Сущность, задачи и принципы антикризисного финансового управления предприятием

В рыночной системе хозяйствования постоянно меняются внешняя среда и внутренние условия финансовой деятельности предприятий, повышается вероятность нестабильного функционирования предприятия, возникают благоприятные условия для появления кризисных явлений, которые могут приобретать различные формы, в т.ч. форму финансового кризиса. Этот кризис несет тяжелые последствия для предприятия, так как довольно часто приводит к ликвидации предприятия в связи с его банкротством.

Надо сказать, что проблемами кризисов впервые начали заниматься еще в начале XIX века, когда разразился первый кризис капиталистического хозяйства. Одним из основоположников теории антикризисного управления по праву можно считать Дж. Милля, который в 1848 г. в своей книге «Принципы политической экономии» сделал попытку раскрыть природу кризисов капиталистического хозяйства. Значительный вклад в развитие теории кризисов внесли К. Маркс, У. Джевонс, К. Виксель, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Уикстид, Ф. Хайек, Дж. Кейнс, Н. Кондратьев, Й. Шумпетер, Дж. Мут и др.

На уровне отдельных предприятий проблемы кризисов начали рассматривать только в последние 30-40 лет, когда влияние финансовых кризисов на экономику и социальную сферу развитых стран стало значительным.

В Украине и за рубежом проблемами неплатежеспособности, финансового кризиса и банкротства предприятий, антикризисного финансового управления занимались различные ученые, внесшие значительный вклад в разработку данной проблемы.

В научных кругах довольно широко используют результаты исследований и модели, созданные американским экономистом, профессором Э. Альтманом. В отечественной науке известны многочисленные работы И.А. Бланка [27, 29, 30], Н.А. Кизима [50, 51], О.А. Терещенко [84, 86], в которых названные авторы детально анализировали проблемы неплатежеспособности, финансового кризиса, банкротства, финансовой санации и организации антикризисного финансового управления украинскими предприятиями.

Суть проблемы финансового кризиса начинается с того, что в Украине большое число предприятий являются убыточными, особенно в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве.

Наличие большого количества убыточных предприятий способствует росту числа неплатежеспособных предприятий, повышает вероятность финансового кризиса на предприятии и, в конечном счете, их банкротства.

Сложившаяся тенденция роста задолженности обанкротившихся предприятий является серьезной угрозой для экономики страны в целом. Поэтому перед финансовыми менеджерами как отдельных предприятий, так и государственных управленческих структур, ставятся задачи по уменьшению количества как самих банкротств, так и задолженности по обанкротившимся предприятиям.

Необходимо сказать, что банкротство — это специфическая форма лечения экономики страны от слабых и безнадежных предприятий, а поэтому оно носит достаточно распространенный характер, как обычная операция по устранению гнойного нарыва на хозяйственном теле страны. В связи с тем, что растет число исков по задолженности предприятий, увеличивается количество субъектов хозяйствования, признанных судом банкротами, поэтому на каждом предприятии необходимо осуществлять целую систему мер, направленную на диагностику и предупреждение возможности финансового кризиса, который может привести к банкротству и ликвидации фирмы.

Для того чтобы разработать систему мероприятий по недопущению финансового кризиса необходимо, во-первых, четко понимать, в чем его экономическая сущность; во-вторых, какие задачи и принципы должны быть сформулированы для обеспечения антикризисного финансового управления, позволяющего не допустить возможности перехода неустойчивого финансового положения в финансовый кризис, а затем в его завершающую стадию — банкротство.

Финансовый кризис на предприятии характеризуется определенными признаками, выявление которых позволяет сформулировать его экономическую сущность и раскрыть внутреннюю природу. На формирование финансового кризиса воздействуют как внутренние, так и внешние факторы. Причем за последние годы значение внутренних факторов стало возрастать, а влияние внешних факторов постепенно снижается.

Рассматривая сущность финансового кризиса на предприятии, можно выделить такие его основные признаки (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Важнейшие признаки финансового кризиса предприятия и их характеристика

Основные признаки Содержание основных признаков
1. Финансовый кризис предприятия можно рассматривать как процесс, имеющий четкие временные пределы Финансовый кризис имеет свое начало и конец. Он характеризуется как многостадийный процесс, определяющий выбор соответствующих механизмов антикризисного управления. Временной период финансового кризиса может варьировать довольно в широких пределах. Он зависит от форм, причин возникновения, условий протекания и других факторов.
2. Финансовый кризис является объективным процессом, порожденным условиями и факторами финансово-хозяйственной деятельности. В основе возникновения финансового кризиса лежат объективные экономические процессы, связанные с развитием финансовой деятельности. Кризисы неизбежны в деятельности любого предприятия. Финансовый кризис в теории антикризисного управления рассматривается не только как объективно неизбежный, но и объективно необходимый процесс. Объективная природа финансового кризиса отражает не только закономерность его наступления, но и возможность его разрешения.
3. Основной формой проявления финансового кризиса выступает нарушение финансового равновесия. Нарушение финансового равновесия предприятия в процессе протекания финансового кризиса характеризуется потерей платежеспособности, снижением финансовой устойчивости и финансовой независимости. Главным объектом усилий антикризисного управления выступает восстановление финансового равновесия.
4. Финансовый кризис отражает характер основных финансовых противоречий предприятия. Главной формой финансовых противоречий выступает противоречие между его фактическим финансовым потенциалом и необходимым объемом финансовых потребностей. Степень финансовых противоречий определяет уровень финансового кризиса предприятия.
5. Финансовый кризис может возникать на любой стадии жизненного цикла предприятия. На каждой стадии жизненного цикла предприятия проявления финансовых кризисов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе антикризисного управления. Это особенно важно тогда, когда предприятие достигло высшей точки временного периода своего развития.
6. Финансовый кризис предприятия носит циклический характер. Финансовые кризисы предприятия формируются и развиваются по собственным правилам, исходя из особенностей финансовой деятельности конкретного предприятия, и не повторяют кризисы операционной или инвестиционной деятельности.
7. Финансовый кризис предприятия порождается факторами внешней и внутренней среды предприятия. Финансовый кризис предприятия очень сильно зависит от внешних факторов — уровня государственного регулирования, конъюнктуры финансового рынка и т.п. Финансовый кризис довольно часто возникает под влиянием внутренних факторов. Комбинация внешних и внутренних факторов способствует развитию более глубокого финансового кризиса с тяжелыми последствиями.
8. Финансовый кризис формирует предпосылки банкротства и ликвидации предприятия. Финансовый кризис оказывает существенное влияние на положение фирмы. Но при удачном его разрешении имеет и прогрессивный характер, так как способствует ее финансовому и общему обновлению. Однако при затяжном характере и неэффективном управлении он приводит к банкротству и ликвидации фирмы

Из рассмотренных основных признаков вытекает следующее определение финансового кризиса: «Финансовый кризис — это определенное состояние предприятия, характеризующееся нарушением нормальной финансовой деятельности (финансового равновесия) субъекта хозяйствования, порожденное объективными экономическими процессами, воздействием внутренних и внешних факторов, имеющее циклический характер возникновения и развития, реально проявляющееся в противоречии между необходимыми и имеющимися (доступными) финансовыми средствами на определенный момент времени».

Финансовые кризисы предприятия можно классифицировать следующим образом (табл. 12.3).

Таблица 12.3

Классификация финансовых кризисов [29, с. 214]

Классификационные признаки Виды финансовых кризисов
1. По источникам генерирования. · Финансовый кризис, определяемый внутренними факторами. · Финансовый кризис, определяемый внешними факторами. · Финансовый кризис, формируемый под воздействием внутренних и внешних факторов.
2. По масштабам охвата. · Структурный финансовый кризис. · Системный финансовый кризис.
3. По структурным формам. · Финансовый кризис, вызванный не оптимальной структурой капитала. · Финансовый кризис, вызванный не оптимальной структурой активов. · Финансовый кризис, вызванный не сбалансированностью денежных потоков. · Финансовый кризис, вызванный не оптимальной структурой инвестиций. · Финансовый кризис, вызванный не оптимальной структурой прочих параметров финансовой деятельности.
4. По степени воздействия на финансовую деятельность. · Легкий финансовый кризис. · Глубокий финансовый кризис. · Катастрофический финансовый кризис.
5. По периоду протекания. · Краткосрочный финансовый кризис. · Среднесрочный финансовый кризис. · Долгосрочный финансовый кризис.
6. По возможности разрешения. · Финансовый кризис, разрешаемый на основе использования только внутренних механизмов. · Финансовый кризис, разрешаемый только за счет внешней санации. · Непреодолимый финансовый кризис.
7. По последствиям. · Финансовый кризис, приведший к восстановлению финансовой деятельности в прежних параметрах. · Финансовый кризис, приведший к обновлению финансовой деятельности на новой качественной основе. · Финансовый кризис, вызвавший банкротство (ликвидацию) предприятия.

В отличие от И.А. Бланка более упрощенную типизацию финансового кризиса предлагают Э.А. Уткин и А.Э. Бинецкий [88]. С их точки зрения можно выделить три типа кризиса. Во-первых, стратегический кризис — на предприятии практически разрушен производственный потенциал и отсутствуют долгосрочные факторы успеха. Во-вторых, кризис прибыльности — убытки периодические становятся постоянными, сопровождая деятельность предприятия. В-третьих, кризис ликвидности — предприятие неплатежеспособно, т.е. не может рассчитаться как по текущим, так и долгосрочным долгам, а кредиторская задолженность не только не уменьшается, но имеет тенденцию к росту, особенно просроченная кредиторская задолженность и отсутствуют реальные условия для ее уменьшения [88].

На наш взгляд, классификация видов финансового кризиса, предложенная И.А. Бланком, более полная, охватывает большее число классификационных признаков. Поэтому ее можно принять за основу при осуществлении антикризисного финансового управления на предприятии.

Рассматривая проблему антикризисного финансового управления на предприятии, О.А. Терещенко указывает, что «Банкротство предприятия и его ликвидация означают не только убытки акционеров, кредиторов, производственных партнеров, потребителей продукции, но и уменьшение налоговых поступлений в бюджет, а также увеличение безработицы, что может стать одним из факторов макроэкономической нестабильности» [86, с. 12].

Указанные проблемы О.А. Терещенко, являются наиболее важными в системе финансового кризиса предприятия. Они требуют своего пристального внимания и постоянного научного, методического, законодательного и практического решения. Ведь банкротство и ликвидация предприятия не всегда являются лучшим выходом из возникшего финансового кризиса. Возможно, имеются и более оптимальные финансовые решения, которые можно реализовать с большей пользой как для отдельных участников процедуры банкротства, так и с учетом интересов государства и всей страны.

Исходя из этих позиций, О.А. Терещенко отмечает: «Среди предприятий, дела о банкротстве, которых рассматриваются судом и которые ликвидируются, значительная доля тех, что временно попали в трудное положение. Стоимость их активов намного больше кредиторской задолженности, у этих предприятий имеется значительный потенциал для дальнейшего развития. При условии своевременного перевода таких субъектов хозяйствования на режим антикризисного финансового управления они могут рассчитаться со своими долгами и продолжать деятельность. Однако из-за недостатка соответствующего теоретико-методического обеспечения антикризисного управления финансами, дефицита квалифицированных в этих вопросах менеджеров, провалов в законодательстве и прочих субъективных и объективных причин, множество потенциально жизнеспособных предприятий, в том числе тех, что относятся к приоритетным отраслям народного хозяйства Украины, становятся банкротами» [86, с.14–15]. Из сказанного выше возникает объективная необходимость в своевременном переводе неплатежеспособных субъектов хозяйствования на режим антикризисного финансового управления.

Предотвращение финансового кризиса, эффективное его преодоление и ликвидация его негативных последствий получило в финансовом менеджменте название «антикризисного финансового управления» или антикризисного финансового менеджмента.

Антикризисное финансовое управление или антикризисный финансовый менеджмент — это определенная система организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, направленная на реализацию комплекса специальных управленческих решений с целью предупредить, уменьшить или преодолеть финансовый кризис, тем самым минимизировав его отрицательные последствия для предприятия, его собственников, кредиторов, персонала и всего общества.

О.А. Терещенко, рассматривая специфику антикризисного финансового управления, считает, что ее можно охарактеризовать двумя основными положениями:

· во-первых, — это комплекс профилактических мер, направленных на предупреждение финансового кризиса: системный анализ сильных и слабых сторон предприятия, оценка вероятности банкротства, управление рисками (выявление, оценка и нейтрализация), внедрение системы предупредительных мер и т.п.;

· во-вторых, — это система управления финансами, направленная на выход предприятия из кризиса, в том числе путем проведения санации или реструктуризации субъекта хозяйствования» [86, с. 15].

Основной целью антикризисного финансового управленияявляется восстановление финансового равновесия, т.е. нормальной финансово-хозяйственной деятельности предприятия, устранения возможных негативных последствий финансового кризиса и недопущения существенного снижения доходов собственников и рыночной стоимости предприятия, вследствие финансового кризиса.

В процессе реализации основной цели антикризисного финансового управления предприятием, решаются такие задачи:

1. Диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия.

2. Принятие необходимых финансово-экономических, организационно-управленческих и иных необходимых мер по предупреждению финансового кризиса.

3. Устранение текущей и долгосрочной неплатежеспособности предприятия и повышение его ликвидности.

4. Восстановление или повышение финансовой независимости и финансовой устойчивости, как важнейших условий преодоления предкризисных и кризисных явлений.

5. Недопущение банкротства и ликвидации предприятия, а при определенных условиях объявления своевременного банкротства, чтобы сохранить возможность восстановить предприятие через определенное время.

6. Минимизация отрицательных последствий наступившего финансового кризиса и банкротства предприятия.

При решении поставленных задач необходимо руководствоваться основной целью антикризисного финансового управления, а также использовать весь арсенал финансовых методов, приемов и способов, которые можно задействовать в процессе решения конкретной задачи. На практике финансовые менеджеры ограничены в выборе конкретных методов и рычагов воздействия на финансовый кризис. Поэтому их действия определяются, в первую очередь, доступностью тех или иных способов или приемов воздействия, а также реальностью получения или привлечения финансовых средств как главного условия преодоления любого финансового кризиса.

Как отмечает О.А. Терещенко: «Сущность антикризисного финансового менеджмента можно рассматривать с функциональных и институциональных позиций. Главная задача антикризисного финансового менеджмента в функциональном его понимании состоит в эффективном использовании финансового механизма, специальных функций и инструментов для предупреждения банкротства и обеспечения финансового оздоровления предприятия.

С институциональных позиций к антикризисному менеджменту можна отнести субъектов антикризисного управления: физических или юридических лиц, которые уполномочены собственниками субъекта хозяйствования или силой закона выполнять деятельность, направленную на объект управления, т.е. осуществлять фактическое управление финансами предприятия на период его оздоровления. Это деятельность включает планирование, реализацию и контроль финансовых целей, стратегии и мероприятий, направленных на выведение предприятия из кризисного положения. При этом, субъекты, ответственные за выполнение функций и заданий антикризисного управления финансами предприятия, играют основную роль в общем антикризисном менеджменте.

В отличие от обычного финансового менеджмента носителями антикризисного финансового менеджмента могут быть как штатные работники предприятия, так и специалисты, привлеченные (или назначенные) извне, на временной основе. Штатные финансовые менеджеры, как правило, принадлежат к топ-менеджменту предприятия» [86, с.15–16].

К сожалению, необходимо констатировать, что, как правило, в развитии финансового кризиса на предприятии наибольшая вина лежит на штатных менеджерах. Именно штатные руководители компании (предприятия) во многих случаях персонально виновны в возникновении или доведении предприятия до финансового кризиса. Их деятельность или бездеятельность позволила возникнуть и развиться финансовому кризису. Во многих случаях банкротства и ликвидации предприятия заинтересованы либо основные собственники или топ-менеджеры предприятия. В связи с этим в процессе судебного разбирательства о банкротстве предприятия необходимо выяснять внутреннюю подоплеку организации банкротства, не было ли банкротство фиктивным, т.е. организованным по сговору определенной группой заинтересованных лиц.

Система антикризисного финансового менеджмента базируется на определенных принципах. В литературе существуют различные точки зрения на принципы антикризисного финансового управления. Один из возможных вариантов принципов антикризисного финансового управления предложил И.А. Бланк:

1. Принцип постоянной готовности реагирования. Суть данного принципа состоит в том, что финансовый кризис имеет объективную природу и циклический характер развития. В связи с этим финансовые менеджеры должны находится в постоянной готовности. Они должны своевременно распознать начало кризисных явлений и предложить соответствующую систему мероприятий, адекватную ситуации. Предложенная система мер должна позволить устранить возникшую угрозу кризиса на начальной стадии, не допустить ее переход в полномасштабный финансовый кризис.

2. Принцип превентивности действий. Этот принцип означает, что лучше предотвратить наступление финансового кризиса, чем разрешить его и ликвидировать его негативные последствия. Поэтому, если имеется малейшая возможность не допустить развития финансового кризиса, ее необходимо использовать. Реализация этого принципа достигается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса.

3. Принцип срочности реагирования. Суть этого принципа базируется на значимости отдельных факторов в развитии финансового кризиса. На практике существуют более важные и менее важные условия и причины, порождающие финансовый кризис. В связи с этим необходимо формировать антикризисное реагирование на основе срочности (важности) тех или иных принимаемых решений, позволяющих устранить угрозу или предотвратить развитие кризисных процессов, в частности, снижение финансовой устойчивости, уменьшение платежеспособности и ликвидности.

4. Принцип адекватности реагирования. Антикризисное управление предполагает осуществление определенных расходов финансовых средств. При этом расходы на начальном этапе существенно меньшие, чем в условиях разворачивающегося или полномасштабного финансового кризиса. Однако необходимо учитывать, что финансовые расходы должны быть адекватными возникшей угрозе, чтобы предприятие не понесло дополнительных затрат на проведение превентивных мероприятий. Величина понесенных затрат должна быть соизмерима с возникающими угрозами кризисных явлений.

5. Принцип комплексности принимаемых решений. Финансовый кризис по своей сути носит комплексный характер, затрагивая практически все стороны хозяйственной жизни предприятия. В связи с этим система антикризисных мероприятий должна также иметь комплексную основу, чтобы максимально охватить все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия и в более быстрые сроки разрешить возникший кризис в благоприятном аспекте.

6. Принцип альтернативности действий. Данный принцип сводится к тому, что любое антикризисное решение должно базироваться на многовариантной основе, что позволит выбрать оптимальный вариант в данных конкретных условиях. При этом должны сопоставляться варианты по определенным критериям, в основе которых, как правило, положены либо конечные финансовые результаты, либо возможные финансовые расходы.

7. Принцип адаптивности управления. Проблема финансового кризиса состоит в том, что в процессе его возникновения и развития участвует множество факторов. Это обусловливает высокий динамизм развития кризисных явлений, что в свою очередь требует высокого уровня адаптации систем антикризисного реагирования к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

8. Принцип приоритетности использования внутренних ресурсов. Суть данного принципа состоит в том, что на ранних стадиях, когда фактически отсутствует сам финансовый кризис, а только диагностируются его начальные признаки предприятию необходимо ориентироваться исключительно на собственные силы. Это позволит, во-первых, сэкономить ресурсы; во-вторых, задействовать значительную часть неиспользуемых резервов.

9. Принцип оптимальности внешней санации. Если финансовый кризис диагностирован лишь на поздней стадии своего развития, носит системный характер и оценивается как глубокий или катастрофический, а механизмы его внутренней нейтрализации не позволяют достичь финансового равновесия, оно должно инициировать свою внешнюю санацию. Такая санация должна быть направлена на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. При этом важно сохранить управляемость предприятия со стороны его основных собственников, минимизацию потери рыночной стоимости и ряд других важнейших условий.

10. Принцип эффективности. Этот принцип базируется на сопоставлении эффекта от антикризисных мероприятий с фактическими затратами по реализации системы антикризисных мероприятий. При этом для оценки эффективности используются как стоимостные, так и не стоимостные показатели в зависимости от тех конкретных антикризисных мероприятий, которые осуществляются в процессе реализации плана антикризисного финансового менеджмента. Эффект антикризисного финансового управления может характеризоваться уровнем достижения отдельных целей, смягчением его протекания или уменьшением негативных последствий [29, с. 223].

Предложенные И.А. Бланком принципы антикризисного финансового управления позволяют сформировать систему антикризисного управления и обеспечить ее практическую реализацию. При этом рассмотренные принципы очень важны при формировании концепции организации на предприятиях системы мониторинга финансового кризиса и своевременного устранения его первых предвестников. Без четко разработанных принципов невозможно создать организационные структуры, определить их функции, наладить работу различных функциональных подразделений предприятия. Кроме того, предложенные принципы составляют и теоретическую базу антикризисного финансового управления, что также важно с позиции формирования новых научных подходов к проведению финансовой санации предприятия, преодолению угрозы банкротства или проведения установленных процедур банкротства.

Содержание процесса антикризисного финансового управления предприятием

Антикризисный финансовый менеджмент на предприятии, по нашему мнению, должен быть организован на постоянной основе. Это позволяет предприятию своевременно диагностировать начало кризисного процесса, выявлять негативные тенденции, условия и факторы, которые могут привести к возникновению и развитию полномасштабного финансового кризиса.

Для организации антикризисного финансового менеджмента на средних и крупных предприятиях необходимо создавать специальные группы финансовых менеджеров, готовить их для соответствующей антикризисной работы. При этом данная группа менеджеров должна иметь соответствующие полномочия, а также в ее распоряжении должны находится определенные финансовые средства (фонды), которыми можно маневрировать для устранения возможных угроз или предотвращения появившихся негативных симптомов надвигающегося финансового кризиса.

На основе анализа различных подходов к содержанию антикризисного финансового менеджмента на предприятии можно выделить пять основных этапов его проведения. Алгоритм последовательности осуществления антикризисного финансового управления может иметь следующий вид (рис. 12.4).

Предложенный алгоритм является циклическо-разветвляющимся, что позволяет осуществлять проверку выполнения каждого этапа. Если этап выполнен полностью, то можно переходить к следующему этапу, в противном случае этап выполняется до полного его завершения. Каждый из пяти основных этапов осуществления антикризисного финансового менеджмента в свою очередь имеет ряд последовательных ступеней выполнения, что позволяет четко организовать работу антикризисной финансовой группы, установив конкретные задания и объекты финансового анализа, прогнозирования и контроля.

 
  Сущность, задачи и принципы антикризисного финансового управления предприятием - student2.ru

Рис. 12.4. Алгоритм последовательности осуществления этапов антикризисного финансового управления на предприятии.

Этап 1. Организация постоянного контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия с целью своевременного обнаружения симптомов финансового кризиса. Он включает такие возможные ступени:

во-первых, устанавливается определенная группа показателей для постоянного наблюдения, с помощью которых фиксируется наибольшая угроза финансового кризиса на предприятии;

во-вторых, определяется периодичность наблюдения за выбранными показателями, характеризующими наибольшую угрозу финансового кризиса;

в-третьих, определяются прогнозные значения контролируемых показателей;

в-четвертых, определяются допустимые размеры отклонения фактических и прогнозных значений контролируемых показателей;

в-пятых, проводится анализ отклонений фактических и прогнозных показателей, а также осуществляется предварительная диагностика финансового состояния и устанавливается тип финансового состояния предприятия, т.е. констатируется «нормальное», «предкризисное» или «кризисное» финансовое состояние.

Этап 2. При обнаружении угрозы финансового кризиса производится разработка системы профилактических мероприятий, а при диагностировании наступления финансового кризиса производится идентификация его параметров. Он включает следующие ступени:

во-первых, оценивается реальная возможность предотвращения финансового кризиса;

во-вторых, дифференцируются направления действий — либо предотвращение финансового кризиса, либо его смягчение;

в-третьих, разрабатывается последовательная система мероприятий, направленных на уменьшение угрозы финансового кризиса.

в-четвертых, определяется эффективность разработанных и реализуемых мероприятий;

в-пятых, при обнаружении финансового кризиса идентифицируются его масштабы;

в-шестых, идентифицируется степень воздействия финансового кризиса на финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

в-седьмых, прогнозируется возможный период действия финансового кризиса.

Этап 3. Производится выявление условий и факторов, породивших финансовый кризис, и оцениваются потенциальные возможности предприятия по его преодолению за счет использования внутренних возможностей. Он включает следующие ступени:

во-первых, идентификация отдельных факторов и определение их влияния на формы и масштабы финансового кризиса;

во-вторых, оценивается совокупное влияние факторов на развитие финансового кризиса;

в-третьих, оцениваются внутренние финансовые возможности предприятия для преодоления финансового кризиса. С этой целью рассчитывается величина чистого денежного потока и определяется его достаточность для преодоления финансового кризиса;

в-четвертых, определяются возможные направления экономии финансовых средств в период действия финансового кризиса;

в-пятых, определяется качественное состояние финансового потенциала предприятия с позиции возможного преодоления финансового кризиса.

Этап 4. Производится выбор направлений и механизмов финансовой стабилизации на предприятии, разрабатывается и реализуется программа выхода из финансового кризиса. Он включает следующие ступени:

во-первых, устранение неплатежеспособности и повышение ликвидности;

во-вторых, восстановление финансовой независимости и достижение нормальной финансовой устойчивости;

в-третьих, обеспечение необходимыми финансовыми средствами для устойчивого развития предприятия;

в-четвертых, при разработке программы выхода из финансового кризиса определяется перечень антикризисных мероприятий;

в-пятых, рассчитывается объем финансовых средств, необходимых для реализации антикризисных мероприятий;

в-шестых, устанавливаются сроки реализации отдельных антикризисных мероприятий;

в-седьмых, определяется круг лиц, персонально ответственных за реализацию отдельных мероприятий;

в-восьмых, прогнозируется возможный результат финансовой стабилизации на предприятии.

Инвестиционный проект финансовой санации предприятия разрабатывается в тех случаях, когда предприятие для выхода из финансового кризиса намерено привлечь внешних санаторов. Такой проект носит форму бизнес-плана санации и содержит обычно следующие основные разделы:

1) общие сведения о санируемом предприятии;

2) оценка кризисного состояния предприятия;

3) обоснование концепции и формы санации предприятия;

4) система предлагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия;

5) ожидаемые результаты.

Этап 5. Производится контроль реализации программы выхода из финансового кризиса, и реализуются мероприятия по устранению негативных последствий финансового кризиса. Он включает следующие ступени:

во-первых, устанавливается совокупность объектов и показателей, которая подлежит контролю в процессе реализации программы выхода из кризиса;

во-вторых, определяются круг лиц, осуществляющих контроль и принимающих управленческие решения в случае отклонения от установленной программы;

в-третьих, анализируются полученные параметры и принимаются соответствующие финансовые решения;

в-четвертых, разрабатываются мероприятия по ликвидации негативных последствий финансового кризиса;

в-пятых, реализуются мероприятия по ликвидации негативных последствий финансового кризиса;

в-шестых, контролируется ход реализации мероприятий по ликвидации негативных последствий финансового кризиса;

в-седьмых, при необходимости корректируется система мероприятий по ликвидации негативных последствий финансового кризиса.

Наши рекомендации