Тема 3. ТЕОРИИ ДЕНЕГ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ
Закон денежного обращения
Анализируя пути развития форм стоимости и денежного обращения,К. Маркс открыл закон денежного обращения, сущность которого выражается в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных денежных единиц. Таким образом, закон денежного обращения выражает экономическую связь между массой обращающихся товаров, уровнем цен на них и скоростью обращения денег. С развитием товарного производства, денежного обращения и использования денег в функции средства платежа закон денежного обращения приобретает следующий вид: КДО = (ЦР-ЦК + ПО – ВП) / КО где КДО – количество денег в обращении; ЦР – Σ цен реализуемых товаров и услуг; ЦК – Σ цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты которых не наступил; ПО – Σ платежей по обязательства ВП – Σ взаимопогашающихся платежей; КО – среднее число оборотов денег как средства обращения и платежа. Таким образом, потребность хозяйства в деньгах прямо зависит от количества обращающихся товаров и уровня цен на них. При этом обратное влияние на количество денег, необходимых для
обращения, оказывают:
• степень развития кредита;
• развитие безналичных расчетов;
• скорость обращения денег.
При функционировании полноценных денег количество денег в обращении регулировалось стихийно, с помощью денег в функции накопления сокровища: при сокращении потребности в деньгах золотые монеты уходили из обращения в сокровище и наоборот. Следовательно, количество денег в обращении всегда поддерживалось на необходимом уровне, без государственного регулирования.
Теории денег
Различают три основные теории денег: металлическую, номиналистическую и количественную. Металлическая теория денег возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI–XVII вв. Одним из ее основателей был У. Стаффорд (1554–1612). Для металлической теории денег было характерно отождествление богатства общества с драгоценными металлами, которым приписывалось монопольное выполнение всех функций денег. Ее сторонники не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег бумажными, по-этому позднее они выступали против бумажных денег, не разменных на металл. Номиналистическая теория денег. Ее первыми представителями были англичане Дж. Беркли (1685–1753) и Дж. Стюарт (1712–1780). В основе их теории лежали два положения: 1) деньги создаются государством; 2) стоимость денег определяется их номиналом. Их основной ошибкой является положение о том, что стоимость денег определяется государством, т.е. они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег. Количественная теория денег. Основоположник – французский экономист Ж. Боден (1530–1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711–1776) и Дж. Милля (1773–1836), француза Ш. Монтескье (1689–1755). Д. Юм выдвинул тезис: «Стоимость денег определяется их количеством». Сторонники теории видели в деньгах только средство обращения, ошибочно утверждая, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег.
Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом и математиком И. Фишером (1867–1947), который отрицал трудовую стоимость и исходил из «покупательной силы денег». Он выделил шесть факторов, от которых зависит «покупательная сила денег»: количество наличных денег в обращении (М); скорость обращения денег (V); средневзвешенный уровень цен (P); количество товаров (Q); сумма банковских депозитов и скорость депозитно-чекового обращения. Допуская, что сумма денег, уплаченных за товары, равна количеству товаров, умноженному на уровень товарных цен, Фишер вывел «уравнение обмена»: МV = PQ. Принимая V и Q за постоянные (или почти постоянные) величины, Фишер делает вывод о том, что цены товаров P прямо пропорциональны количеству денег в обращении M и обратно пропорциональны количеству товаров Q. В действительности количество товаров и скорость обращения денежных единиц изменяются и существенно влияют на денежное обращение и ценообразование.
Рост товарных цен обусловлен целым рядом факторов, в том числе, и политикой производителей-монополистов, а не только денежной массой. В частности, английский экономист Филлипс установил обратную зависимость между изменением уровня цен и уровня безработицы (что также не всегда подтверждается на практике). Такая взаимосвязь была названа «кривой Филлипса».
Таким образом, основное содержание количественной теории денег сводится к утверждению о том, что уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении. На основе количественной теории возникли и современные направления: кейнсианство и монетаризм.
Монетаризм – экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Ее основоположником является создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии 1976 года М. Фридмен. Монетаризм возник в 50-е гг.. Его подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х – начала 80-х гг., а также в начале 90-х гг. при переходе к рыночной экономике в России. Монетаристы выступают против государственного вмешательства в экономику, считая его не только бесполезным, но и вредным из-за некомпетентности, бюрократизма и подавления экономической свободы людей. Главное внимание они обращают на процессы самоорганизации экономической системы вообще и рыночного механизма, в частности.
Кейнсианство – макроэкономическая теория, признающая и обосновывающая необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики. Названа по имени Дж. М. Кейнса (Великобритания). Возникновение этой теории относится к периоду Великой депрессии (1929–1933 гг.), когда была обнаружена неспособность чисто рыночного научного направления ответить на вопрос о причинах крупнейшего кризиса и путях стабилизации экономики.
Оба направления признают важность значения денег и их воздействия на хозяйственные процессы. При этом меры по поддержанию оптимального количества денег в обращении при кейнсианском подходе направлены на усиление роли денег в стимулировании спроса, а при монетаристском – на стимулирование ограничения спроса по сравнению с предложением товаров.
Сторонники кейнсианства предусматривают активное участие государства в регулировании массы денег в обращении и отдают предпочтение мерам по целесообразному увеличению количества денег в обращении для стимулирования занятости и деловой активности. Такие меры могут при определенных условиях способствовать росту производства, но также развитию инфляции. Необходимы взвешенные меры по увеличению количества денег в обращении.
Монетаристы, признавая роль денег и наличия их необходимого количества, рассчитывают на то, что в условиях рыночной экономики, с одной стороны, количество денег в обращении подвержено саморегулированию, с другой – имеет значение сдерживающее воздействие государства на массу денег в обращении. При этом нельзя игнорировать возможные затруднения с реализацией товаров при ограниченном количестве денег в обращении. М. Фридман и его сторонники рекомендуют законодательно закрепить монетарное правило, в соответствии с которым денежное предложение ежегодно расширяется в том же темпе, что и реальный внутренний продукт (ВВП). Если обычно ВВП ежегодно растет на 3–5%, то такими же темпами должно увеличиваться и денежное предложение. График совокупного предложения в представлении монетаристов выглядит в виде очень крутой линии, которая в пределе переходит в вертикальную прямую, параллельную оси ординат (цена). У кейнсианцев он представляет собой полого поднимающуюся линию, которая в пределе превращается в горизонтальную прямую, параллельную оси абсцисс (объем производства). Отсюда следует, что увеличение совокупного спроса в кейнсианской модели (сдвиг кривой спроса вправо) вызовет лишь небольшой рост цен, зато значительное увеличение реального объема производства, т.е. – положительный эффект. В монетаристской же модели, наоборот, сдвиг кривой спроса вправо приведет лишь к незначительному изменению реального объема производства, но вызовет существенный рост цен – отрицательный эффект. Пологую линию кейнсианцев можно интерпретировать как такое состояние экономики, когда она не достигла еще полной занятости и использования всего производственного потенциала. В монетаристской модели круто поднимающуюся вверх линию совокупного предложения можно истолковать как состояние экономики с полной или почти полной занятостью, которая обеспечивается гибкостью цен и ставок заработной платы.
Следовательно, данные модели выражают разные аспекты экономического развития и поэтому должны скорее дополнять, чем исключать друг друга. Сегодня существует некий кейнсианско-неоклассический синтез – самостоятельная теоретическая модель, аккумулирующая элементы обеих экономических теорий.