Чай — напиток не простой. Когда чаепитие становится ритуалом, оно развивает умение видеть великое в мелочах.(с)
Самурай и чайный мастер.
В конце XVII века правитель провинции Тоса решил взять своего чайного мастера в поездку в Эдо. Чайному мастеру эта поездка вовсе не улыбалась, ибо самураем он не был, а в Эдо можно было попасть в такую переделку, где досталось бы не только его господину, но и ему самому. Путешествие было весьма рискованным, но чайный мастер был вынужден подчиниться приказу, но решил сменить свою одежду чайного мастера, который ходил без оружия, на одеяние самурая с двумя мечами. По приезде в Эдо чайный мастер посетил Уэно у пруда Синобадзу, где заметил, что на него сердито смотрит какой-то самурай, отдыхающий на камне. Самурай вежливо обратился к чайному мастеру и сказал: " Вижу, вы самурай из Тоса, окажите мне честь испробовать моё искусство в поединке с вами". "Я вовсе не самурай, хотя и одет так, я чайный мастер и вовсе не готов быть вам противником" - честно признался он. Но самурай продолжал настаивать на поединке. Чайный мастер понял, что поединка ему не избежать, но он не хотел умирать с позором, потому что позор лёг бы на его господина. И тут он вспомнил, что несколько минут назад он проходил мимо школы фехтования. Он решил зайти туда на минутку и спросить у учителя, как же правильно пользоваться мечом и как ему с честью встретить неизбежную смерть. Он сказал самураю: "Если ты так настаиваешь на поединке, тогда подожди меня немного, я должен сначала кое-что сообщить своему господину, у которого служу".
Самурай согласился и чайный мастер поспешил в школу фехтования. Учитель фехтования спокойно выслушал чайного мастера, который рассказал и сказал: "Ты прямо уникум. Все приходят ко мне узнать, как пользоваться мечом, чтобы жить, а ты пришёл узнать, как умереть. Но прежде, чем я научу тебя искусству умирать, будь добр, научи меня готовить чай и угости чашечкой чая. Ведь ты же чайный мастер". Чайный мастер был очень рад. В последний раз он мог исполнить чайную церемонию, дело своей жизни, столь дорогое его сердцу. Забыв обо всём, он со всей искренностью, с полной самоотдачей принялся готовить чай. Он выполнял всё, что необходимо, как будто сейчас это было для него самое главное в жизни. И учитель фехтования испытал глубокое чувство, увидев с какой сосредоточенностью, с каким воодушевлением совершается чайная церемония.
Он упал на колени перед чайным мастером, глубоко вздохнул и сказал: "Тебе не нужно учиться умирать! То состояние ума, в котором ты находишься, позволяет тебе сразиться с любым фехтовальщиком. Когда будешь подходить к самураю, сначала подумай, что ты готовишь гостю чай. Благородно приветствуй его, извинись за задержку, и скажи, что теперь готов к поединку. Сними своё хаори, аккуратно сложи и положи сверху свой веер, как ты обычно делаешь это за работой. Затем повяжи голову тэгунун (вид полотенца), верёвкой подвяжи рукава, подбери хакама (юбка-штаны). Теперь ты вполне можешь начинать. Вынь свой меч, высоко подними его над головой, будь готов сразить им противника и, прикрыв глаза, соберись мысленно для битвы. Когда услышишь крик, ударь его мечом. Это и будет конец, взаимное убийство". Чайный мастер поблагодарил фехтовальщика за наставления и пошёл назад.
Он тщательно последовал советам, данным фехтовальщиком, выполняя их в том состоянии ума, которое было у него во время чайной церемонии для своих друзей. Когда он твёрдо встал перед самураем и поднял меч, тот внезапно увидел перед собой совершенно другого человека. И он никак не мог издать крик перед нападением, потому что совершенно не знал, как ему нападать. Перед ним было совершенное воплощение бесстрашия, т.е. бессознательное. И вместо того, чтобы броситься на чайного мастера, самурай стал шаг за шагом отступать и наконец закричал: "Сдаюсь! Сдаюсь!" Бросив свой меч, он простёрся перед чайным мастером, прося прощения за грубость, и быстро покинул поле сражения.
Не известно, исторический ли это факт, но факт, что такое мнение было распространено в то время и считалось, что одно техническое совершенство было недостаточно для успешного поединка.
Ветер в одежде свистит, цветы
опадают и там и тут.
Деревня слева, деревня справа,
в шелковарне нити поют.
На ивах мох, и желтые тыквы
здесь продают.
Испил вина, но дорога длинна,
мечтаю только о сне.
От полдневного солнца, от мысли о чае
жажда сильнее вдвойне.
В дверь постучусь - в крестьянском дому
напиться позволят мне.
(Су Ши)
Чайное гадание.
Вы хотите узнать свое психологическое состояние? Нет ничего проще! Причем для этого нет необходимости прибегать к врачебному исследованию или психологическим тестам. Психическое состояние человека имеет самое прямое отношение к тому, какой чай вы предпочитаете.
Обычный черный чай. Добряк, спокойный, не раздражающийся по пустякам и всегда готовый прийти на помощь - вот кто любит черный чай.
Черный чай с молоком выбирают задумчивые, немного медлительные, обстоятельные люди. Эмоции порой значат для них гораздо больше, чем события реальной жизни. Но зато у них богатая фантазия.
Любители зеленого чая часто совершают экстравагантные поступки, непонятные окружающим. У них мало друзей, но тем, кто есть, они готовы отдать последнее.
Поклонники красного чая каркаде больше всего ценят домашний уют и семью. Они не склонны к переменам, предпочитая устоявшийся порядок вещей. Из дома, где любят каркаде, не хочется уходить - так там тепло и хорошо.