Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Рассмотрим динамику величины и состава прибыли. Для удобства построим табл. 9, в которой наглядно показано формирование общего финансового результата организации в отчетном и предыдущем годах.
Таблица 9
Анализ финансовых результатов
Наименование показателя | За отчетный период | За базисный период | Отклонение | Уровень в % к выражению в отч. периоде | Уровень в % к выражению в базис. периоде | Отклонение уровня (20..-20..) | Темп прироста |
4=3-2 | 7=6-5 | 8=(3-2)/2*100% | |||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 672,26 | ||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 562,03 | ||||||
Валовая прибыль | 110,23 | ||||||
Управленческие расходы | 1,6 | 169,4 | 18,55 | ||||
Прибыль (убыток) от продаж | 1,5 | 438,5 | 82,195 | ||||
Проценты к получению | -6660 | -2 | -33,3 | ||||
Прочие доходы | 170,625 | ||||||
Прочие расходы | 210,435 | ||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения | 0,44 | 223,56 | 9,085 | ||||
Чистая прибыль/убыток отчетного периода | 0,26 | 374,74 | 12,04 |
Выводы: Как видно из данных таблиц, выручка от реализации продукции и прочие доходы растут, процент к уплате снижается, значит это приводит к увеличению прибыли. Это отражает положительное развитие предприятия.
Несомненно, что рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.
6Анализ показателей рентабельности
Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных предприятием за отчетный период. Экономическое содержание показателей рентабельности предприятия сводится к прибыльности деятельности предприятия.
Проанализируем финансовую отдачу от вложенного капитала.
Результаты расчетов приведены в табл. 10.
Таблица 10
Расчет показателей рентабельности, %
Показатели | 2008 год | 2009 год | Изменение |
Рентабельность продаж | 0,44% | 0,7% | 0,26 |
Рентабельность производства | 0,44% | 0,73% | 0,29 |
Рентабельность активов | 0,11% | 0,15% | 0,04 |
Рентабельность собственного капитала | |||
Рентабельность заемных средств |
Вывод: Рентабельность активов характеризует прибыль, полученной от использования всех активов. В 2008 году он снижается, но 2009 году отдача от использования имущества возрастает до 0,15%. Рентабельность продаж с каждым годом снижается. Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью от реализации продукции и ее себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов. Рентабельность продукции уменьшалась в 2008 году до 0,44% это отрицательный показатель, т.е. возросли текущие расходы.
Основными путями повышения рентабельности продаж являются:
1. Снижение затрат на единицу продукции.
2. Улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции и повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т.д.)
3. Увеличение объема производства.
4. Увеличение цен на продукцию, сопровождаемый улучшением ее качества.
Прогнозирование возможного банкротства предприятия при помощи моделей Э. Альтмана
Для успешного хозяйствования на основе рыночных отношений существенно важной становится оценка вероятности банкротства субъектов предпринимательской и другой деятельности.
Одной из методик такой оценки является пятифакторная модель Альтмана.
Свою модель Э. Альтман построил на основе исследования финансового состояния и результатов деятельности 66 компаний, рассчитав 22 финансовых коэффициента и выделив для своей модели лишь пять наиболее весомых. Эти коэффициенты характеризуют с различных сторон (всесторонне) прибыльность капитала и его структуру. Индекс Альтмана «Z» определяется численно по формуле
Z = 1,2* Х1 + 1,4* Х2 + 3,3* Х3 + 0,6 *Х4 + 1,0* Х5,
где Х1 = оборотный капитал/активы
Х2 = нераспределенная прибыль/активы
Х3 = прибыль до налогообложения/активы
Х4 = собственный капитал/обязательства предприятия
Х5 = выручка (общий доход) /активы
Таким образом, рассчитанные коэффициенты (Х1, Х2, Х3, Х4, Х5) умножаются на соответствующие веса. Рассчитаем Z в табл. 11.
Таблица 11