Бюджет и бюджетное устройство РФ

1.понятие бюджета и его экономическое значение.

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет можно рассматривать с 2-ух сторон, по материально-вещественной форме, бюджет – это централизованный фонд денежных средств, по форме функционирования он представляет собой плановый финансовый документ включающий доходы и расходы. Как экономическая категория, бюджет выражает систему денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств. Специфика бюджетных отношений, как части финансовых состоит в следующем, во первых они возникают в распределительном процессе непременным участникам которого является государство, во-вторых они связаны с формированием и использование централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, в –третьих они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов, а так же основным инструментом государственного управления экономикой.

Цели и задачи государственного бюджета:

1. финансовое обеспечение бюджетной сферы

2. перераспределение ВВП

3. государственное регулирование и стимулирование экономики

4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

Нормативно-правовой базой бюджетных отношений являются бюджетный кодекс РФ, закон РФ о федеральном бюджете, закон субъектов РФ о бюджете субъектов РФ, нормативно правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах, указы президента РФ регулирующие бюджетные правоотношения и т.д.

Поступление бюджета складывается из совокупности различных платежей экономических субъектов. Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные государственные мероприятия. Соотношение доходов и расходов может принимать одну из 3 форм либо баланса(доходы=расходам), либо профицит (доходы превышают расходы) и дефицита (доходы меньше расходов). Длительность бюджетного периода - это время в течении которого реализуется конкретный бюджет(обычно это год, но с недавнего времени в РФ идет практика 3-ёх летнего бюджета).

Функции бюджета :

1. фискальная она связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде.

2. распределительная(перераспределительная) обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие.

3. контрольная заключается в обеспечении контроля за формированием и расходованием государственных средств.

Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов действующих на территории РФ.

Бюджетное устройство – представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, её структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах(единых) бюджетная система включает 2 звена: государственный бюджет и местный бюджеты(Франция, Великобритания, Швеция). В федеративных государствах таких как Германия Россия, Канада, США трёхуровневая бюджетная система: федеральный, региональный, местный, при этом согласно конституции РФ в состав бюджетов субъектов РФ входят 83 субъекта(21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 областных и краевых, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, Еврейская автономная область и 4 окружных бюджета автономных округов) в составе местных бюджетов около 29 тысяч (городских, районных и т.д.). Свод бюджетов бюджетной системы РФ на определенной территории образует понятие консолидированного бюджета РФ.

Таблица

Консолидированные бюджеты ежегодно составляются но не утверждаются в законодательном порядке. Информация о параметрах консолидированного бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетная система РФ базируется на определенных принципах.

Принципы бюджетной системы:

1. принцип единства бюджетной системы РФ- единая правовая база, единая денежная система, использование единой бюджетной классификации, единство бюджетного процесса- это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.

2.принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, реализуется через закрепления соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующего уровня.

3. принцип самостоятельности означает что органы власти соответствующего уровня имеют право :

-формировать свой бюджет, т.е. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс

- определяют направления и развития доходов и расходов исходя из наличия доходов

4. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и не налоговых доходов бюджета.

5.принцип полноты отражения всех доходов и расходов и источников финансирования бюджетов, означает что все доходы и расходы и источники финансирования в обязательном порядке и в полном объеме должны отражаться в бюджете.

6. принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать должен соответствовать предусмотренному объему доходов.

7. принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объема средств.

8. принцип совокупного (общего покрытия расходов) означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.

9. принцип прозрачности (открытости бюджета) означает обязательное опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

10. принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития в соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных задач.

12. принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении которого они находятся.

13. принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат должно осуществляться с единого счета (этим занимается казначейство).

Бюджетный федерализм.

Федеративное устройство России является предпосылкой возникновения финансово-бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм является наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве. Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы, обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов(территориальный бюджет- это совокупность регионального и местного бюджета) иными словами бюджетный федерализм – это разграничение прав и полномочий между уровнями бюджетной системы. Бюджетный федерализм базируются на определенных принципах.

Принципы:

1. законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней.

2. обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнение ими возложенных на них функций.

3. принцип самостоятельности и равноправия каждого бюджета входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств.

4. обеспечение выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Основными способами выравнивания являются горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание.

Горизонтальное бюджетное выравнивание представляет собой систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям. Основным методом горизонтального выравнивания являются трансфертными(трансферты -это средство передаваемые вышестоящего бюджета ниже стоящему на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке оказания финансовой помощи и предоставление компенсации).

Основные формы:

1. дотации - это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

2. субвенции – это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления целевых расходов.

3. субсидии – это средства предоставляемые другому уровню бюджета бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.

4. кредитные ресурсы – это бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной безвозмездной(без %) и возмездной (под определенный %) основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Вертикальное выравнивание – это процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговые поступления).

Основными инструментами вертикального выравнивания служат:

1. закрепление налогов за определенным уровнем бюджета.

2. распределение налоговых доходов по нормативам.

3. субвенции (зачислятся частично) из вышестоящего бюджета на выполнение расходных операций.

Наши рекомендации