II. Второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы
Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций[10].
Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.
Любые органы государственной власти и местного самоуправления не могут существовать без формирования и использования соответствующих бюджетов, в которых аккумулируются финансовые ресурсы для финансирования возложенных на эти органы функций. При этом бюджеты всегда имеют многоцелевое назначение.
В составе сферы государственных и муниципальных финансов
применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты.
В составе сферы «Государственные и муниципальные финансы» в качестве самостоятельного звена выделяют внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Рис.3. Организационные формы бюджетов в Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из всех государственных внебюджетных фондов, важное место которого в составе финансовой системы Российской Федерации объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов.
Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др.
Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации обеспечивают гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.
Третьим звеном государственных и муниципальных финансов является государственный кредит и государственный долг. Государственный долг становится особым объектом управления государственными финансами. Являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, государственный кредит выступает значительным фактором ускорения социально-экономического развития страны. В рыночной экономике государственный кредит — неотъемлемый элемент финансовых потоков. В условиях бюджетного недофинансирования и неурегулированности межбюджетных отношений получает развитие и другая сторона кредитных отношений — предоставление бюджетных кредитов бюджетам других уровней.
III Третьей, самостоятельной сферой финансовой системы выделяется «Страхование», которая включает звенья: имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Ликвидация государственной монополии на страхование в соответствии с требованиями рыночной экономики существенно расширила роль страхования в решении проблем страховой защиты с общественного производства и жизненного уровня населения. Страхование становится объективно необходимым элементом рыночных отношений и самостоятельной сферой финансовой системы.