Понятие, сущность и функции управления государственными финансами
При Правительстве Российской Федерации»
Финансово-экономический факультет
Кафедра «Государственные и муниципальные финансы»
КУРСОВАЯ работа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ»
на тему:
«Организация управления государственными финансами в Российской Федерации»
Выполнил:
Студент группы ОС3-1
Нгуен Дык Ань
Научный руководитель:
к.э.н. Гурович Андрей Михайлович
Москва 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИИ.. 4
1.1 Понятие, сущность и функции управления государственными финансами 4
1.2 Формы и методы управления государственными финансами. 8
1.3 Характеристика сфер и звеньев управления финансами государства 15
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 21
2.1 Система управления государственными финансами. 21
2.2 Особенности развития финансовой политики государства. 24
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 29
3.1 Современные проблемы управления государственными финансами 29
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы управления государственными финансами. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
ВВЕДЕНИЕ
Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных «добывать» финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональным их использованием. На решение этой задачи направлено управление государственными финансами, являющееся сложным процессом, который представляет единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система — «Финансовый институт» — это совокупность финансовых учреждений, управляемая система — «Финансы» — это совокупность денежных отношений и финансовых потоков. При этом процесс управления финансами включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.
Система управления государственными финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей, строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики. Именно эффективная финансовая политика позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления).
Во всех государствах финансовая политика реализуется через институциональную финансовую систему, деятельность которой строится на управлении финансами с учетом специфики ее звеньев, методологической общности функций всех финансовых учреждений; централизованном руководстве при активном участии всех нижестоящих органов управления.
Все выше сказанное подтверждает, что выбранная тема актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования – государственный финансы.
Предмет исследования – управления государственными финансами в России.
Цель курсовой работы – рассмотреть систему управления государственными финансами в России и предложить пути по ее совершенствованию.
В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы управления государственными финансами в России;
- изучить организацию управления государственными финансами в Российской Федерации;
- рассмотреть мероприятия по совершенствованию системы управления государственными финансами в Российской Федерации.
Методами исследования в курсовой работе являются: метод научной литературы, метод системного анализа и исследования операций, статистический метод, метод обобщений.
Источниками информации для написания курсовой работы послужили: нормативные правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, интернет – источники.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РОССИИ
Понятие, сущность и функции управления государственными финансами
Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей[1].
Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях.
Государство, кроме формирования финансовых ресурсов, осуществляет расходы. Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, а при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства. Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.
Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся[2]:
- разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
- поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
- финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
- регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
- осуществление мер по охране окружающей среды.
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:
-зависимость от конечной цели;
-макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;
-соответствие интересам всех членов общества;
-использование экономических законов;
-учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.
Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.
Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.
Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова выделяют две функции финансов: распределительную и контрольную, действующие не изолированно, а в единстве. Эти функции используются государством, местным самоуправлением и хозяйствующими субъектами при осуществлении ими финансовой деятельности. Реализуя функции финансов, хозяйствующие субъекты, государство и местное самоуправление формируют фонды денежных средств, необходимые как для развития самого хозяйствующего субъекта, так и для удовлетворения общегосударственных потребностей или потребностей в пределах местного самоуправления. Направления и формы реализации функций финансов определяются при осуществлении финансовой деятельности, т.е. действий хозяйствующих субъектов, государства, местного самоуправления по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств.
Э.В. Алехин обоснованно добавляет к этим функциям регулирующую. Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие[3]:
- налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;
- государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;
- регулирование или контроль посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;
- установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий)
Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:
Функциональное назначение – состоит в исполнении каждым звеном экономической системы собственных задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, юридическими лицами и населением; деньги организаций выражают отношения по созданию и применению валютных фондов созданных для обеспечения изначальных потребностей общественного воспроизводства).
Единство финансовой системы – предопределяется единой финансовой и политической основой страны. Это обуславливает общую экономическую политику, проводимую государством через централизованные экономические органы и общие цели. Управление всеми звеньями происходит на базе общих законодательных и нормативных актах.
Таким образом, можно сделать вывод, что государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций.