Источники финансирования капитальных вложений 3 страница
Подрядчик обязан вести строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, которая определяет объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, подтверждающей стоимость (цену) работ. Как правило, подрядчик обязан выполнять все строительно-монтажные работы, зафиксированные в технической документации и смете.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также сроки и обязанности сторон по ее представлению. Подрядчик, обнаруживающий в ходе строительства не учтенные в технической документации работы, которые подлежат дополнительному выполнению, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от последнего ответа на свое сообщение в течение десяти дней подрядчик обязан приостановить соответствующие работы, с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения данных убытков, если аргументирует отсутствие необходимости в осуществлении дополнительных работ. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик может отказаться от их выполнения только в случаях, когда они не входят в сферу его профессиональной деятельности либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам. Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при обязательном условии, если вызываемые этим дополнительные работы не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера зафиксированных в договоре работ. Внесение в техническую документацию
изменений сверх 10% общей стоимости работ производится на основании согласованной сторонами дополнительной сметы.
Подрядчик вправе потребовать от заказчика пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Подрядчик может также требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с устранением дефектов в технической документации.
Обязанность по обеспечению строительства объекта материалами или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено возложение данных обязанностей на заказчика.
Заказчик осуществляет оплату выполненных подрядчиком работ в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые определены договором строительного подряда. Этим договором может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта застройщиком. Расчеты можно осуществлять также по конструктивным элементам за выполнение отдельных работ или их отдельных этапов. Стороны вправе согласовать размеры резервирования средств для финансовых гарантий и порядок их перечисления. В договоре целесообразно предусматривать условия, при которых заказчик вправе задержать оплату выполненных работ подрядчику:
• неустранение выявленных в работе дефектов;
• причинение ущерба заказчику;
• в случае отставания выполнения работ от объемов, предусмотренных
графиком их производства, и т. д.
Окончательный расчет производится заказчиком после выполнения подрядчиком всех работ по договору, включая и устранение дефектов, выявленных при приемке объекта, с зачетом ранее перечисленных подрядчику средств и суммы средств финансовых гарантий, если они были предусмотрены в договоре подряда. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графиком), качеством представленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования последним материалов заказчика.
Договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, застраховать соответствующие риски. Сторона, на которую возложена обязанность по страхованию, должна представить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, зафиксированных в договоре строительного
подряда. В состав такого доказательства включают необходимые сведения о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках. Страхование не освобождает страхователя от обязанности принять надлежащие меры для предотвращения наступления страхового случая.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте систему проектирования в современной России.
2. Назовите состав сметной документации.
3. Сформулируйте финансовые взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком.
4. Охарактеризуйте содержание договора строительного подряда.
5. Назовите виды договоров, заключаемых заказчиками с подрядными организациями.
6. В чем состоит ответственность подрядчика по договору строительного подряда?
7. Сформулируйте основные функции застройщика по договору стро-ительного подряда.
4.3.Порядок и методы финансирования капитальных вложений
Затраты на финансирование государственных инвестиций находят от-ражение:
• в федеральном бюджете — при условии, что они являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ или Правительства РФ;
• в бюджетах субъектов РФ — при условии, что эти расходы являются частью затрат на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основе предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.
Федеральные инвестиционные проекты, предусматривающие расходы в размере более 200 тысяч минимальных размеров оплаты труда, рассматривают и утверждают в порядке, установленном для финансирования государственных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, формируют государственные инвестиционные программы. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют перечни строек, подлежащих финансированию за счет региональных бюджетов. Решения об использовании средствфедерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, принимают после заключения Правительства на основе соответствующих международных соглашений.
Размещение заказов на подрядные строительные работы для госу-дарственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для реализации конкретных проектов осуществляют государственные заказчики посредством проведения конкурсов. Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, осуществляют Счетная палата, а также уполномоченные на то органы федеральной исполнительной власти.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности до их утверждения подлежат экспертизе. Порядок проведения государственной экспертизы проектов установлен Постановлением Правительства РФ от 20.06.1993 г. № 585 и Постановлением Госстроя России от 29.10.1993 г. № 1841. Она является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения сооружения неэффективных объектов. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения проектировщиками, заказчиками и подрядчиками и иными заинтересованными организациями.
При экспертизе проектов на строительство объектов проверяют:
• соответствие принятых решений обоснованию капиталовложений в сооружение объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
• наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными органами государственной власти;
• хозяйственную необходимость намечаемого строительства исходя из социально-экономической потребности в результатах эксплуатации запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия сырьевых и иных ресурсов;
• выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления;
• обоснованность определения мощности объекта исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем и энергией, потребности в выпускаемой продукции (услугах);
• достаточность и эффективность технических решений по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
• оценку технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материале- и энергоемкости;
• обоснованность применяемой технологии производства на базе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;
• эффективность использования площадей и объемов зданий и т. д.
По результатам экспертизы составляют сводное заключение по строительству объекта в целом. По утвержденным проектам, рассмат-риваемым в порядке выборочного контроля, делают вывод об одобрении или необходимости доработки документации. При выявлении в результате экспертизы серьезных нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности или устойчивости зданий и сооружений, экспертные органы вносят предложение о применении к проектировщикам штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий. Заключение утверждает руководитель экспертного органа и направляет его заказчику или в утверждающий проект уполномоченный орган.
Приоритетные проекты, требующие государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, определяют Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ с участием других органов федеральной исполнительной власти. Они призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других неотложных проблем, которые невозможно разрешить за счет иных источников финансирования. Следует отметить, что за последние шесть лет доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета сократилась в 4,5 раза, что негативно отразилось на производственно-техническом потенциале этих базовых отраслей народного хозяйства
(табл. 4.4).
Предоставление средств на безвозмездной основе осуществляют в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд. Финансирование государственных капиталовложений осуществляет Министерство финансов РФ (через органы Федерального казначейства) на основе представленного государственными заказчиками перечня строек и объектов с указанием объема капиталовложений и государственных контрактов (договоров строительного подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд.
Государственные заказчики переводят средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной основе, непосредственным застройщикам в пределах сообщенных Министерством финансов РФ объемов капиталовложений.
Таблица 4.4.Доля затрат на финансирование промышленности,энергетики и строительства в расходах федерального бюджета, %23
Показатели | Годы | ||||||
Расходы федерального | 23,2 | 12,6 | 11,4 | 9,4 | 5,5 | 5,0 | 5,2 |
бюджета на промышлен- | |||||||
ность, энергетику и | |||||||
строительство | |||||||
В том числе расходы на: | 4,1 | 3,1 | 1,7 | 1,3 | 1,1 | 1,0 | 1,2 |
базовые отрасли | |||||||
промышленности | |||||||
Прочие отрасли | 9,1 | 1,3 | 1,3 | 2,0 | 0,7 | 0,6 | 0,5 |
Строительство, | 10,0 | 8,2 | 8,4 | 6,1 | 3,7 | 3,4 | 3,5 |
архитектура и | |||||||
градостроительство | |||||||
Из строки 1 | 9,5 | 7,6 | 6,9 | 5,7 | 3,5 | 3,0 | 3,2 |
государственные | |||||||
инвестиции | |||||||
Эти средства поступают на специальные счета застройщиков, открытые им в банках. Их расходуют под контролем территориальных органов федерального казначейства. Государственные заказчики ежемесячно представляют Министерству финансов РФ отчеты об использовании средств федерального бюджета, выделенных на безвозвратной основе.
Предоставление бюджетных инвестиций негосударственным предприятиям (акционерным обществам) влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного капитала и имущества указанных юридических лиц. Оформление доли Российской Федерации и субъектов РФ в уставном капитале негосударственных предприятий осуществляют в порядке и по ценам, которые определены в законодательстве РФ. Бюджетные инвестиции негосударственным предприятиям включают в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования проекта, проектно-сметной документации, права передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора
23 Таблица составлена по данным федеральных законов о федеральном бюд-жете на соответствующий год.
между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и указанными юридическими лицами об участии государственных органов в собственности субъекта инвестирования. Проекты договоров оформляют в течение двух месяцев после вступления в силу Закона о бюджете. Правительству РФ предоставлено право при отсутствии проектно-сметной документации и при незаключении с акционерными обществами договоров о передаче в федеральную собственность акций по объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу по состоянию на 1 апреля текущего года, перераспределять объемы предусмотренных к выделению средств. Главные распорядители средств федерального бюджета
— государственные заказчики Федеральной, адресной инвестиционной программы — на текущий год вправе направлять средства, предусмотренные им на финансирование государственных капиталовложений, на оплату подтвержденных обязательств (неоплаченной кредиторской задолженности), возникших у них в предыдущие годы по стройкам и объектам, включенным в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.
Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производ-ственного и социального назначения в эквивалентной части уставного капитала и имущества передают в распоряжение соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом. Бюджетные ассигнования на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций ежегодно предусматривают в федеральном бюджете. Заемщиками средств данного бюджета на возвратной основе могут быть только российские предприятия — независимо от формы собственности. Бюджетный кредит негосударственному предприятию может быть выдан только при наличии договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ. Заемщик обязан представить заимодавцу высоколиквидное обеспечение своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества в размере не менее 100% предоставленного кредита. Обязательным условием выдачи бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетных средств. Средства бюджетного кредита перечисляют заемщику на его бюджетный счет в банке. Осуществление платежей за счет средств бюджетного кредита заемщик осуществляет самостоятельно в соответствии с его целевым назначением. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плату за пользование ими приравнивают к
платежам в бюджет. Бюджетный кредит может быть выдан только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
При утверждении бюджета на следующий год учитывают цели, на которые может быть выдан бюджетный кредит, условия и порядок его предоставления, лимиты кредитования, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов. Так, в федеральном бюджете на 2001-2002 гг. предусмотрена выдача таких кредитов на:
• осуществление проектов в угольной отрасли на конкурсной основе на срок до трех лет с уплатой процентов за пользование бюджетным кредитом в размере 12% годовых;
• выполнение высокоэффективных научно-технических разработок, имеющих коммерческую значимость, на срок до двух лет с
уплатой 12% годовых и др.
Установлено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским предприятиям, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. Периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признают срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями выдачи данного кредита, до момента возврата средств в федеральный бюджет или направления использования по целевому назначению. Средства в счет возврата ранее выданных из федерального бюджета кредитов и плату за пользование ими вносят в данный бюджет. К отчету об исполнении федерального бюджета прилагают отчет о предо-ставлении и погашении бюджетных кредитов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестр всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе отдельных ссудополучателей.
Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости. При принятии решений о предоставлении таких гарантий критериями оценки эффективности инвестиционных проектов являются:
• содействие выходу из кризиса и росту производства;
• влияние на структурную перестройку экономики посредством пе-реориентации производства и формирования новых межотраслевых связей между предприятиями;
• решение социальных проблем в масштабе страны;
• соблюдение экологической безопасности страны.
Министерство экономического развития РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий. Данные гарантии предоставляют на конкурсной основе. Конкурс проектов проводит Комиссия по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития РФ. К рассмотрению принимают бизнес-планы претендентов, имеющих устойчивое финансовое положение и источники возврата в срок и в полном объеме кредита с начисленными на
него процентами. При этом для реализации инвестиционного проекта
претендент должен предоставлять собственные средства или средства,
направляемые из бюджета субъектам РФ и составляющие не менее 20% стоимости проекта по бизнес-плану, а по проектам стоимостью более $50 млн — не менее 10% его стоимости. Срок действия государственных гарантий не может быть более пяти лет. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключенном Министерством финансов РФ и кредитором, и пересмотру не подлежит. Министерство финансов РФ для защиты интересов государства обязано в месячный срок после реализации государственной гарантии принять меры по исполнению органом исполни-тельной власти субъекта РФ соглашения о контргарантии. Средства, полученные Минфином РФ при удовлетворении требований к заемщику, возвращают в федеральный бюджет.
Объекты смешанного (за счет средств федерального бюджета, собственных
и иных источников) инвестирования финансируют в порядке, установленном для предоставления бюджетных ассигнований. Если капитальные вложения осуществляют за счет собственных средств предприятия (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.), партнеры по строительству самостоятельно определяют порядок внесения заказчиками (застройщиками) собственных средств на счета в банках для финансирования капитальных вложений и взаиморасчетов. Средства на финансирование капиталовложений можно переводить и с расчетных счетов предприятий. Формы оплаты стро-ительно-монтажных работ, поставок материальных, энергетических ресурсов
и услуг по строительству объектов определяют договорами подряда, заключаемыми заказчиками и подрядчиками на весь период строительства. Следует отметить, что в соответствии с договором строительного подряда расчеты между заказчиками и подрядчиками можно осуществлять:
• в форме авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах и этапах;
• после завершения всех работ на объекте.
Договор подряда на строительство объекта «под ключ», заключаемый между заказчиком и подрядчиком, предусматривает выполнение последним цикла «проектирование—строительство—сдача объекта в эксплуатацию». По договоренности сторон заказчик может принять на себя часть работ, поставок ресурсов и других обязательств, но ответственность за сдачу объекта «под ключ» остается за подрядчиком, который обязан сдать заказчику объект, готовый к эксплуатации, в соответствии с условиями договора. При разработке договора «под ключ» целесообразно согласовать порядок, условия и сроки передачи заказчиком подрядчику денежных средств в размере договорной цены. При оформлении передачи этих средств составляют отдельный документ, который является неотъемлемой частью договора подряда.
В бухгалтерском учете застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражают исходя из договорной стоимости. Договорную стоимость (цену) объекта строительства, устанавливаемую в договоре подряда, рассчитывают:
• на основе твердой стоимости (цены), определяемой в соответствии с проектом, с учетом особых условий договора на строительство, касающихся порядка ее изменения;
• на основе открытой цены, т. е. на условиях возмещения фактической стоимости строительства, в качестве которой принимают сумму затрат в текущих ценах, согласованной договором на строительство объекта прибыли подрядчика.
Объектом бухгалтерского учета по договору на строительство у за-стройщика и подрядчика являются затраты по объекту строительства, осуществляемые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство. Подрядчик вправе вести бухгалтерский учет затрат по нескольким договорам, заключенным с одним застройщиком или несколькими застройщиками, если их заключают в форме комплексной сделки или они относятся к одному проекту. В случае проведения строительства по одному договору, включающему ряд проектов, и если затраты и финансовый результат по каждому из проектов могут быть установлены отдельно (в рамках договора), учет затрат по выполнению работ по каждому такому проекту можно рассматривать как учет затрат по выполнению работ по отдельному договору.
При выполнении договоров на строительство застройщики и подрядчики должны обеспечить формирование информации по объектам бухгалтерского учета по следующим показателям.
1. У застройщика:
• незавершенное строительство;
• завершенное строительство;
• авансы, выданные подрядчиками в соответствии с договорами на строительство;
• финансовый результат. 2. У подрядчика:
• затраты по выполнению подрядных работ по объектам учета в текущем периоде и с начала выполнения договора на строительство;
• незавершенное производство в разрезе объектов учета, в том числе по
оплаченным или принятым к оплате работам;
• доходы, полученные от заказчика за сданные ему объекты по договору на строительство;
• финансовый результат по работам, выполненным по договору на строительство;
• авансы, полученные от застройщиков в счет выполняемых работ.
Подрядчик вправе до сдачи заказчику объекта строительства в целом учитывать в составе незавершенного производства по договорной стоимости затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата (прибыли).
В современных условиях предприятия различных форм собственности самостоятельно разрабатывают инвестиционные программы и сами изыскивают материальные и финансовые ресурсы для их реализации.
Инвестиционный (капитальный) бюджет предприятия не является директивным документом, а намечает стратегию формирования финансовых ресурсов (табл. 4.5).
При разработке бюджета обычно рассматривают пять основных методов финансирования инвестиционных программ и проектов:
• самофинансирование;
• акционирование (выпуск собственных акций);
• кредитное финансирование;
• финансовый лизинг;
• комбинированное (смешанное) финансирование.
Таблица 4.5.Инвестиционный(капитальный)бюджет ОАО на2003г.
Показатели | Номер | Сумма, млн | |
строки | руб. | ||
I. Планируемые капитальные вложения, всего В том числе | 21,4 | ||
капитальные затраты: а) на строительно-монтажные работы | 16,2 | ||
б) на приобретение оборудования в) прочие | 4,3 | ||
0,9 | |||
II. Источники финансирования Собственные средства, всего | 15,9 | ||
В том числе: | |||
а) чистая прибыль | 9,9 | ||
б) амортизационные отчисления | 5,5 | ||
в) прочие собственные средства | 0,5 | ||
Централизованные средства (Центральной компании ФПГ) | 0,7 | ||
Бюджетные средства | |||
Итого по строкам 5, 9,10 | 16,6, | ||
Излишек (+), дефицит (-) средств (строка 11 - строка 1) | -4,8 | ||
Привлеченные средства (доход от дополнительной эмиссии | 3.6 | ||
акций) | |||
Заемные средства (долгосрочный банковский кредит или | 1,2 | ||
доход от эмиссии собственных облигаций) (строка 12 — | |||
строка 13) | |||