в противном случае принять предлагаемое решение на собрании не удастся.

Если компания не принимает решения о выплате дивидендов, то у акционеров нет права требовать их выплаты в судебном порядке даже при наличии у общества прибыли. В случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срок акционер вправе обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся ему суммы дивидендов, а также процентов за просрочку исполнения денежного обязательства на основании статьи 395 Гражданского кодекса.

Впрочем, закон «Об акционерных обществах» содержит ряд случаев, когда общество не вправе объявлять дивиденды по акциям (до полной оплаты всего уставного капитала общества, до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены, и т.д.). А в некоторых случаях компания не вправе выплачивать уже объявленные дивиденды, когда на момент их выплаты возникли обстоятельства, не позволяющие произвести их. Поскольку такие обстоятельства, как правило, носят временный характер, поэтому после их прекращения акционеры вправе требовать выплаты дивидендов, которые общество обязано им выплатить в разумный срок.

Оптимальная дивидендная политика определяет равновесие между текущими дивидендными выплатами и будущим ростом фирмы с целью максималь­ного увеличения рыночной цены акций.

Существуют следующие политики выплаты дивидендов: политика устойчиво возрастающих диви­дендов, политика выплаты дивидендов по остаточному принципу и комбинированная политика выплаты дивидендов.

При определении политики выплаты дивидендов учитываются: юридические ограничения, инве­стиционные возможности, доступность и сто­имость альтернативных источников капитала, налогообложение.

Существуют и другие теории. Применение этих теорий на практике заключается в выборе типа дивидендной политики. Существует три подхода к формированию дивидендной политики:

1. консервативный - прибыль в первую очередь направляется на развитие предприятия, а на дивиденды - по возможности

2. агрессивный - прибыль в первую очередь используется на выплату дивидендов для поддержания инвестиционной привлекательности, высокого курса акций, а на развитие предприятия - по остаточному принципу

3. компромиссный (умеренный) - между агрессивным и консервативным подходами.

Консервативному подходу соответствуют два типа дивидендной политики:

1) Остаточная политика дивидендных выплат - прибыль в первую очередь направляется на формирование собственных финансовых ресурсов, финансирование необходимых инвестиций, а на дивиденды - по остаточному принципу.

Преимущества: обеспечивается развитие предприятия, повышается его финансовая устойчивость.

Недостатки: непредсказуемость и нестабильность дивидендов может привести к снижению курса акций.

2) Политика минимального стабильного размера дивидендных выплат.

Выплачиваются неизменные дивиденды на каждую акцию в течение длительного периода.

Преимущества: надежность и предсказуемость размера дивидендов обеспечивает стабильный курс акций.

Недостаток: нет связи размера дивидендов с конечным финансовым результатом.

Агрессивному подходу соответствуют два типа дивидендной политики:

1) Политика стабильного уровня дивидендов - устанавливается долгосрочный норматив распределения прибыли.

Преимущества: простота и тесная связь с финансовым результатом.

Недостатки: при нестабильной прибыли размер дивиденда изменчив, это ведет к нестабильности курса акций и высокому риску хозяйственной деятельности.

2) Политика постоянного возрастания размера дивидендов (самая агрессивная политика) предусматривает постоянный рост дивидендов на каждую акцию, устанавливается стабильный процент прироста.

Преимущества - обеспечивается положительный имидж и рост курса акций.

Недостатки – если темп роста дивидендов превышает темп роста прибыли, то снижается , инвестиционная активность предприятия и его финансовая устойчивость.

Такая политика подходит только для предприятий с постоянно растущей прибылью.

Компромиссному (умеренному) подходу соответствует политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (выплата экстра - дивидендов).

Преимущества: обеспечивается положительный имидж и рост курса акций, связь дивидендов с финансовым результатом.

Недостатки:

- при продолжительной выплате минимальных дивидендов снижается инвестиционная привлекательность предприятия.

- при частой выплате экстра - дивидендов они становятся ожидаемыми и перестают играть должную роль в поддержании курса акций.

7. Финансовое планирование и прогнозирование

В организации

Финансовое планирование является одним из важнейших этапов стратегического планирования деятельности предприятия. Его цель – разработка эффективной системы управления финансами для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и наиболее эффективных путей их достижения.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и финансовых норм и нормативов по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами на предстоящий плановый период.

Следует различать следующие методы составления финансовых планов, расчеты прогнозирования финансовых показателей при планировании финансовых показателей:

– расчетно-аналитический (финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых величин, показателей рассчитанных за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок развития в планируемый период);

– балансовый (построение баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании (остаток на начало + поступления = остаток на конец + расходы);

– нормативный (используется при наличии установленных норм и нормативов);

– метод оптимизации плановых решений (разработка ряда показателей планового периода и выбор из них оптимального на основе ряда критериев).

Финансовое планирование включает разработку следующих разделов (планов):

– план по финансовым результатам и распределению прибыли;

– баланс доходов и расходов (бюджет предприятия);

– план по инвестициям и их финансированию;

– плановый агрегированный баланс предприятия;

– план обеспечения безубыточности производства.

Исходными данными для разработки финансовых планов служат:

– целевые стратегические нормативы по основным направлениям финансовой деятельности на предстоящий период;

– результаты финансового анализа за предыдущий период;

– финансовая политика предстоящего периода по всем направлениям финансовой деятельности;

стоимостные показатели планов развития предприятия, определяемые в ходе технико-экономического планирования;

– действующая система ставок налоговых платежей и кредитных ставок на рынке капитала.

Период разработки финансовых планов непосредственно увязывается с периодом стратегического и технико-экономического планирования, так как результаты планов развития предприятия являются базой финансового планирования. Таким образом, финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем (см. табл. 2)

Таблица 2

Характеристика основных финансовых планов

Системы финансового планирования Основной методический подход к осуществлению планирования Формы реализации результатов финансового планирования Период планирования
1. перспективное финансовое планирование прогнозирование Разработка долгосрочного финансового плана по важнейшим направлениям финансовой деятельности предприятия До 3-х лет
2. текущее финансовое планирование Технико-экономическое о боснование Разработка текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия 1 год
3. Оперативное планирование финансовой деятельности бюджетирование Разработка и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности Месяц, квартал

Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или прочий временной период. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5 - 10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главная цель финансового прогнозирования состоит в определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования:

· метод экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);

· метод обработки пространственных и временных совокупностей;

· метод ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

· метод пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек.

Стратегический финансовый прогноз разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п.

Текущие финансовые прогнозы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.

Долгосрочные и краткосрочные прогнозы отличаются не только масштабом, но и целями.

Если главной целью долгосрочного прогноза является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия, то целью краткосрочного прогноза является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.

Финансовый прогноз, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему обобщения, творческого анализа и взаимоувязки финансовых показателей всех граней деятельности и развития предприятия. Следует иметь в виду, что в процессе финансового прогнозирования должны учитываться многие неформализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования организации.

Финансовая стратегия фирмы

Финансовая стратегия компании представляет собой сложную многофакторно ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала компании.

Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями компании с экономическими субъектами и государственными органами, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов.

Финансовая стратегия является базовой стратегией, поскольку обеспечивает (посредством финансовых инструментов, методов финансового менеджмента и др.) реализацию других базовых стратегий, а именно – конкурентной, инновационной. Это требует исследования взаимосвязи финансовой стратегии с выше названными стратегиями. Задачи реформирования отечественного бизнеса предполагают решение взаимосвязанных проблем формирования стратегии и внедрения нового качественного уровня управления финансами на базе достижения и реализации конкурентных преимуществ.

Необходимость идентификации финансовой стратегии в рамках общей компании обусловлена:

- диверсификацией деятельности крупных компаний в плане охвата ими различных рынков, в том числе финансовых;

- потребностями в изыскании источников финансирования стратегических проектов;

- наличием единой для всех компаний конечной цели при выборе стратегических ориентиров и их оценке – максимизации финансового эффекта;

- развитием международных и национальных финансовых рынков как «поля» для заимствования финансовых ресурсов и прибыльного размещения капитала, что связано с усилением роли финансов в жизнедеятельности компаний.

Стратегическая цель финансовой стратегии обеспечивается комплексом вспомогательных финансовых задач, представленных в конкретных программах. Учитывая изменчивость конъюнктуры и тенденций развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют компании, их значительную зависимость от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов в мировом сообществе, следует сформулировать ряд направлений формирования программ и проектов по реализации финансовой стратегии. Среди них:

- выявление приоритетных для компаний финансовых рынков и целевых рыночных сегментов для работы на перспективу; это предполагает наличие у компании сильного целевого блока развития, опирающегося на обработку существующих информационных баз данных;

- анализ и обоснование устойчивых источников финансирования;

- выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, эффективно сотрудничающих с компанией в долгосрочном аспекте;

- разработка долгосрочной инвестиционной программы, согласованной с приоритетными направлениями развития видов бизнеса, обусловленными общей стратегией компании;

- создание условий на будущее по поддержанию поступательного роста рыночной стоимости компании и курсов выпущенных ею ценных бумаг;

- формирование и совершенствование внутрифирменных финансовых потоков, механизмов трансфертного ценообразования;

- разработка с позиции стратегии программы эффективного централизованного управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других управленческих функций;

- прогнозные расчеты финансовых индикаторов экономической безопасности и устойчивости компании при стратегическом планировании деятельности компании.

Модель финансовой стратегии компании показывает, через систему каких инструментов (программы, проекты, реструктуризация, глобализация, диверсификация и др.) и методов (моделирование, планирование, анализ, прогнозирование и др.) она реализуется.

Применение инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах. Исследование взаимодействия финансовой стратегии с управлением компании позволяет сделать вывод о важнейшей роли финансовой стратегии.

Моделирование финансовой стратегии предприятия осуществляется на основе реализации следующих принципов:

- последовательной реализации принятой стратегии устойчивого развития предприятия;

- базировании на современной теоретической модели;

- учете оргструктуры предприятия и предполагаемых в ней изменений;

- вариантности формировании стратегии.

Общая схема формирования финансовой стратегии включает следующие этапы:

- описание компании как открытой системы;

- выработку стратегических целей;

- разработку вариантов стратегии;

- определение критериев отбора вариантов;

- конкретизацию выбранного варианта финансовой стратегии;

- оформление финансовой стратегии, ее принятие и доведение до исполнителя;

- организацию контроля за реализацией стратегии.

Разработка модели финансовой стратегии компании должна быть органически встроена в работу по подготовке и реализации общей стратегии компании.

В системе разработки финансовой стратегии одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. В последние годы в большинстве компаний традиционные формы планирования «дрейфуют» в направлении использования его современной формы – бюджетирования.

Финансовый план компании (в современном формате его понимания) – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников)

Наши рекомендации