Состав форм бухгалтерской (финансовой) отчётности
Все организации, независимо от формы собственности обязаны составлять бухгалтерскую финансовую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.
При составлении бухгалтерской отчётности организации должны руководствоваться следующей правовой базой:
1) Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
2) Положением по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н ( с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н);
3) Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчётности организаций»;
4) Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. № 101 «Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами»;
5) Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1996 № 112 (ред. от 24.12.2010, с изм. от 14.09.2012) «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» (применяется только к организациям, указанным в части 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»: «Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, обязаны представлять и опубликовывать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год».
Все вышеперечисленные нормативные документы включены в единый блок, связанный с реализацией программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МФСО) [10].
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций Министерством Финансов РФ был принят Приказ № 66н от 2 июля 2010 года «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в котором утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. Из их названия исчезло слово «рекомендуемые». Однако по-прежнему организации сами могут дополнять нужные (или убирать ненужные) показатели отчетных форм. Главное при утверждении собственных форм - соблюсти требования положений по бухгалтерскому учету, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. А таких требований не мало: они есть и в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», посвященном отчетности, и в других ПБУ. Новые формы стали применяться, начиная с годовой отчетности за 2011 г. (п. 7 Приказа № 66н).
Состав отчетности в целом сохранился (Приложения №№ 1, 2 к Приказу № 66н):
- бухгалтерский баланс (аналог формы № 1);
- отчет о прибылях и убытках (аналог формы № 2);
- отчет об изменениях капитала (аналог формы № 3);
- отчет о движении денежных средств (аналог формы № 4);
- отчет о целевом использовании полученных средств (аналог формы №6).
У новых форм бухгалтерской отчетности (в отличие от рекомендованных старых) нет нумерации: «форма № 1», «форма № 2» и т.д.
Аналога формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» среди новых форм нет. Все, что нужно раскрывать в бухгалтерской отчетности дополнительно, теперь указывается в отдельном документе - в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. По сути это пояснительная записка к отчетности, которую составляли по требованию ПБУ 4/99 (п. 5 ПБУ 4/99). Пояснения теперь можно оформлять в текстовой и/или табличной форме. В каком виде представлять информацию решает сама организация. Если организация выбирает табличную форму пояснений, то в Приказе № 66н приведен пример оформления пояснений, данный Минфином (Приложение № 3 к Приказу № 66н) [17].
В отличие от старого Приказа Минфина, утвердившего старые формы отчетности, в новом Приказе ничего не сказано о включении в состав представляемой отчетности аудиторского заключения. Но его из состава бухгалтерской отчетности, указанного в Законе о бухгалтерском учете и в ПБУ 4/99, также никто не исключал (п. 5 ПБУ 4/99). А значит, если организация должна проходить обязательную аудиторскую проверку, то и заключение аудиторов ей придется представить.
Для субъектов малого предпринимательства по-прежнему предусмотрена возможность составления отчетности в упрощенном виде. В баланс и в отчет о прибылях и убытках им можно включать показатели по группам статей (без их детализации по статьям), то есть можно использовать формы, приведенные в Приказе Минфина № 66н без каких-либо дополнений. А в приложениях можно приводить только наиболее важную информацию (п.6 Приказа № 66н). Если же организация посчитает, что у нее нет никакой важной информации, подлежащей раскрытию, то приложения можно и не сдавать.
Представлению форм годовой бухгалтерской отчетности предшествует большая подготовительная работа. Ее содержание определяет необходимость подтверждения соответствия учетных данных фактическому наличию имущества и источников его формирования. Поэтому для годового баланса характерна более высокая достоверность относительно балансов, представляемых в течение года, поскольку в основе подготовительной работы лежит проводимая инвентаризация всех видов хозяйственных средств и их источников.
Бухгалтерская отчётность должна отвечать следующим основным требованиям:
- достоверность – отражение реальных процессов и фактов хозяйственной деятельности;
- полнота отражения информации о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении;
- нейтральность информации, содержащейся в отчётности – исключение одностороннего удовлетворения интересов каких-либо групп пользователей бухгалтерской отчётности;
- последовательность означает, что организация должна придерживаться принятого ею содержания форм отчётности от одного отчётного периода к другому. Внесение корректив допускается в исключительных случаях, такие изменения должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках;
- сопоставимость данных за предыдущий и отчётный период, представленный в отчётности. Если данные за предыдущий период несопоставимы с данными за отчётный, то первые подлежат корректировке исходя из правил бухгалтерского учёта. Корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках;
- существенность – показатели считаются существенными, если их нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчётной информации. Существенной может быть признана сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчётный год составляет не менее 5% [10].