Финансовое состояние предприятия и его влияние на формирование стратегии
Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении[11].
Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:
1. определение финансового положения;
2. выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно- временном разрезе;
3. выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
4. прогноз основных тенденций финансового состояния[12].
Эти цели достигаются с помощью применения различных методов финансового анализа.
К основным методам относятся следующие :
Рисунок 1 – Формы финансового анализа организации
Важно отметить, что использование того или иного вида финансового анализа зависит от целей его проведения, а также наличия соответствующей информации и различных факторов (технических, временных).
Обобщенно аналитическая работа должна быть организована в виде структуры, состоящей из двух элементов:
1. экспресс-анализ финансового состояния,
2. детализированный анализ финансового состояния.
В рамках первого модуля ставится задача по определению целесообразности проведения анализа отчетности и доступности необходимой информации. На данном этапе проверяется наличие всех бухгалтерских форм и приложений, определяется их подлинность посредством сверки реквизитов и подписей, а также корректность их составления. Второй модуль анализа является основным. В рамках его ставится цель в обобщении результатов оценки финансового состояния предприятия на основе проведения анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности. Данный анализ проводится с различной степенью детализации исходя из интересов субъектов анализа. [24]
Оценивая развитие финансового анализа в России, необходимо определить основную особенность: его использование на отечественных предприятиях носит неравномерный характер. На некоторых предприятиях применяются современные методики оценки финансового состояния и грамотно используются результаты финансового анализа. В последнее время компании часто приглашают иностранных специалистов в области управления финансами или направляют своих перспективных сотрудников на учебу в зарубежные или крупные российские вузы. Важно отметить, что имеются предприятия, которые смогли превзойти не только отечественных, но и западных конкурентов в части оценки бизнеса, управления финансовыми потоками и рисками. Однако на большинстве российских предприятий уровень применения финансового анализа находится на достаточно низком уровне. В таких субъектах предпринимательства отсутствует комплексная система управления финансами, не разработаны эффективные методики мотивации персонала, используются неэффективные источники финансирования деятельности[13].
Недостаточное развитие законодательной базы в России также оказывает серьезное влияние на развитие финансового анализа на отечественных предприятиях. В большинстве случаев действия топ-менеджмента нацелены, в первую очередь, не на увеличение стоимости компании и рост ее рентабельности, а на проведение комплекса мероприятий по оптимизации и минимизации налогообложения.
Следует также отметить, что иногда использование финансовых коэффициентов вводит в заблуждение руководство и является причиной принятия неверных управленческих решений. Данный факт объясняется следующим:
1. Финансовые коэффициенты и их числовые значения изначально разрабатывались для условий развитой и стабильной рыночной экономики со всеми присущими ей институтами, в которой нормально действуют различные рыночные инструменты.
2. На практике финансовый анализ часто сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Конечным результатом применения финансовых коэффициентов является установление тенденции изменения, которая может принимать значения – «улучшено» или «ухудшено». Но даже при наличии специальных программных средств соответствующие работники не проводят более детальный факторный анализ.
3. Результаты финансового анализа достаточно часто основываются на недостоверной информации, которая может быть искажена по субъективным и объективным факторам. Первичными данными финансового анализа является бухгалтерская отчетность. Все же на практике в результате проведения оптимизации налогообложения реальный финансовый результат может значительно отличаться от управленческого.
4. Стремление к детализации финансового анализа предопределило разработку достаточно большого количества финансовых коэффициентов, при этом их количество на текущий момент избыточно. Важно отметить, что большое количество финансовых показателей находится в функциональной зависимости между собой.
5. Сравнительный финансовый анализ российских компаний практически невозможен из-за отсутствия адекватной нормативной базы.
6. Исходная отчетность анализируемых компаний искажается из-за инфляционных процессов в российской экономике, при этом несопоставимость данных влияет не на вертикальный, а на горизонтальный анализ, так как при сохранении основных условий деятельности остаются неизменными и основные пропорции. В связи с этим при проведении сравнительного анализа и выявления тренда необходимо проводить пересчет показателей на основании использования показателей-дефляторов. Но их использование также затруднено, поскольку достаточно часто официальные параметры (индекс потребительских цен, паритет покупательной способности, уровень инфляции) занижаются[14].
Анализ финансового состояния предприятия – это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов[15].
Главными задачами анализа финансового состояния предприятия являются правильные оценки начального финансового положения и динамики его дальнейшего развития, что складывается из следующих этапов:
1. определение финансового состояния предприятия на момент исследования;
2. выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
3. определение основных факторов, вызвавших изменения в финансово- экономическом состоянии;
4. выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.
Финансовая составляющая системы стратегии развития формирует конечную цель для компаний, которые добиваются получения максимально возможных прибылей[16] . Финансовые показатели свидетельствуют о том, насколько выработанная стратегия компании способствует качеству итоговых результатов. Финансовые цели обычно относятся к увеличению прибыльности, показателем которой являются, например, доход от основной деятельности. По существу финансовые стратегии просты: компания может получать больше прибыли, во-первых, с помощью увеличения объема продаж и, во вторых, с помощью снижения расходов. Таким образом, финансовые результаты компании улучшаются посредством двух основных факторов - роста доходов и продуктивности
Рост производительности является важной составляющей финансовой проекции, что может обеспечиваться за счет снижения себестоимости путем сокращения прямых и косвенных затрат. При этом предприятие продолжает производить то же количество продукции при сниженных затратах на материальные ресурсы
Связь стратегии и финансового состояния возникает в том случае, если организация устанавливает равновесие между двумя факторами зачастую противоречащими друг другу, - ростом и производительностью. Как правило, рост доходов, а следовательно, создание стоимости, требует больше времени, чем повышение производительности. Разрабатывая стратегическую карту, организация неизбежно сталкивается с конфликтами достижения краткосрочных результатов в противовес долгосрочным. В качестве примера, выступает процесс обеспечения клиентов необходимыми товарами, который приводит к сохранению и расширению клиентской базы путем передачи информации от потребителя к потребителю.
Сочетая процесс увеличения клиентской базы и развивая бизнес, с существующими клиентами, организации следует постоянно увеличивать свою долю рынка целевых клиентов.