Составные компоненты экономической деятельности организаций культуры
В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:
— процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в
измеримые результаты;
— действия по сопоставлению осуществляемых затрат и полу
чаемых результатов;
— отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.
Все это делает правомерным вопрос о непосредственном измере
нии и возмещении, окупаемости затрат организаций культуры.
С точки зрения возмещения затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.
На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность (ст.50 ГК РФ).
7.4. Методы управления экономической деятельностью организаций культуры.
Методы — это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Существует 3 вида методов управления экономической деятельностью:
— административные;
— экономические;
— социально-психологические.
7.4.1. Административные методы
Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством
принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.
Экономические методы
Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.
7.4.3. Социально-психологические методы
Социально-психологические методы воздействуют на экономиче
скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим
нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют
вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в
других отраслях.
Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.
7.5. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.
Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:
— планирование;
— финансирование;
— ценообразование;
— стимулирование;
Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные системы хозяйствования.
Планирование.
Планы могут:
— разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
— разрабатываться самостоятельно и утверждаться (согласовы
ваться) вышестоящим органом;
— разрабатываться и утверждаться самостоятельно.
Финансирование.
По типу финансирования выделяют:
— бюджетное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета);
— самофинансирование (расходы покрываются за счет собствен
ных источников);
— смешанное финансирование (расходы покрываются за счет
средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников).
7.5.3. Ценообразование.
Цены могут быть:
— регулируемыми государством;
— свободно устанавливаемыми;
— договорными.
7.5.4. Стимулирование.
Стимулирование бывает:
— материальное и моральное;
— индивидуальное и коллективное;
— экономическое и административное.
7.6. Этапы развития системы хозяйствования организаций культуры.
Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства.
Важнейшая черта хозяйственного механизма — степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.
В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры ивышестоящих органов управления.
Годы военного коммунизма {1917-1921гг.) — попытка огосударствления культуры и искусства. Начинается формирование системы прямого государственного руководства, централизованного управления организациями культуры.
Годы НЭПа (1922-1927гг.) — разгосударствление, децентрализация системы управления. Возрождение частного сектора в культуре. Перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля за творческой деятельностью.
Конец 20-х — середина 60-х годов XX века — восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Железная регламентация творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.
Середина 60-х — конец 80-х годов XX века — попытка усиления роли экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятии (1968 г.), о парке культуры и отдыха (1972 г.). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. При этом они приравниваются к предприятиям. Во главу угла ставится рост количественных показателей деятельности.
Конец 80-х — 90-е годов XX века — попытка перехода к экономическим методам управления.
С 1989 г. переход организаций культуры на новые условия хозяйствования18. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Появление и развитие независимых частных организаций культуры.
Конец 90-х годов XX века — начало XXI века — сужение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в свете принятия ГК РФ (I ч. — 1994 г., II ч. — 1996 г.), Налогового Кодекса РФ (I ч. — 1998 г., II ч. — 2000 г.), введения в действие Бюджетного Кодекса (с 1 января 2000 г.). Государственные и муниципальные учреждения культуры как проводники культурной политики соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетное финансирование, налоговые и иные экономические льготы в обмен на хозяйственную "несвободу".
Реструктуризация бюджетного сектора в Российской Федерации.
Основные направления реформирования в данной сфере:
— оптимизация действующей сети получателей бюджетных
средств;
— уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных уч
реждений;
— переход к новым формам финансового обеспечения предос
тавления государственных (муниципальных) услуг;
— внедрение методов формирования бюджета, ориентированного
на результаты.
Отсутствие адекватных форм государственной поддержки независимых некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки:
— целевое бюджетное финансирование проектов;
— выделение помещений, в том числе на безвозмездной основе;
— расширение налоговых льгот;
— предоставление льготных кредитов;
— оказание помощи в подготовке кадров;
— обеспечение доступа к соответствующей информации.
18 Сборник документов по переводу учреждений культуры и искусства на новые условия хозяйствования. М., 1989.
Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ В КУЛЬТУРЕ
8.1. Общие положения. &.1.1.Понятие планирования.
Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая в разработке, реализации планов и контроле за их выполнением.
Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно
разделить на две части:
— философия планирования — основное содержание и направ
ленность плановых документов.
— технология планирования — принципы, методы и показатели
планирования, информационное обеспечение планов.
При этом технология планирования определяется его философией. 8.1.2. Виды планов.
A) По уровню принятия плановых решений выделяют планы феде
ральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т. д.),
территориальные (районные, городские и др.); планы конкретных ор
ганизаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.
Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.
Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.
B) По содержанию планируемой деятельности различают планы
творческого, экономического, социального развития и др.
Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).
Д) Различают также стратегические и тактические планы. К выработке стратегии относится формулировка миссии, определение стратегических целей и задач организации на планируемый период. Таким
образом, стратегия определяет содержание конкретных планов и организацию обеспечения их выполнения19.
8.1.3. Принципы планирования.
Системный подход — соотнесение планов по срокам и уровням планирования.
Перспективный подход — постановка целей, ведущая роль перспективных планов.
Комплексность:
— учет социально-экономической ситуации;
— преодоление ведомственного подхода к планированию культуры;
— взаимосвязь всех аспектов развития культуры.
Пропорциональность — сбалансированность отдельных элементов
и пропорций планов.
Федерализм — сочетание федеральных планнов с самостоятельным планированием регионов и организаций.
Непрерывность планирования — планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.
Обоснованность планов — обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.
8.1.4. Этапы развития и методы планирования.
Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его "философии":
Традиционное (директивное) планирование.
Нормативно-целевое планирование.
Программно-целевое планирование.
Упрощенно этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом:
Таблица№3
Этапы и методы планирования
Этапы планирования |
Период наибольшего распространения_______ |
Методы планирования
Экстраполяция |
До начала 80-х годов XX века |
Традиционное (цирек-тивное) планирование
" Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001. С. 242-244.
Нормативно-целевое планирование | Нормативный | 80-е годы XX века |
Программно-целевое планирование | Программный | С начала 90-х годов XX века по настоящее время |
Методы планирования:
Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.
Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламентирующая затраты ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)
Программный — разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социо-культурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.
5.7.5. Плановые показатели.
Плановый показатель — краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающих различные аспекты развития сферы и организаций культуры.
Плановые показатели подразделяются:
— по способу определения — на утверждаемые вышестоящим
органом, нормативные и расчетные (определяемые самостоятельно);
— по содержанию — на показатели ресурсного обеспечения, ха
рактеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы
и показатели деятельности, характеризующие предложение и потреб
ление культурных благ и услуг;
— по характеру выражения — на абсолютные (например, коли
чество посетителей) и относительные (например, количество посетите
лей в расчете на одно мероприятие). Абсолютные показатели по еди-
ницам измерения могут быть стоимостными (объем услуг, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.
В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объемную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, ее качественный уровень).
Показатели могут отражать статику (состояние на определенный момент времени) и динамику (изменение за определенный период времени).
8.1.6. Технологические этапы планирования.
Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи:
А) Организационно-подготовительный этап:
— определение круга исполнителей;
— определение сроков разработки;
— информационное обеспечение;
— методическое обеспечение;
Б) Этап разработки проекта плана:
— определение целей и задач на планируемый период;
— выбор круга показателей и определение их конкретных зна-
чений;
— обоснование механизма реализации плана;
— оформление проекта плана;
В) Этап согласования и утверждения плана:
— согласование плана;
— утверждение плана.
Г) Этап популяризации плана и организации контроля исполнения:
— информирование общественности о содержании планов (с ис
пользованием СМИ, различных технологий Public Relations);
— организация контроля исполнения плана.
8.2. Планирование в сфере культуры. 8.2.1. Директивное планирование.
Директивное планирование базировалось на представлении, что все процессы культурного развития могут быть регламентированы
сверху, в тех или иных единицах, а их выполнение будет осуществляться автоматически.
Данный подход отличает:
— неразработанность целевых параметров, слабая целевая ори
ентация планов;
— установление плановых заданий "сверху", регламентация всех
сторон деятельности;
— слабая взаимосвязь заданий с имеющимся ресурсным обеспе
чением;
— игнорирование специфики и реальных потребностей террито
рий;
— недостаточная обоснованность планов;
— отсутствие комплексности планов, которые составляются по
отдельным ведомствам, а внутри системы Министерства культуры —
по подотраслям.
В целом, реализация таких планов на практике была затруднена. Планы не выполнялись.
8.2.2. Нормативно-целевое планирование.
Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формировании целевых установок на длительную перспективу.
Достоинства нормативно-целевого подхода:
— усилилась целевая ориентация планов, были разработаны це
левые параметры;
— разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;
— сократилось число централизованно устанавливаемых показа
телей, появилась самостоятельность в планировании регионов и кон
кретных организаций;
— повысилась обоснованность планов, так как они стали бази
роваться на нормах и нормативах;
— предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на
народнохозяйственном уровне в плане создан раздел "Культура и сред
ства массовой информации");
— усилилась территориальная дифференциация планов.
Недостатки нормативно-целевого подхода:
— считалось, что стратегическую цель можно количественно из
мерить, причем при помощи какого-то одного показателя;
— предплановый анализ велся традиционным способом, по под
отраслям культуры. Подмена культурных процессов учреждениями
культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультур
ной ситуации;
— число централизованно устанавливаемых показателей сокра
тилось недостаточно. При этом показатели выражали не самые сущест
венные стороны культурного развития, а те, которые поддаются коли
чественному измерению;
— система норм и нормативов так и не была внедрена на прак
тике. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы культуры,
которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятель
ности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой
средств для обеспечения нормативов финансирования, невозможностью
гарантировать их стабильность в условиях инфляции;
— ведомственный подход к культуре по существу не был пре
одолен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственного
плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;
— культурная самобытность регионов не могла быть учтена в
полной мере при планировании "сверху";
— недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.
В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.
8.2.3. Программно-целевое планирование.
Основной формой перспективного планирования становятся программы культурного развития, тогда как на предыдущем этапе программы выступали лишь дополнением к традиционным планам.
8.3. Программы культурного развития, их роль и сущность. 8.3.1. Понятие и основные характеристики программ.
Программа представляет собой согласованный по ресурсам, исполнителям, времени осуществления комплекс плановых мероприятий, направленный на решение конкретной проблемы в установленные сро-ки20.
20 Руднева Е, В. Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. М., 1989. С.23-25.
Основные характеристики программ:
— направленность на решение конкретных проблем;
— комплексный характер плановых мероприятий;
— согласованность плановых мероприятий по ресурсам, испол
нителям, времени осуществления;
— установленные сроки.
8.3.2. Порядок разработки программ.
Процесс разработки программ подразделяется на следующие стадии:
А) анализ социокультурной ситуации:
— анализ ситуации, выявление важнейших проблем, решение
которых возможно программными средствами;
— ранжирование проблем с учетом их остроты и важности;
— формирование состава программ.
Б) разработка программ:
— постановка целей;
— конкретизация целей в системе задач;
— определение направлений деятельности и конкретных меро
приятий, обеспечивающих решение поставленных задач и увязанных с
ресурсами.
8.3.3. Роль и виды программ культурного развития.
Программа выступает инструментом разработки и реализации
культурной политики соответствующего уровня (страны, региона, территории и т.д.).
Под культурной политикой государства понимается совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых федеральными, региональными и территориальными программами.
Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Региональные программы — позволяют выработать стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.
■':Н
Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (город, административный район и др.) с учетом специфических именно для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения.
Основные федеральные программы в области культуры: Федеральная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации (1993-1995 гг.)". Ее пролонгация на 1996 год.
Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 гг.)". Придание ей статуса Президентской Указом Президента РФ "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации" (1996 г.)
Федеральная целевая программа "Культура России (2001-2005 гг.)".
Подпрограммы ФЦП "Культура России (2001-2005 гг.)".
Развитие культуры и сохранение культурного наследия России.
Кинематография России.
Архивы России.
Поддержка полиграфии и книгоиздания России (с 2002 г.). Основные разделы подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России".
Искусство России.
Цирковое искусство России.
Культурное наследие России.
Библиотеки России.
Выявление и поддержка молодых дарований, профессиональное образование.
Культурные основы федерализма, национальной и региональной политики.
Модернизация технического и технологического оснащения организаций культуры.
Комплексные целевые проекты.
Правовое, научное и информационное обеспечение.
Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных), в частности, Федеральной адресной инвестиционной программы.
8.3.4. Важнейшие особенности и преимущества программ, их
отличие от традиционных планов.
— Выступают инструментом самопланирования, реализации соб
ственной культурной политики (страны, региона и т.д.)-
— Направлены на достижение определенных целей, решение
конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и
сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии куль
турного развития. Серьезная проработка целей с привлечением обще
ственности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в дос
таточно конкретной форме.
— Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок дей
ствия программы определяется спецификой поставленных целей.
— Оперируют не количественными показателями, а мероприя
тиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает
документ более детализированным.
— Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную
разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация
действий и ресурсов всех участников.
Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых проблем, которые должны решаться при разработке программ.
При программном подходе большое значение приобретает взаимодействие между органами управления культуры разного уровня в области разработки и реализации программ.
8.3.5. Факторы, сдерживающие использование программного
метода.
Внедрение программного метода сдерживается:
— трудностями экономического характера: недостатком финансо
вых средств, нерегулярностью их поступления;
— инерционностью мышления руководителей органов управления
и организаций культуры, недооценкой роли программ;
— отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ.
Варианты разработки программы.
Разработка программы может осуществляться двумя путями. В первом случае предварительно в качестве самостоятельного документа разрабатывается концепция культурного развития, во втором — она выступает как раздел программы.
Программы культурного развития могут разрабатываться:
— силами руководителей и специалистов органов управления и
организаций культуры;
— научными коллективами;
— совместно (партисипативно).
Планирование в организациях культуры.
8.4.1.Директивное планирование.
Данный этап характеризует:
Отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования.
Избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами.
Установление значений плановых показателей методом "от достигнутого уровня".
Отсутствие прямой связи между планируемым объемом финансирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезали стимулы к более эффективной работе, появлялись иждивенческие настроения.
В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) — своеобразное проявление затратного метода хозяйствования.
8.4.2. Нормативно-целевое планирование.
Данный этап отличает:
Разработка пятилетних планов экономического и социального развития.
Появление целевой стадии планирования.
Отказ от жесткой регламентации; "сверху" доводятся лишь контрольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов.
Попытка перехода к планированию на основе стабильных экономических норм и нормативов.
8.4.3.Программно-целевое планирование.
На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности.
Перспективное планирование осуществляется путем разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из
миссии, целей и задач, предусмотренных Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.
Текущее планирование осуществляется путем разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).
Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития коллектива.
Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план) или ряд направлений работы (комплексный план).
К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы.
Инвестиционный план отражает объемы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры.
Смета — это план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность организации в течение текущего года.
В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммерческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то время как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).
Существует взаимосвязь планов творческой и экономической деятельности. При изменении объемов финансирования возможна корректировка творческих планов
План социального развития включает вопросы формирования кадровых ресурсов (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшения условий труда, социальной защиты и заботы о здоровье и развитии личности, досуга и отдыха работников организаций.
План внешнеэкономической деятельности составляется теми организациями культуры, которые в установленном порядке участвуют в проведении мероприятий по внешним культурным и прочим связям.
Бизнес-план как инструмент разработки стратегии и тактики организации культуры.
Бизнес-план — подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.
Структура бизнес-плана: краткое содержание (резюме), характеристика сферы деятельности, описание организации и производимых ею товаров и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга; организационный, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков.
Тема 9.ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Финансирование — выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды.
Финансирование является ключевым вопросом экономики культуры. Вычленяют две составные части процесса финансирования:
— формирование финансовых средств;
— использование финансовых средств.
Вопросы финансирования рассмотрены на уровне сферы и на уровне организаций культуры.