Г л а в а 1. финансы и финансовая система российской федерации
Финансовое право.
Учебник
Ответственный редактор
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ
Н.И.Химичева
Издание 3-е,
переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
МОСКВА ЮРИСТЪ
УДК 347.73(075.8) ББК 67.402 Ф59
ОГЛАВЛЕНИЕ
Рецензенты:
доктор юридических наук, профессор Л.К. Воронова;
кафедра административного и финансового права
Московского государственного института международных отношений
(Университета) МИД РФ
Авторский коллектив: Горбунова О.Н., проф., д-р юрид. наук — гл. 9
Крохина Ю.А., проф., д-р юрид. наук — гл. 12, § 5 гл. 15 (совместно со Смирновым Д.А.), § 5 гл. 17 (совместно со Смирновым Д.Л.)
Писарева Е.Г., канд. юрид. наук — гл. 25
Покачалова Е.В., доц., канд. юрид. наук — гл. 21—23, 27, 28
Попов В.В., доц., канд. юрид. наук — § 2 и 3 гл. 10, § 3 гл. 15, § 1 гл. 16
Разгильдиева М.Б., канд. юрид. наук — § 2 гл. 15, § 4 гл. 17, § 1 гл. 18, п. Б § 2 гл. 19
Смирнов Д.А., доц., канд. юрид. наук — § 1, 4 и 5 гл. 10, § 1 гл. 15, § 5 гл. 15 (совместно с
Крохиной Ю.А.) и § 5 гл. 17 (совместно с Крохиной Ю.А.), § 4 и 5 гл. 20 ''. Соколова Э.Д., доц., канд. юрид. наук — гл. 26
Химичева Н.И., проф., д-р юрид. наук, академик Международной академии наук
высшей школы, заслуженный работник высшей школы РФ — предисловие,
гл. 1-8, 11, 13, 14, §4 гл. 15, §2-4 гл. 16, § 1-3 гл. 17, §2-4 гл. 18, гл. 19
(кроме п. «Б» § 2) § 1—3 гл. 20, гл; 24; алфавитно-предметный указатель
Руководитель авторского коллектива Н.И. Химичева
Финансовоеправо: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. — Ф59 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 749 с.
ISBN 5-7975-0559-2 (в пер.)
Рассматривается новое содержание финансового права Российской Федерации в условиях рыночной экономики и коренных политических реформ. Анализируются важнейшие институты этой отрасли права — финансовый контроль, государственные и муниципальные доходы и расходы, вопросы налогообложения физических и юридических лиц, правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий, государственный и муниципальный кредит, правовые основы организации страхового дела, банковского кредитования, денежного обращения, валютного регулирования и валютного контроля.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, всех изучающих юриспруденцию. Книга будет полезна работникам финансовых, налоговых, других органов государственной власти и местного самоуправления, пред-
принимателям.
ISBN5-7975-0559-2
УДК 347.73(075.8) ББК 67.402
> Юристъ, 2002
> Коллектив авторов, 2002
СОДЕРЖАНИЕ
Принятые сокращения................................ 12
Предисловие...................................... 13
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................ 19
§ 1. Понятие и роль финансов................. 19
§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)................................. 23
Глава 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ................................ 32
§ 1. Предмет и понятие финансового права................. 32
§ 2. Принципы российского финансового права............... 38
§ 3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права....... 44
§ 4. Система и источники финансового права................ 50
Глава 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.......... 59
§ 1. Понятие и виды финансово-правовых норм............... 59
§ 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды . .... 66
§ 3. Субъекты финансового права........................ 71
§ 4. Защита прав субъектов финансовых правоотношений ........ 77
Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ... 85
§ 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований... 85
§ 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства' и муниципальных образований.. 89
§ 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления...... 93
Глава 5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..98
§ 1. Компетенция представительных и исполнительных органов власти, главы государства в области финансовой деятельности . 98
§ 2. Компетенция финансово-кредитных органов.............102
Глава 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ...123
§ 1. Понятие и значение финансового контроля.............. 123
§ 2. Виды финансового контроля....................... 127
§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля...... 128
§ 4. Аудиторский финансовый контроль .............. 149
§ 5. Методы финансово го контроля...................... 153
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МЕСТНЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТОВ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ.159
Глава 7. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...............159
§ 1. Понятие, правовая форма и роль государственного и местного (муниципального) бюджета................... 159
§ 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения...........166
§ 3. Бюджетная система и бюджетное устройство в Российской Федерации .................................175
§ 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами....................178
Глава 8. БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА (КОМПЕТЕНЦИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ СУБЪЕКТОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ..192
§ 1. Понятие и общая характеристика бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований 192
§ 2. Особенности бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации .................................195
§ 3. Особенности бюджетных прав (компетенции) субъектов Российской Федерации......................198
§ 4. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований........................... 202
Глава 9. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС .:....................
§ 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы . . . . . ....
§ 2. Стадия составления проекта бюджета...............
§ 3. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета..........
§ 4. Стадия исполнения бюджета....................
§ 5. Отчет об исполнении бюджета....................
Глава 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЦЕЛЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ j^ ; И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ
§ 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов. 230
§ 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов............235
§ 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов..................................
§ 4. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ...
§ 5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов............................
Раздел II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ).
Глава 11. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..265
§ 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования...........
§ 2. Понятие, принципы и правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий . . . 270
Глава 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ..276
§ 1. Источники финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий..................
§ 2. Порядок финансового планирования на государственном и муниципальном предприятии ..................
§ 3. Правовые основы финансирования основных фондов и оборотных средств.........................
§ 4. Прибыль и порядок ее распределения на государственных и муниципальных предприятиях..................
Раздел III, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ.............
Глава 13. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ..
§ 1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов...............297
§ 2. Система государственных и муниципальных доходов ........299
§ 3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы......304
Глава 14. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА............310
§ 1. Налоги, их понятие и роль........................310
§ 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Порядок установления налогов и сборов.........316
§ 3. Налоговое право Российской Федерации, его источники.......326
§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права, их права и обязанности....................332
§ 5. Ответственность и защита прав налогоплательщиков ........343
§ 6. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит.......348
Глава 15. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ..........................353
§ 1. Налог на добавленную стоимость....................353
§ 2. Акцизы...................................358
§ 3. Налог на доходы физических лиц....................365
§ 4. Налог на операции с ценными бумагами................ 374
§ 5. Налог на добычу полезных ископаемых................377
Глава 16. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ........381
§ 1. Налог на прибыль организаций.....................381
§ 2. Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте..391
§ 3. Налог на игорный бизнес.........................392
§ 4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.........................394
Глава 17. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ, СБОРЫ, ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ .... 399
§ 1. Вводные положения............................399
§ 2. Государственная пошлина ........................399
§ 3. Таможенная пошлина...........................403
§ 4. Лицензионные сборы...........................407
§ 5. Платежи за пользование природными ресурсами...........414
Глава 18. РЕГИОНАЛЬНЫЕ (СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ) НАЛОГИ И СБОРЫ
§ 1. Налог на имущество предприятий ... .
§ 2. Налог с продаж....... ....
§ 3. Транспортный налог...... . . . .
§ 4. Сбор на нужды образовательных учреждений .
Глава 19. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ.....
§ 1. Особенности местных налогов и сборов.....
§ 2. Местные налоги и сборы, подлежащие введению на всей территории Российской Федерации
A. Налоги на имущество физических лиц . . ................ 443
Б. Земельный налог..........................
B. Регистрационный сбор......................
§ 3. Местные налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления . ... 452
Глава 20. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ .. 460
§ 1. Вводные положения...........
§ 2. Упрощенная система налогообложения..... .
§ 3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности . . . . . .
§ 4. Единый сельскохозяйственный налог...
§ 5. Правовой режим налогообложения в особых экономических ...........470
Глава 21. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.473
§ 1. Общие положения....................
§ 2. Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов ..484
§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование . . 493
§ 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 500
Раздел IV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА (ДОЛГА) И ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА .
Глава 22. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА (ДОЛГА).......
§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в Российской Федерации. Государственный и муниципальный долг
§ 2. Формы государственного и муниципального долга . . . .
§ 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита . ....... 544
§ 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом.. 551
§ 5. Правовое регулирование сберегательного дела.............568
Глава 23. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА...... 581
§ 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела.........................581
§ 2. Виды страхования. Обязательное страхование.............601
§ 3. Обязательное медицинское страхование................619
§ 4. Обязательное пенсионное страхование.................622
§ 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний...625
Раздел V. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ..................629
Глава 24. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ............629
§ 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов . . 629
§ 2. Понятие и правовые принципы финансирования расходов .....633
§ 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений.....638
Глава 25. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СМЕТНО-БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.....................644
§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты .... 644
§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение.............652
§ 3. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений.........................657
Раздел VI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 663
Глава 26. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ.....663
§ 1. Понятие, принципы и виды банковского кредитования.......663
§ 2. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями . . 668
§ 3. Банк России — орган банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций (банковских групп)...672
Глава 27. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАСЧЕТОВ..............................682
§ 1. Понятие денежной системы.......................682
§ 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации .... 687
§ 3. Правовые основы обращения наличных денег.............690
§ 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов . 692
§ 5. Правила ведения кассовых операций...............
Глава 28. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ......
§ 1. Понятие валюты и валютных ценностей........
§ 2. Понятие и содержание валютного регулирования
§ 3. Валютный контроль..................
Алфавитно-предметный указатель..........709
ПРИНЯТИЕ СОКРАЩЕНИЯ
АПК 1 ?— Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002 г.
ВВС •'" — Бюллетень Верховного Суда РФ
БК { ~~ Бюджетный кодекс РФ
БНА -^ — Бюллетень нормативных актов министерств и
; ; н; ;-• веД°мств Рф (ДО 1997 г.); Бюллетень нормативных
. актов федеральных органов исполнительной власти
ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР,
, РСФСР, РФ)
ГК ; г—Л ; Гражданский кодекс РФ
КоАП -,- "- Кодекс РФ об административных правонарушениях
НК — Налоговый кодекс РФ
САПП; — Собрание актов Президента и Правительства РФ
G3 ;*! ;— Собрание законодательства РФ
ТК .-'•: — Таможенный кодекс РФ
УК ' ' — Уголовный кодекс РФ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. отмечены в России бурным процессом формирования нового по своему содержд-нию финансового права. Долгие годы среди других отраслей права и юридических наук оно занимало весьма скромное место, не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Законы как источник финансового права были немногочисленны, вместо них действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Длительное время в пределах всего Союза ССР насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруденции. '
В последние годы произошли существенные изменения: активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений; резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей, широко проводятся научные исследования разнообразных финансово-правовых проблем.
Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономических и политических преобразовний, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, основанной на равном признании всех форм собственности; обновление в условиях распавшегося Союза ССР федеративных отношений, в том числе в области финансов; конституционное закрепление основ местного самоуправления; действие принципа разделения законодательной и исполнительной властей; признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Предисловие
Предисловие
Все это проявилось в изменении содержания, структуры и роли финансового права. Соответственно сложились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого целостного механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответствии с задачами общества и государства призвано осуществлять финансовое право как отрасль публичного права. Однако, будучи нацеленным на эти общезначимые задачи, финансовое право, исходя из конституционных норм, должно отражать и частные интересы граждан.
Под воздействием норм финансового права находится бюджетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований, обеспечивающими финансирование экономических, социальных, оборонных потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные социальные фонды — пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, осуществляется кредитно-денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования. Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан. Налоги являются теперь не только главным источником бюджетных доходов, они призваны стать важным инструментом государственного регулирования экономики.
Новые особенности в государственном устройстве и развитии местного самоуправления отразились на структуре источников российского финансового права — в их состав помимо нормативных актов федерального уровня входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемых в соответствии с их компетенцией. Усиление роли законодательных актов в регулировании финансовых отношений повлекло за собой кодификацию финансово-правовых норм, о чем свидительствует принятие Налогового и Бюджетного кодексов РФ.
Нестабильность и противоречивость социально-экономических и политических процессов в современной России негативно
отражаются на формировании финансового права и эффективности его применения. Современному финансовому праву свойственна нестабильность, нередко — несогласованность с нормами других отраслей права, недостаточная честкость некоторых положений, наличие пробелов. И тем не менее российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом отражает новые условия жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальны? преобразованиях, в развитии производственного потенциала страны и ук-реплени ее финансовой системы.
Глубокое изучение норм финансового права, понимание механизма их действия необходимо сегодня не только для юристов независимо от сферы их деятельности, но и для сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного само-уравления, для предпринимателей и граждан.
Не ставя перед собой задачи критического анализа действующих финансово-правовых норм, авторы учебника стремились показать содержание финансового права, его особенности, раскрыть закрепленные им основы деятельности государства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию финансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявить особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотреть правовое положение участников соответствующих отношений. Учебник призван оказать содействие в освоении обширного и сложного правового материала всем изучающим его, а также помочь в практическом применении финансово-правовых норм.
3-е издание учебника при сохранении его концептуальной основы существенно переработано, что вызвано новыми значительными изменениями в законодательстве. В этом издании отражена часть вторая Налогового кодекса РФ, учтены изменения и дополнения, внесенные в части первую и вторую НК РФ и в Бюджетный кодекс РФ. Также учтены другие новые законы, в Частности, о чрезвычайном положении, об аудиторской деятельности, о федеральном бюджете на 2002 г., о противодействии легализации (отмыванию) доходов^ полученных преступным путем, о государственном пенсионном обеспечении, об обязательном пенсионном страховании и др. Использованы иные новые документы и материалы (послания Президента РФ Федеральному собранию, концепции и программы: социально-экономического развития РФ на
Предисловие
среднесрочную перспективу, развития бюджетного федерализма, погашения государственного внутреннего долга и др.).
Расширена и перестроена Общая часть учебника, в частности, иначе освещены принципы финансового права, правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, государственный и муниципальный финансовый контроль. Особое внимание уделено правовому положению и функциям нового государственного органа — Комитету РФ по финансовому мониторингу.
Переработка затронула все главы Особенной части, в частности, относящиеся к налоговому праву. Здесь изменен подход к юридической характеристике налогов, выделена глава о специальных налоговых режимах и др. Новым содержанием отличается глава «Правовое регулирование организации страхового дела», более полно раскрывающая эти институты.
Учебник может быть использован для изучения финансового права по программам не только высших юридических заведений, но и средних, а также в процессе самообразования. Он может быть полезен аспирантам и всем занимающимся научными исследованиями в сфере юриспруденции.
Н.И. Химичева,
заслуженный работник высшей школы РФ, академик Международной академии наук высшей школы, доктор юридических наук, профессор
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Г л а в а 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие и роль финансов ^ •
Финансовое право — активно развивающаяся отрасль в системе российского права.
Очевидно, что название отрасли — финансовое право обусловлено термином «финансы» и связано с денежными отношениями. При этом имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Не случайно эта отрасль права называется именно финансовым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т.д.) этот термин выделяется особо1.
Данный термин широко используется и в научном, и в общегражданском лексиконе, но всегда ли при этом он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как их называют, денежные средства из нашего кошелька, на которые мы приобретаем себе продукты, одежду и т.п.?
Не разобравшись в этом, нельзя составить четкое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.
Итак, что же такое финансы?
Финансы — одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.
Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие воз-
1 Термин «финансы» произошел от термина financia (на средневековой латыни — денежный платеж). См. Финансово-кредитный словарь. Т. 2. М., 1964. С. 511.
т
Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации
§ 1. Понятие и роль финансов
можности воздействия на все эти,явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.
В современных государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические инструменты — деньги, прибыль, себестоимость др. Каждый из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих инструментов в развитии общества. Финансы отличаются от.всех них своими специфическими функциями.
Рыночные отношения требуют усиления роли экономических, в том числе и финансовых рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления, практиковавшихся в СССР. Развитие рыночных отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма1 определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.
Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений2. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.
По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для
потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.
Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций. Таким образом, финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества1.
Финансам свойственны распределительная и контрольная функции в которых выражается социально-экономическая роль финансов, т.е. их предназначение в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и со-циальныу благ в стране.
В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.
Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех отраслей экономики соответственно потребностям общества в целях наиболее полного 'удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы — важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее.
Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции — необходимое условие функционирова-
1 См. ст. 8 Конституции РФ; ст. 1 и гл. 13 ГК РФ.
2 См.: Финансы / Под. ред. Л.А. Дробозиной. М., 1999. С. 13—14.
' О понятии финансов см. также: Финансово-кредитный словарь. М., 1988. Т. 3. С. 338; Финансы /Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 11.
Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации
ния рыночной экономики. Препятствием эффективной реализации этой роли стали кризисные и иные негативные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения это — бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами), несобираемость налогов в намеченных суммах, рост задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падение покупательной способности рубля, низкий уровень финансовых вложений в развитие производства, в обеспечение социальной политики, неплатежи при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержки выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективность налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.1
Впоследствии в утвержденной 10 июля 2001 г. Правительством РФ Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.)2 отмечено начало формирования позитивных тенденций в российской экономике и финансах: сведение бюджета с профицитом (превышением доходов над расходами), снижение налоговой нагрузки, рост инвестиций и др. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную устойчивость таких тенденций, в связи с этим остаются значительными масштабы бедности и недопустимо низкими средние стандарты жизни.
Итак, финансы и деньги — различные стороны (элементы) экономики. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости в т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих, главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.
1 См. постановление Государственной Думы от 2 сентября 1998 г. «О социально-экономической и финансовой ситуации в стране» // СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.
2 СЗРФ. 2001. №31. Ст. 3295.
§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации) 23
" § 2. Финансовая система
•т '(структура финансов Российской Федерации)
Финансы, будучи целостной экономической категорией, имеют свою внутреннюю структуру — несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев^обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслуживать финансы, охватывая своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте — это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений1. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды — бюджетные, внебюджетные и т.д.
В финансовой системе Российской Федерации в последнее десятилетие произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
— бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;
— финансы предприятий, организаций, учреждений;
— финансы страхования;
— кредит (государственный, муниципальный и банковский).
1 В литературе, помимо рассмотренного, встречается применение термина «финансовая система» и в другом смысле — как системы финансовых органов. Однако такая подмена понятий (финансов органами) ведет к размыванию понятия предмета изучения.
Глава 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации
Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки1.
Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями2. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов представляется неубедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители финансовой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в нее включают3.
При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включения в них и банковского кредита4.