Коды бюджетной классификации
Код - это условное сокращенное обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений.
Код классификации доходов бюджетов имеет свою структуру, которая состоит из нескольких кодов:
1. Код главного администратора доходов бюджета.
2. Код вида доходов.
3. Код подвида доходов.
4. Код классификации операции сектора государственного управления.
Структура кода классификации включает 20 разрядов:
• 1-3 разряды – код главного администратора доходов
• 4-13 разряды – код вида доходов состоит из 10 знаков и включает:
Группу – 4 разряд
Подгруппу -5-6 разряд
Статью – 7-8 разряд
Подстатью -9-11 разряд
Элемент – 12-13 разряд
14-17 разряды – код программы (основной платеж, недоимка, пени или др.)
18-20 разряды – код экономической классификации доходов
9/ Классификация доходов бюджетов бюджетной системы РФ
10. Классификация расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение органами власти основных функций, решение социально-экономических задач.
1. Функциональная классификация- отражает основные направления деятельности государства (его функции). (11 разделов БК)
2. Экономическая классификация- отражает экономическое содержание операций в секторе государственного управления. (1. текущие, 2 капитальные)
3. Ведомственная классификация - представляет собой группировку расходов бюджетов по главным распорядителям средств бюджетов (группировка по министерствам и ведомствам)
• Код классификации расходов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации расходов представлена в виде трех составных частей:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств (1 - 3 разряды);
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета (4 - 17 разряды);
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (18 - 20 разряды)
Подразделами классификации расходов бюджетов являются:
07 образование:
• дошкольное образование;
• общее образование;
• начальное профессиональное образование;
• среднее профессиональное образование;
• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
• высшее и послевузовское профессиональное образование;
• молодежная политика и оздоровление детей;
• прикладные научные исследования в области образования;
• другие вопросы в области образования;
Целевые статьи и виды расходовотражают финансирование расходов главных распорядителей средств бюджета в пределах подразделов
Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов
11. Понятия собственный и консолидированный бюджет, их назначение и функции
Собственный бюджет- бюджет соответствующего уровня власти; принимает форму законодательного акта
Консолидированный бюджет- свод бюджетов всех уровней власти на соответствующей территории;предназначен для аналитических целей ине имеет силу закона
Состав консолидированного бюджета Российской Федерации : федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов РФ
Состав консолидированного бюджета субъекта РФ = бюджет субъекта РФ и местные бюджеты МО субъекта Рф
Функции бюджета:
· Информационно-аналитическая
· контрольная - сигнализация обо всех отклонениях в движении бюдж. средств).
· распределительная- перераспределение ден. доходов между разными сферами деятельности, подразделениями обществ, произ-ва, уровнями гос. управления, соц. слоями об-ва и т.д.
12. Система налогов в РФ и их распределение по уровням бюджетной системы
· федеральные (общегосударственные) налоги
1. Н Д С
2. Акцизы
3. НДФЛ
4. ЕСН
5. Налог на прибыль предприятий
6. Налог на добычу полезных ископаемых
7. Водный налог
8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
9. Государственная пошлина
· региональные налоги,
1. Налог на имущество организаций
2. Налог на игорный бизнес
3. Транспортный налог
· местные налоги,
1. Земельный налог
2. Налог на имущество ФЛ
12. Сбалансированность бюджета. Теории балансировки бюджета.
Сбалансированность бюджетов всех уровней – основной принцип функционирования бюджетной системы РФ.
Три варианта балансировки бюджета:
1. расходы больше доходов-дефицит бюджета
2. доходы больше расходов-профицит бюджета
3. формирование бюджета по средствам
Теории балансирования бюджета:
1. теория ежегодно балансируемого бюджета
2. теория циклического балансирования бюджета
3. теория компенсирующегося бюджета
1. Теория ежегодно балансируемого бюджета. Согласно ей,Правительству следует добиваться равенства доходов и расходов бюджета ежегоднопри составлении его проекта. Это позволяет национальным правительства проводитьболее ответственную экономическую политику, позволяет государству жить посредствам, не накапливать долги и не провоцировать инфляцию. Если происходитснижение доходов, государству следует либо повысить налоги, либо снизить расходы, и наоборот.2. Эта теория отвергает необходимость ежегодного балансирования бюджета и фактически легализовывает дефицит для стимулирования экономики. Во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство должно снижать налоги и увеличивать расходы. В течение фазы экономического подъема государство должно рассчитываться по возникшим долгам за счет повышенных ставок налогов или за счет введения новых налогов. Т.о. избыток бюджетных средств в фазе подъема экономики компенсирует дефицит в фазе кризиса.При этом большую роль теория отводи т.н. «встроенным стабилизаторам»:прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства (соц.выплаты, пособия и др.); с их помощью государство способно воздействовать на
рыночную конъюнктуру, совокупный спрос и деловую активность.
3. Теория компенсирующего бюджета. Теория считает невозможным и вообще ненужным добиваться сбалансированности бюджета, т.к. в современных условияхдействуют устойчивые экономические факторы, увеличивающие дефицит бюджета.Главный источник увеличения доходов бюджета – гос. кредит, который способен компенсировать разрыв доходов и расходов, привлечь сбережения хозяйствующих субъектов и инвестировать их в экономику.В странах с развитой рыночной экономикой государство стремиться балансировать бюджет в более длительной перспективе на циклической основе. В странах с переходной экономикой, где экономическая ситуация наименее предсказуема,правительства вынуждены ежегодно балансировать бюджет.Согласно БКРФ, фед., региональные и местные бюджеты не могут быть приняты с дефицитом или профицитом, т.е. должна осуществляться ежегодная балансировка.В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимоопределить источники финансирования дефицита, которые различаются по уровнюБС.14. Сущность, причины и способы управления дефицитом бюджета.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами
Причины образования дефицита бюджета:
¡ 1.Сознательное создание дефицита бюджета государством – проведение политики дефицитного финансирования для стимулирования экономической активности и проведения глубоких структурных преобразований
¡ 2. Общий спад производства -снижение деловой активности и налоговых поступлений
¡ 3. Увеличение «социальной нагрузки» на бюджет – рост расходов на социальные нужды
¡ 4. Рост военных расходов.
¡ 5.Рост внешней задолженности и пр.
Управление дефицитом – это установление его допустимых пределов и поиск оптимальных источников его финансирования.