Диагностика банкротства по показателям В.Х. Бивера и по модели Коннана-Гольдера
Западным финансовым аналитиком В.Х. Бивером была предложена своя система показателей для оценки ФСП с целью диагностики банкротства
Таблица
Система показателей Бивера
Показатели-индикаторы | Расчет | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
Коэффициент Бивера | Чистая прибыль + Амортизация Заемный капитал | 0,4 - 0.45 | 0,17 | - 0,16 |
Коэффициент покрытия | Оборотные активы Текущие обязательства | 2 и более ≥ Кп≤3,2 | 1≤Кп≤2 | Кп≤1 |
Экономическая рентабельность | Чистая прибыль Итог баланса | 6-8% | 5-2% | От1 до -22% |
Финансовый леверидж | Заемный капитал Собственный капитал | Менее 35% | 40-60% | 80% и более |
Коэффициент покрытия активов собственными оборотными средствами | Собственный – Внеоб. капитал активы Итог баланса | О.4 и более | 0,3-0,1 | Менее 0,1 |
Весовые коэффициенты для индикаторов в модели В.Х. Бивера не предусмотрены и итоговый коэффициент вероятности банкротства не рассчитывается. Оценка степени вероятности банкротства осуществляется по большинству показателей.
Модель Коннана-Гольдера описывает вероятность банкротства для различных значений индекса КG:
Индекс Коннана-Гальдера (КG) | 0.048 | - 0,026 | -0,068 | -0,107 | -0,164 |
Вероятность банкротства,% |
КG= - 0,16 К1 – 0,22 К2 + 0,87 К3 + 0,1 К4 – 0,24 К5;
где: К1 - доля быстрореализуемых ликвидных средств
Денежные средства + КФВ + Краткосрочная ДЗ с.240+с.250+с.260
К1 = -------------------------------------------------------------- = ------------------------;
Итог баланса с. 300
с. 490+с.510
К2 – доля устойчивых источников финансирования в пассивах= -----------------
с. 700
Уплаченные проценты по заемным средствам + Налог на прибыль
К3 =--------------------------------------------------------------------------------------;
Выручка от продаж
Расходы на персонал
К4 = ------------------------------------------------------------------------------------
Валовая прибыль (добавленная стоимость – стоимость сырья, энергии,
услуг сторонних организаций)
Накопленная прибыль (прибыль от продаж)
К5 = -------------------------------------------------------------------------
Заемный (привлеченный)капитал
Критерии вероятности банкротства:
- при значении Z –счета + 0,210 – вероятность задержки платежа – 100%;
- при значении Z–счета + 0,048 – вероятность задержки платежа – 90%;
- при значении Z–счета + 0,002 – вероятность задержки платежа – 80%;
- при значении Z–счета (– 0,02) – вероятность задержки платежа – 70%;
- при значении Z–счета (-0,068) – вероятность задержки платежа – 50%;
- при значении Z–счета (-0,087) – вероятность задержки платежа – 40%;
- при значении Z–счета (-0.107)-вероятность задержки платежа – 30%;
- при значении Z–счета (-0,131) – вероятность задержки платежа – 20%;
- при значении Z–счета (-0,164) – вероятность задержки платежа – 10%.
Другие методики диагностики банкротства
Кроме вышеперечисленных методов определения финансовой несостоятельности предприятий в мировой практике для оценки вероятности банкротства применяются:
1. Анализ обширной системы критериев и признаков;
2. Интегральная оценка ФУП на основе скорингового анализа (по модели Д. Дюрана);
3. Метод многомерного рейтингового анализа и др.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Общие положения
На основании формы № 2 в основном анализируются финансовые результаты деятельности предприятия, деловая активность его.
Финансовые результаты деятельности предприятия описываются системой показателей включающей:
- абсолютные показатели прибыли;
- относительные показатели рентабельности.
Показатели прибыли первичные абсолютные показатели, отражающие финансовые результаты работы предприятия. Они не всегда удобны для сравнения, так как сильно зависят от ценовых факторов и инфляции.
Показатели рентабельности производные от прибыли относительные показатели, более полно характеризующие окончательные результаты хозяйствования, так как показывают соотношение прибыли (эффекта) с наличным использованием использованных ресурсов.
|
|
_
|
|
=
_
|
=
|
Рис.1. Схема образования прибыли согласно формы 2
В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках», составляемом на основе данных аналитического бухгалтерского учета по счете 99 «Прибыли и убытки», финансовый результат отражается в развернутом виде как:
1.Сальдо доходов и расходов по обычным видам деятельности;
2.Сальдо операционных доходов и расходов;
3.Сальдо внереализационных доходов и расходов;
4..Сальдо чрезвычайных доходов и расходов.
Изобразим структуру формы № 2 графически (рис.3).
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и поступления связанные с выполнением работ и оказанием услуг по основной деятельности, а расходами являются расходы, связанные с изготовлением продукции и ее сбытом.
Операционные доходы и расходы возникают в результате проведения определенных хозяйственных операций. К ним относятся:
- предоставление за плату в лизинг или аренду активов предприятия;
- предоставление за плату прав, возникающих из патентов, изобретений и других видов интеллектуальной собственности, принадлежащей предприятию;
- участие в работе других предприятий;
- продажа выбывших или излишних основных средств и других активов предприятия;
- получение и предоставление кредитов и займов и некоторые другие.
Внереализационные доходы и расходы возникают в результате определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия. К ним относятся:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- суммы дооценки активов (кроме внеоборотных);
- курсовые разницы и т.д.
К чрезвычайным доходам и расходам относят в основном страховые выплаты за ущерб от стихийных бедствий, аварий и т.д.
Анализ прибыли
Порядок анализа прибыли (вариант):
1.Анализ динамики прибыли в разрезе составных элементов;
2.Оценка обоснованности плана по прибыли;
3.Факторный анализ прибыли;
4.Определение практических мероприятий по максимизации прибыли.
Для анализа динамики прибыли рекомендуется на основе формы № 2 составлять аналитическую таблицу, которая позволяет:
исследовать изменение каждого показателя прибыли;
изучить структуру прибыли и ее изменение;
исследовать влияние факторов на прибыль.
Используемая в отчете о прибылях и убытках многоступенчатая
Анализ рентабельности
Рентабельность– это одна из базовых экономических категорий, являющаяся наряду с абсолютным размером прибыли показателем эффективности работы предприятия.
Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показателей рентабельности много и для удобства пользования их обычно объединяют в группы:
1.Показатели рентабельности издержек (продукции, производственной деятельности);
2.Показатели рентабельности продаж (оборота);
3.Показатели рентабельности (доходности) капитала предприятия в целом и его элементов;
4.Показатели рентабельности инвестиционных проектов.
В основе расчета показателей рентабельности всегда лежит отношение в числителе которого фигурирует прибыль (любая ее разновидность, отраженная в отчете о прибылях и убытках).
Рентабельность издержек (R изд) = (Прибыль : Полная себестоимость проданной продукции) х 100%.
Она показывает сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции.
Рентабельность продаж (R прод) = (Прибыль : Выручка от продаж) х 100%
Она характеризует эффективность предпринимательской деятельности, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля продаж.
Вывод: за отчетный период предприятие стало получать на 0,5 коп прибыли с каждого рубля проданной продукции больше, чем в прошлом году.
Рентабельность капитала = (Прибыль : Среднегодовая стоимость всего капитала предприятия или его составляющих) х 100%
Это общая формула определения доходности (рентабельности) капитала. Её можно конкретизировать.
Рентабельность активов предприятия = (Чистая прибыль : Средняя величина активов предприятия за отчетный период) х 100% ;
Рентабельность внеоборотных активов = (Чистая прибыль : Средняя величина внеоборотных активов предприятия) х 100%;
Рентабельность собственного капитала= (Чистая прибыль : Средняя величина собственного капитала) х 100% и так далее.
В процессе анализа следует изучить динамику интересуемых аналитика показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами, факторный анализ рентабельности.