Бюджет и бюджетное устройство РФ
1.понятие бюджета и его экономическое значение.
Согласно бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет можно рассматривать с 2-ух сторон, по материально-вещественной форме, бюджет – это централизованный фонд денежных средств, по форме функционирования он представляет собой плановый финансовый документ включающий доходы и расходы. Как экономическая категория, бюджет выражает систему денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств. Специфика бюджетных отношений, как части финансовых состоит в следующем, во первых они возникают в распределительном процессе непременным участникам которого является государство, во-вторых они связаны с формированием и использование централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, в –третьих они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов, а так же основным инструментом государственного управления экономикой.
Цели и задачи государственного бюджета:
1. финансовое обеспечение бюджетной сферы
2. перераспределение ВВП
3. государственное регулирование и стимулирование экономики
4. контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств
Нормативно-правовой базой бюджетных отношений являются бюджетный кодекс РФ, закон РФ о федеральном бюджете, закон субъектов РФ о бюджете субъектов РФ, нормативно правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах, указы президента РФ регулирующие бюджетные правоотношения и т.д.
Поступление бюджета складывается из совокупности различных платежей экономических субъектов. Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные государственные мероприятия. Соотношение доходов и расходов может принимать одну из 3 форм либо баланса(доходы=расходам), либо профицит (доходы превышают расходы) и дефицита (доходы меньше расходов). Длительность бюджетного периода - это время в течении которого реализуется конкретный бюджет(обычно это год, но с недавнего времени в РФ идет практика 3-ёх летнего бюджета).
Функции бюджета :
1. фискальная она связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде.
2. распределительная(перераспределительная) обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие.
3. контрольная заключается в обеспечении контроля за формированием и расходованием государственных средств.
Бюджетное устройство и бюджетная система.
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов действующих на территории РФ.
Бюджетное устройство – представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, её структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах(единых) бюджетная система включает 2 звена: государственный бюджет и местный бюджеты(Франция, Великобритания, Швеция). В федеративных государствах таких как Германия Россия, Канада, США трёхуровневая бюджетная система: федеральный, региональный, местный, при этом согласно конституции РФ в состав бюджетов субъектов РФ входят 83 субъекта(21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 областных и краевых, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, Еврейская автономная область и 4 окружных бюджета автономных округов) в составе местных бюджетов около 29 тысяч (городских, районных и т.д.). Свод бюджетов бюджетной системы РФ на определенной территории образует понятие консолидированного бюджета РФ.
Таблица
Консолидированные бюджеты ежегодно составляются но не утверждаются в законодательном порядке. Информация о параметрах консолидированного бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетная система РФ базируется на определенных принципах.
Принципы бюджетной системы:
1. принцип единства бюджетной системы РФ- единая правовая база, единая денежная система, использование единой бюджетной классификации, единство бюджетного процесса- это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.
2.принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, реализуется через закрепления соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующего уровня.
3. принцип самостоятельности означает что органы власти соответствующего уровня имеют право :
-формировать свой бюджет, т.е. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс
- определяют направления и развития доходов и расходов исходя из наличия доходов
4. принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и не налоговых доходов бюджета.
5.принцип полноты отражения всех доходов и расходов и источников финансирования бюджетов, означает что все доходы и расходы и источники финансирования в обязательном порядке и в полном объеме должны отражаться в бюджете.
6. принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать должен соответствовать предусмотренному объему доходов.
7. принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объема средств.
8. принцип совокупного (общего покрытия расходов) означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита.
9. принцип прозрачности (открытости бюджета) означает обязательное опубликование в печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
10. принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития в соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных задач.
12. принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении которого они находятся.
13. принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат должно осуществляться с единого счета (этим занимается казначейство).
Бюджетный федерализм.
Федеративное устройство России является предпосылкой возникновения финансово-бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм является наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве. Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы, обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов(территориальный бюджет- это совокупность регионального и местного бюджета) иными словами бюджетный федерализм – это разграничение прав и полномочий между уровнями бюджетной системы. Бюджетный федерализм базируются на определенных принципах.
Принципы:
1. законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней.
2. обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнение ими возложенных на них функций.
3. принцип самостоятельности и равноправия каждого бюджета входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств.
4. обеспечение выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Основными способами выравнивания являются горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание.
Горизонтальное бюджетное выравнивание представляет собой систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям. Основным методом горизонтального выравнивания являются трансфертными(трансферты -это средство передаваемые вышестоящего бюджета ниже стоящему на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке оказания финансовой помощи и предоставление компенсации).
Основные формы:
1. дотации - это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
2. субвенции – это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления целевых расходов.
3. субсидии – это средства предоставляемые другому уровню бюджета бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.
4. кредитные ресурсы – это бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной безвозмездной(без %) и возмездной (под определенный %) основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Вертикальное выравнивание – это процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговые поступления).
Основными инструментами вертикального выравнивания служат:
1. закрепление налогов за определенным уровнем бюджета.
2. распределение налоговых доходов по нормативам.
3. субвенции (зачислятся частично) из вышестоящего бюджета на выполнение расходных операций.