Понятие бюджетирования и его назначение
Внутрифирменное бюджетирование можно рассматривать в широком (как методология) и узком (как процесс) смысле этого понятия.
Бюджетирование как методология включает принципы, логику, методы обоснования бюджетов в системе управления предприятием по структурным подразделениям, видам деятельности с последовательной их ориентацией на получение высоких конечные результатов, при этом оценка вида деятельности подразделения осуществляется по вкладу в достижение общих целей, прибыльности.
Как управленческая технология бюджетирования обеспечивает повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на основе планирования, учёта и системы бюджетов, в которых формируется комплекс оптимальных показателей будущего развития предприятия, его структур и видов бизнеса. Бюджетирование, как процесс, включает этапы и процедуры разработки, исполнения, контроля и анализа системы бюджетов, позволяя сопоставить затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период в целом, по видам деятельности и структурным подразделениям.
Цель бюджетирования – это повышение эффективности (прибыльность) работы предприятия за счет детального и адресного планирования и контроля доходов и расходов, получаемых от тех или иных видов деятельности на всех уровнях управления. При условии формирования и поддержания финансовой устойчивости предприятия на всех этапах его развития.
Бюджетирование как подсистема финансового планирования – это процесс разработки финансовых планов и смет по структурным подразделениям предприятий и по основным видам деятельности. В качестве объекта бюджетирования может выделяться тот или иной вид бизнеса (когда на одном предприятии существует несколько видов бизнеса); или обособленная территориально, технологически или по сегменту рынка структурная единица предприятия, а также структуры предприятия, обеспечивающие эффективное его функционирование, кооперацию и синхронизацию технологических, управленческих процессов.
Бюджетирование позволяет управлять результативностью (эффективностью) предприятия по его составляющим за счет выбора оптимального управленческого поведения по всем бизнес – операциям, видам деятельности (планирование, оценка и контроль бюджетов по видам бизнеса), структурам.
Наиболее развёрнутая технология бюджетирования разработана В. Е, Хруцким с использованием зарубежных источников и российской практики.[38]
Внутрифирменное бюджетирование базируется на управленческом учёте и носит в основном конфиденциальный характер. Поэтому помимо бухгалтерской отчётности и открытых финансовых сводных планов, разрабатываются формы и регламенты бюджетов, основанные на принципах теории управления финансами, конкретизирующие финансовые показатели и факторы их определяющие с учетом оптимизации принимаемых управленческих решений на всех уровнях.
С помощью бюджетирования решается комплекс задач, основными из которых являются:
- планирование и принятие управленческих решений на основе оценки и сопоставления конечных финансовых результатов по видам бизнеса и в целом по предприятию;
- оценка финансовой состоятельности предприятия и его структурных единиц как в настоящем, так и будущем;
- укрепление финансовой дисциплины и подчинение интересов отдельных структурных подразделений интересам предприятия;
- обеспечение роста эффективности использования ресурсного потенциала, находящегося в распоряжении предприятия или его отдельных структурных единиц, повышение ответственности руководителей различного уровня за их рациональное использование;
- оптимизация структуры вложения капитала (инвестиционных ресурсов).
- оценка экономической целесообразности осуществления того или иного вида бизнеса не только в настоящем, но и в будущем, что позволяет своевременно реструктурировать бизнес.
В процессе разработки системы бюджетов на предприятии выполняются следующие виды работ:
- прогнозирование финансовых результатов и установление целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности: для отдельных структурных единиц, по видам бизнеса, а также и в целом по предприятию;
- установление лимитов наиболее важных расходов (особенно это важно по подразделениям – центрам затрат);
- обоснование экономической целесообразности того или иного бизнеса, вида деятельности;
- установление границ финансирования различных видов бизнеса по источникам с учетом правил соотношения предельных доходов и предельных затрат;
- обеспечение постоянного контроля (мониторинга) за финансовым состоянием предприятия за счёт оперативного обеспечения информацией руководителя об эффективности предпринимаемых решений в структурных подразделениях;
- создание информационной базы для более полной и объективной оценки инвестиционной привлекательности отдельных видов бизнеса;
Этот комплекс задач и работ в системе бюджетирования необходимо дифференцировать в зависимости от приоритетности цели развития предприятия. Это не значит, что решаются лишь локальные задачи бюджетирования. Комплекс задач, решаемых с помощью бюджетирования, остается, но некоторые задачи выдвигаются на первый план (в таблице 10 дана дифференциация задач бюджетирования в зависимости от приоритетной цели предприятия).
Таблица 10
Задачи бюджетирования во взаимосвязи с некоторыми главными целями предприятия
Главные финансовые цели | Наиболее вероятные значения показателей | Задачи бюджетирования |
Быстрорастущий бизнес | Рост объёмов продаж в сопоставимых ценах более чем на 20% в год | - контроль за дебиторской задолженностью; - обоснованность размеров и условий привлекаемых краткосрочных кредитов; - контроль за состоянием ликвидности. |
Высокорентабельный бизнес | Обеспечение нормы годовой чистой прибыли (рентабельности продаж) не менее 25% | - анализ рентабельности отдельных видов бизнеса; - установление лимитов затрат и их оптимизация; - определение оптималь-ного соотношения: цена – объём продаж. |
Быстрорастущая стоимость капитала | Увеличение стоимости капитала на 100% в год | - контроль за доходностью общих активов; - анализ динамики перерас-пределённой прибыли по видам бизнеса. |
Внутрифирменное бюджетирование включает:
1. Технологию бюджетирования, в которую входит порядок расчётов бюджетов по различным направлениям деятельности, а также инструментарий бюджетирования, включая виды и форматы бюджеты, принципы бюджетирования; система целевых показателей и нормативов; порядок консолидации бюджетов различных структурных единиц и функционального назначения;
2. Организацию бюджетирования, предполагающую формирование центров финансовой собственности и центров затрат; создание регламента разработки бюджета; организацию его исполнения и механизма контроля; определение временного интервала бюджета; распределение функций и ответственности между уровнями управления по разработке и исполнению бюджета; график документооборота; система внутренних нормативных и распорядительных документов (положений и т.д.).
3. Информационно – методическое обеспечение бюджетирования, предусматривающее постановку сплошного управленческого учёта, в рамках которого в любое время можно получить оперативную информацию о ходе исполнения ранее принятых бюджетов в разрезе видов бизнеса и по структурным подразделениям; выработку требований к исходной информации и методами её сбора и обработки.
Этот комплексный процесс при всей сложности его реализации и затратности дает значительный эффект за счет более упорядоченных и оптимальных управленческих решений. В общем виде система внутрифирменного бюджетирования представлена на рис. 9
Рис. 9 Система внутрифирменного бюджетирования
В рамках организации процесса бюджетирования и для обеспечения объективных условий управления финансами предприятия необходимо установить бюджетный регламент, предусматривающий порядок разработки, передачи, согласования, консолидации бюджетов структурных подразделений в единый документ организации; методику и порядок проведения анализа и корректировки показателей, оценку исполнения бюджета.
Бюджетный регламент, кроме того, включает:
- бюджетный период – срок, на который разрабатывается бюджет;
- график и порядок разработки бюджетов различного уровня и их согласования;
- бюджетный цикл – это период промежуточной отчётности по исполнению бюджета и при необходимости предполагается корректировка бюджета на оставшийся период.
Внутрифирменное бюджетирование базируется на принципах финансового планирования и может рассматриваться как подсистема финансового планирования. Это вытекает из однородности целей и задач решаемых бюджетированием и финансовым планированием. Отличие бюджетирования заключается в большей детализации и разукрупнении показателей финансового планирования. Это предъявляет более строгие требования к процедурам и регламенту проведения плановых расчетов, их согласованию по вертикали и горизонтали, а также по доведению плановых показателей до исполнителей и контроль за их выполнением. В соответствии с этим, дополнительными принципами бюджетирования являются: непрерывность, конфиденциальность, унифицированность форматов, процедур и регламентов.
Применение бюджетирования на предприятии возможно при следующих условиях:
- финансовая отчётность по структурным подразделениям и видам бизнеса может быть структурирована и выделена в самостоятельный объект управления;
- бюджеты структурных единиц консолидируются по форматам, методике, технологии в сводный бюджет организации;
- управленческий учёт позволяет получать достоверную информацию о состоянии дел на предприятии по бюджетам различных уровней и видам деятельности.
Предприятие, принимающее решение о постановке бюджетирования разрабатывает план мероприятий, связанных с изменением управленческих процедур по планированию, отчетности и контролю за финансовым состоянием предприятия.
План действий по постановке внутрифирменного бюджетирования включает:
1. Формирование целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии со спецификой работы предприятия.
2. Разработка и утверждение основных принципов (правил) бюджетирования на предприятии.
3. Анализ финансовой структуры предприятия с учетом последующего бюджетирования, выделение центров финансовой ответственности (если эти структуры обеспечивают получение прибыли) или центров затрат (структуры, обслуживающие основное производство, включая управленческие).
4. Определение видов и формата бюджетов по структурам, видам и направлениям деятельности (основные, операционные, вспомогательные).
5. Разработка и утверждение бюджетного регламента, включая организацию бюджетирования.
6. Распределение функций по разработке, исполнению и контролю бюджетов среди аппарата управления (при необходимости создание координационного совета по бюджетированию).
7. Составление графика документооборота по формированию, консолидации, утверждению, отчетности и контролю бюджетов по структурам и видам бизнеса.