Анализ отчёта о прибылях и убытках
Анализ отчёта о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчёта.
Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы , влияющие на показатели прибыли ( убытка).Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли- источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчёта о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов ,акционеров, участников фондового рынка и других пользователей , принимающих деловые решения на основе выбора вариантов.
При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом является неоднородная совокупность – доходы и расходы , прибыли и убытки, итоговый показатель- будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль- формируется не только за счёт выручки от продажи. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчётном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчёта о прибылях и убытках.
В уплотненном отчёте о прибылях и убытках отражается обобщённая информация о формировании чистой прибыли.(табл.4.17)
Таблица 4.17 –Уплотнённый аналитический отчёт о прибылях и убытках
Показатели | В тыс. руб. | Темп прироста, % | Структура, % | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | ||
5(.3 /4) | |||||||
Прибыль от продаж | |||||||
Прибыль до налогообложения | - | ||||||
Чистая прибыль |
По результатам таблицы делается вывод об изменениях финансовых результатов. Также необходимо проследить динамику соотношения доходов и расходов в таблице 4.18
Таблица 4.18 - Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов организации.
Показатели | В тыс. руб. | Темп прироста(2\3), % | Структура, % | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | ||
Доходы по обычным видам деятельности | |||||||
Прочие доходы | |||||||
Всего доходов | - | ||||||
Расходы по обычным видам деятельности | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Всего расходы | - |
Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж , поэтому особое внимание уделяется анализу её формирования. Для этого используются методы горизонтального и вертикального анализа, рассчитываются финансовые коэффициенты –рентабельность продаж( по прибыли от продаж), коэффициент валовой прибыли, изучаются факторы, повлиявшие на изменение прибыли от продаж.
Удельный вес расходов по обычным видам деятельности в выручке, выраженный в процентах,- это затраты на рубль продаж, выраженные в копейках. Доля прибыли от продаж в выручке от продаж, выраженная в процентах, характеризует рентабельность продукции , рассчитанную по прибыли от продаж. Увеличение затрат на рубль продаж может указывать на снижение прибыли- в расчёте на один рубль продаж и рентабельности, что может быть объяснено изменением величины коммерческих и управленческих расходов.
Таблица 4.19 – Анализ прибыли от продаж
Показатели | В тыс. руб. | Темп прироста, % (гр.4 /гр.2Х 100 | Структура, % | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение (гр.3-гр.2) | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение (гр.7-гр.6) | ||
Выручка от продажи продукции (товаров, работ, услуг) | |||||||
Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) | |||||||
Валовая прибыль | |||||||
Коммерческие расходы | |||||||
Управленческие расходы | |||||||
Прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг) |
Но главный аспект анализа при изучении этих статей- целесообразность увеличения коммерческих и управленческих расходов, соответствие темпов роста этих расходов темпам роста объёма продаж.
Анализ формирования финансовых результатов дополняется оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчёта о прибылях и убытках.
Таблица 4.20 – Коэффициенты рентабельности
Показатели | Алгоритм расчета | Предыдущий год, % | Отчетный год, % |
Коэффициент валовой прибыли (валовая рентабельность) | Валовая прибыль/Выручка от продаж*100 | ||
Рентабельность текущей деятельности (затратоотдача) | Прибыль от продажи/ Расходы по обычным видам деятельности *100 | ||
Рентабельность продаж по прибыли от продажи | Прибыль от продажи/ Выручка от продажи *100 | ||
Общая рентабельность (бухгалтерская от обычной деятельности ) | Прибыль до налогообложения/ Выручка от продажи *100 | ||
Рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая рентабельность) | Чистая прибыль/ Выручка от продажи *100 | ||
Экономическая рентабельность | Чистая прибыль/ Средняя стоимость имущества * 100 | ||
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль/ Средняя стоимость собственного капитала * 100 | ||
Рентабельность перманентного капитала | Чистая прибыль/ (Средняя стоимость собственного капитала + Средняя стоимость долгосрочных обязательств) * 100 |
Следует помнить, что существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельностью продаж, которая может быть представлена: рентабельность активов равна произведению оборачиваемости активов на рентабельность продаж.
Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля, вложенного в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от доли прибыли в выручке от продаж. Данное соотношение может быть интерпретировано следующим образом. С одной стороны , высокое значение рентабельности продаж ещё не означает высокой отдачи от используемого совокупного капитала предприятия. С другой стороны, незначительность чистой прибыли по отношению к выручке от продаж необязательно свидетельствуют о низкой рентабельности вложений в активы предприятия. Определяющий момент-скорость оборота активов предприятия.
Это позволяет оценивать стратегию компаний и эффективность управленческих решений её руководства.