Бюджет и бюджетное устройство 2 страница

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функ­циями понимается та «работа», которую выполняют финансы Вопрос о количестве и содержании функций спорный. Некото­рые известные финансисты, как, например, А. М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение про-

цесса хозяйствования денежными средствами, контроль руб­лем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Воз­несенский утверждали, что финансы выражаются в формиро­вании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле. И. Т. Балабанов считает, что с переходом к рыноч­ным отношениям финансы потеряли свое распределительное

назначение. \

Однако никто не отрицает, что v финансы — это совокуп­ность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и исполь­зование фондов денежных средств.» И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один — валовой внутрен­ний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т. д., установленных государством.

Пример.Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установ­ленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства произ­водства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса про­изводства. Она определяется исходя из установленной госу­дарством нормы амортизационных отчислений, стоимости ос­новных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др. Нако­нец, остается прибыль. Произошло как бы распределение пер­вого порядка. Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему рас­пределению, т. е. распределению второго порядка. ФОТ делит­ся между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по нормам, установленным государством. Прибыль делится меж­ду предприятием, его вышестоящей организацией и бюджета­ми разных уровней. Более подробно процесс распределения прибыли на различных этапах развития Российского государ­ства рассмотрен в 1.1. данной главы.

Распределительные процессы имеют место и внутри пред­приятия. Например, прибыль, являясь источником формиро­вания таких децентрализованных фондов, как фонд производ­ственного и социального развития, резервного фонда и других, выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о некотором снижении государствен-

ного регулирования распределительных отношений, но никак не об их отмене. Да, предприятия самостоятельно распределя­ют прибыль по децентрализованным фондам, однако форми­рование резервного фонда регулируется через размер устав­ного капитала, минимальных и максимальных значений при­были, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно от­метить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому ор­ганически им присуща.

f Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распреде­лительную и контрольную. Та часть финансов, которая функ-­
ционирует в сфере материального производства, как, напри­
мер, финансы предприятий, и участвует в процессе создания
денежных доходов и накоплений, выполняет не только рас-­
пределительную и контрольную, но и функцию формирования
денежных доходов.

Контрольная функция финансов тесно связана с распреде­лительной. Среди огромного многообразия финансовых от­ношений нет ни одного, которое не было бы связано с конт­ролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распреде­ление общественного продукта не только в натурально-веще­ственной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением сто­имостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

(Контрольная функция финансов — это прежде всего конт­роль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений; Он пронизывает всю систему отношений, связан­ных как с движением стоимости, так и со сменой форм сто­имости, и представляет собой стоимостный контроль, конт­роль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного обо­рота, то контроль рублем как функция финансов — это только контроль реального денежного оборота. *

\ Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и на­ционального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий.) Контроль рублем ведется за производственными и внепроиз-водственными затратами, соответствием этих затрат доходам,

формированием и использованием основных фондов и оборот­ных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении без­наличных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и дру­гими звеньями финансовой системы.

* Объектом контрольной функции финансов являются фина­нсовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ве­домственный, внутрихозяйственный, общественный и незави­симый (аудиторский) финансовый контроль.^

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый кон­трольосуществляют органы государственной власти и управ­ления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведом­ственной подчиненности. Ведомственный финансовый конт­роль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий,

учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контрольпроводится фи­нансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтери­ями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого пред­приятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контрольвыполняют отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контрольосуществляют ауди­торские фирмы и службы. Объектом данного контроля явля­ется деятельность всех экономических субъектовЛ

Государственный финансовый контроль в Российской Фе­дерации осуществляют высшие органы государственной вла­сти и управления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового

контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюд­жета, законностью и своевременностью движения средств бюд­жета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффектив­ности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение фи­нансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществ­ляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета,

Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подго­товку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

Контрольные положения Счетной палаты распространяют­ся на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль произво­дится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой кон­тролирующей организации может служить деятельность Кон­трольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Контроль за состоянием республиканского бюджета в Рос­сийской Федерации и его исполнением осуществляет создан­ный при высшем законодательном органе Комитет по бюд­жету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входят проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществлении финансового контроля игра­ют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функциони­рует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется кон­троль за производственно-финансовой деятельностью пред­приятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на ор­ганы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Главной задачей Казначейства является организация, осу­ществление и контроль за исполнением республиканского бю­джета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменя­ется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначей­ство занимается также сбором, обработкой и анализом инфор­мации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государ­ственной власти отчетность о финансовых операциях прави­тельства и состоянии бюджетной системы.

Для выполнения отмеченных задач органы Казначейства наделяются большими правами: они могут производить про­верки денежных документов на предприятиях, в учреждениях

и организациях любой формы собственности, включая со­вместные предприятия; взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам; применять к нарушителям штрафные

санкции.

Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государст­венной налоговой службой. Государственная налоговая служба создана в соответствии с Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» (от 21 марта 1991 г.) с подчинением Президенту. Главной задачей Государственной налоговой служ­бы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевре­менностью внесения в соответствующие бюджеты.

Налоговые инспекции — это органы оперативного финан­сового контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налоговые инспекции осуществляют проверку денежных до­кументов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных мини­стерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и ор­ганизациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объясне­ния, справки и сведения по вопросам, возникающим при про­верках (за исключением сведений, составляющих коммерчес­кую тайну); обследовать любые помещения предприятий (про­изводственные, складские, торговые), используемые для

извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгал­терских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других до­кументов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и органи­заций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; изымать документы, свидетельству­ющие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных нало­говых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или

в судебном порядке.

Сегодня в системе Государственной налоговой службы РФ трудится около 190 тыс. человек. Такая численность объектив­но необходима в связи со значительным ростом предприятий

с различными формами собственности, включая коммерчес­кие структуры, биржи, акционерные общества и др.

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличи­вается нагрузка налоговых инспекторов. В связи с этим воз­никает ряд проблем налогового контроля. Нередки случаи, когда налогоплательщики представляют в налоговые органы искаженные данные, занижают налогооблагаемые доходы, применяют все более изощренные методы сокрытия объектов налогообложения. По этим причинам в государственную каз­ну не поступают значительные суммы, подлежащие уплате. Кроме того, сокрытие доходов не только ослабляет бюджет, но и создает финансовую опору для роста финансовой пре­ступности.

Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых ор­ганах, обеспечения безопасности деятельности государствен­ных налоговых инспекций 24 июня 1993 г. был принят Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции».

В результате проведенных оперативно-розыскных и конт­рольных мероприятий за первое полугодие 1997 г. было взы­скано почти 60 трлн руб. недоимок, арестовано имущества должников на 40 трлн руб. и реализовано — на 2,8 трлн руб. Только бюджеты Центрального региона пополнились на 5 трлн руб.1

Развитие рыночных отношений и создание акционерных обществ привело к необходимости создания независимого фи­нансового контроля — аудита. Аудит предсталяет собой неза­висимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяй­ствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законода­тельству и требованиям, предъявляемым к составлению фина­нсовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций.

Цель аудита — установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совер­шаемых ими финансовых и хозяйственных операций дейст­вующим нормативным актам. Аудитор — не государственный служащий, а независимый ревизор, прошедший соответству­ющую аттестацию и получивший лицензию на право осущест­вления аудиторской деятельности.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.

бюджет и бюджетное устройство 2 страница - student2.ru 1 См.: Экономика и жизнь. — 1997. — № 37. — С. 3.

Основными целями внешних аудиторских проверок являют­ся: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской от­четности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, нало­говому планированию и т. п.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего кон­троля фирм, филиалов, дочерних компаний и т. д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкрет­ные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимо­сти от требований руководства предприятия. Внутренний ау­дит должен проводиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммер­ческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный хара­ктер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на ч. предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль про­изводится на стадии составления, рассмотрения и утверж­дения финансовых планов предприятий, смет бюджетных ор­ганизаций, проектов бюджетов и т.п. Он предшествует осу­ществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нане­сение прямого или косвенного ущерба деятельности пред­приятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целе­сообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он про­изводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное зна­чение.

Последующий финансовый контроль организует­ся в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Ос­новными его задачами являются выявление недостатков и упу­щений в использовании материальных, трудовых и финан­совых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности винов-

ных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствова­нию финансовых отношений в стране.

Глава 2



бюджет и бюджетное устройство 2 страница - student2.ru Контрольные вопросы

1. Что означает термин «finansia»?

2. Каковы основные признаки финансов и предпосылки их воз­
никновения?

3. Какие денежные отношения относятся к финансовым от­
ношениям?

4. Каково определение финансов?

5. Каковы этапы развития финансов, их особенности?

6. Какова взаимосвязь финансов и государства?

7. Каковы особенности становления социалистических финансов?

8. Каковы этапы развития финансов СССР в период с 1931
по 1992 г.?

9. Какую роль играют финансы на современном этапе экономичес­
кого развития в РФ?

10. Что является основным материальным источником доходов
государства?

11. Какие функции выполняют финансы?

12. В чем сущность распределительной функции финансов?

13. Какие фонды денежных средств формируются на уровне госу­
дарства, отрасли, предприятия?

14. В чем заключается контрольная функция финансов?

15. Какие органы осуществляют финансовый контроль?

16. Каковы виды финансового контроля?

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

бюджет и бюджетное устройство 2 страница - student2.ru 2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Анализ закономерностей развития финансов в разных усло­виях общественного воспроизводства свидетельствует о нали­чии общих признаков в их содержании. Это обусловлено со­хранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий, как отмечалось ранее, выделя­ют два: развитие товарно-денежных отношений и существова­ние государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отноше­ний, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фо­нды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финан­сы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизвод­ства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (рис. 2.1).

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных


бюджет и бюджетное устройство 2 страница - student2.ru

и децентрализованных фондов денежных средств. Общего­сударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения наци­онального дохода, созданного в отраслях материального про­изводства.

Рис. 2.1. Финансовая система РФ

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необ­ходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования яв­ляются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечива­ющие потребности государства в решении экономических политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применя­ются кредитными и страховыми звеньями финансовой си­стемы. Децентрализованные фонды денежных средств об­разуются из денежных доходов и накоплений самих пред­приятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и примене­ние особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая си­стема — единая система, так как базируется на едином источ­нике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в про­цессе материального производства. Источником централизо­ванных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отрас­лей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресу­рсов между отраслями экономики и регионами страны, произ­водственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с фи­нансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, про­цесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюд­жетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может при­влекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе "операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательс­ких рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев фина­нсовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных де­нежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, госуда­рственный кредит.

Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и исполь­зования централизованного фонда денежных средств для обес­печения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансо­вым планом страны, утверждаемым Федеральным Собрани­ем РФ как закон. Через госбюджет государство концентриру­ет значительную долю национального дохода для финансиро­вания народного хозяйства, социально-культурных мероприя­тий, укрепления обороны страны и содержания органов

государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что со-г здает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития обще­ственного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

■\ В условиях перехода на рыночные отношения государствен­ный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производст­ва обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволя­ющих перейти к финансовому регулированию экономики.

Средства бюджета должны направляться на осуществле­ние инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бю­джета в области экономики призваны способствовать фор­мированию рациональной структуры общественного произво­дства, наращиванию научно-технического потенциала, обнов­лению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно су­щественно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные пред­приятия или их перепрофилировать.

Государственное регулирование экономики позволяет су­щественно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюд­жетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предпри­ятия и учреждения социально-культурного направления. Рас­ходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финан­сировать культуру, удовлетворять потребности граждан в ме­дицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводст­во рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни народа.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являют­ся внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды — это средства федерального прави­тельства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основ­ные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюд­жетов и имеют определенную самостоятельность. Общие до­ходы всех внебюджетных фондов в 1995 г. оценивались в 90,5 трлн руб., или 63% доходов государственного бюджета.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета рас­ходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме. По­этому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации неко­торых из них в бюджете с сохранением целевой направлен­ности их расходов.

Государственный кредит предприятий, организаций и населения на их возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Дополнитель­ные финансовые ресурсы государство привлекает путем прода­жи на финансовом рынке облигаций, казначейских обяза­тельств и других видов государственных ценных бумаг. Дан­ная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на по­крытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В усло­виях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымает-

ся избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Необходимость использования государственного кредита обу­словлена невозможностью удовлетворения потребностей обще­ства за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно сво­бодные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финан­совых возможностей государства. На общегосударственном уров­не государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сель­ских районов, строительство объектов здравоохранения, культур­ного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

Наши рекомендации