Организация финансового контроля — виды, формы, методы, принципы
Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.
Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.
Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.
Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем, методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).
По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля [10, с. 185].
Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.
Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
Методы контроля во многом зависят от его конкретной цели, задач, объекта и периода проведения.
Основной метод финансового контроля - ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [18, с. 127].
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).
Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.
Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.Проверка – производится по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и других документов; выявляется нарушения конкретных методов аккумуляции и расходования финансовых ресурсов [21, с. 92].
Немаловажное место среди методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.
Выделяют три основных этапа счетной проверки:
- проверка согласованности показателей различных форм отчетности;
- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.
Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать, прежде всего, на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества.
Обследование – охватывает отдельные участки деятельности субъектов хозяйствования; предполагает контрольные обмеры расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Мониторинг – постоянное наблюдение за ходом, законностью и своевременностью поступления денежных ресурсов и их рациональным использованием.
Надзор – контроль со стороны контролирующих органов за соблюдением установленных правил и нормативов экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид деятельности (страховую, инвестиционную, банковскую и т.д.). Вскрытое нарушение влечет за собой отзыв лицензии.
Экономический анализ – детальное изучение годовой (как правило) финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности субъекта за прошедший период, определяющих его финансовое состояние и перспективы.
Финансовая диагностика – совокупность исследовательских процедур по оценке результативности финансовой деятельности соответствующих субъектов.
Общественный контроль – осуществляется отдельными финансовыми лицами или группами (профсоюзами, садоводческими и другими общественными организациями) в отношении финансово-хозяйственной деятельности отдельных организаций.
На всех этих этапах исторического развития финансовый контроль рассматривался органами власти и управления как главное средство проверки соблюдения законодательства и целевого использования финансовых ресурсов.
Основные формы финансового контроля можно классифицировать по ряду критериев:
По времени проведения
- предварительный контроль;
- текущий контроль;
- последующий контроль.
По методу проведения контроля:
- проверка;
- обследование;
- мониторинг;
- надзор;
- ревизия;
- экономический анализ;
- финансовая диагностика.
По способу проведения контроля:
- обязательный контроль;
- инициативный контроль.
По субъекту, осуществляющему контроль:
- общегосударственный контроль;
- ведомственный контроль;
- внутрихозяйственный контроль;
- аудиторский контроль;
- общественный контроль [21, с. 91].
Рассмотрим содержание наиболее распространенных форм финансового контроля в экономике.
Предварительный контроль осуществляется при обосновании намечаемых решений и задач, т.е. до их реализации. Это могут быть экономические расчеты, прогнозирование альтернативных проектов для выбора оптимального.
Текущий контроль отождествляют с оперативной проверкой в коротком периоде времени выполнения различных операций и заданий для выявления отклонений и установления эффективности использования запланированных ресурсов.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера [1, с. 141].
Последующий контроль направлен на оценку результатов хозяйственно-финансовой деятельности за прошедший период в масштабах всего государства. Его главная задача – анализ выполнения плана доходов и расходов государственного бюджета, использования и погашения государственного долга и т.п. Выводы из проведенного анализа, обобщающие как вскрытые недостатки, так и позитивные явления в оцениваемой сфере, используются при разработке проектов бюджета отдельных общегосударственных программ на предстоящий год и перспективу.
В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:
1. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управление. Весь государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный.
- общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация и Государственная контрольно-ревизионная служба, местные государственные администрации, Государственный таможенный комитет и др.;
- ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно-ревизионными подразделами министерств и ведомств. В последние годы в связи с ликвидацией большого количества министерств, появлением предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного финансового контроля значительно сократились.
2. Общественный финансовый контроль - осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации).
3. Аудит - новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах [8, с. 36].
Аудиторский контроль – форма независимого финансового контроля за достоверностью бухгалтерской отчетности и других финансовых документов.
На сегодняшний день аудит является наиболее распространенной формой финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности субъектов. Финансовым аудитов является специализированная форма независимого финансового контроля, основная цель которого – оценка достоверности бухгалтерского учета, финансовой отчетности и другой информации с точки зрения соблюдения законодательства и экономической целесообразности проведения операций.
По существу внешний аудит представляет собой процесс, в котором независимые специалисты изучают представленную информацию и в соответствии с принятыми критериями оценивают ее качество и степень достоверности.
Аудит не подменяет и не заменяет собой государственный контроля финансово-хозяйственной деятельности на микроуровне, а лишь дополняет его. Внимание аудиторов концентрируется на проверке достоверности финансовой отчетности субъектов, на которых не распространяется ведомственный контроль. Результативности финансового аудита во многом зависит от точного следования ряду принципов, содержание которых раскрыто на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Принципы организации финансового аудита
Примечание – Источник: собственная разработка.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.В этой связи можно выделить следующие принципы.Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности.Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).Принцип законности обусловлен Конституцией Республики Беларусь, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и белорусские законы [11].Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.Таким образом, метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля. Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы. Основные формы финансового контроля можно классифицировать по ряду критериев, которые были указаны в ходе исследования. В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный финансовый контроль; ведомственный финансовый контроль; общественный финансовый контроль; аудит.