Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Термин «финансы» получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования фондов денежных средств.

Финансы – представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств необходимых для выполнения функций государства и решения экономических, социальных и политических задач.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организуемых государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и стоящих перед ним задач.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе расширенного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Социально-экономическая сущность финансов в государственной сфере состоит в исследовании вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, возникающие во всех сферах движения стоимости общественного продукта и национального дохода, с целью выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства на макро- и микро уровне.

Финансы выражают денежные отношения, которые постоянно возникают в экономической сфере между:

· предприятиями, в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также при реализации продукции и услуг;

· предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

· государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

· предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· отдельными звеньями бюджетной системы;

· страховыми организациями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

Финансы выполняют воспроизводственную, распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизационную функции, через которые финансы реализуют свое общественное назначение.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя на всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организации. В результате участия финансов в производственной деятельности организации происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Воспроизводственная функция присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства.

Основными функциями государственных финансов являются распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов является главной, поскольку главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер. Основным объектом распределения, как уже нами ранее отмечалось, является стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) и национальный доход. В экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, войны, социальные потрясения, экономические кризисы) и при крупных социально-экономических преобразованиях с помощью финансов распределяется значительная часть национального богатства (элементы, принимающие денежную форму стоимости: золотой запас; валютные резервы; накопленные страховые резервы и др.). Субъектами распределения являются государство, юридические и физические лица. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению и достижению заданного результата. Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. С ее действием можно определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о регулирующей функции финансов. Регулирующая функция финансов проявляется на всех уровнях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

В условиях рыночной экономики финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Суть ее заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности, прежде всего, финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных, как отечественных, так и иностранных инвесторов. Достижение стабильности рассматривается Правительством Российской Федерации как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально-ориентированному экономическому росту.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма. Финансовый механизм – это совокупность способов управления финансовыми отношениями. Он включает: совокупность организационных форм финансовых отношений; порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; методы финансового планирования; формы управления финансами и финансовой системы; финансовое законодательство.

2.

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (бюджеты всех уровней государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Источниками формирования финансовых ресурсов общества являются:

· Валовой внутренний продукт;

· Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств);

· Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов и др.);

· Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы;

· Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

· Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

· Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

· Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

· Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов: сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера); способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе); организационно-правовой формы; отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся: собственные средства; заемные и привлеченные средства.

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

1) Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

2) Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации):

Ø выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных

Ø выручка от реализации имущественных прав

3) Внереализационные доходы.

К заемным и привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

1) Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

2) Кредиторская задолженность;

3) Бюджетные субсидии;

4) Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, то есть доходы от реализации, за счет которых образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

1. Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

2. Уплата процентов за пользование кредитом;

3. Погашение ссуд;

4. Страховые платежи;

5. Финансирование капитальных вложений;

6. Увеличение оборотных средств;

7. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

8. Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

9. Материальное поощрение работников организации;

10. Финансирование социальных нужд работников организации;

11. Благотворительные цели;

12. Спонсорство;

13. Другие.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации. Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации (взносы учредителей и членские взносы; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; бюджетные средства; безвозмездные перечисления физических и юридических лиц; прочие источники).

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания: расходы на оплату труда служащих; расходы на эксплуатацию помещения; расходы на приобретение оборудования; платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды); капитальные вложения; капитальный ремонт зданий и сооружений; другие.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальныхпредпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц, формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают: личные сбережения; доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности; заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на: расширение дела; платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды; расходы на оплату труда наемных работников; благотворительные взносы и пожертвования; другие.

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Наши рекомендации