Рыночная оценка бизнеса
В оценке бизнеса используется три подхода: доходный, сравнительный и затратный (Рис. 6.1).
ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА | ||||||||
Доходный подход | Сравнительный подход | Затратный подход | ||||||
Метод дисконтиро-ванных денежных потоков | Метод капитали-зации прибыли | Метод отрасле-вых коэффи-циентов | Метод рынка капи-тала | Метод продаж | Метод заме-щения | Метод ликвида-ционной стоимости | Метод нако-пления активов | Метод скорректи-рованной балансовой стоимости |
Рис. 6.1 Классификация подходов и методов оценки бизнеса
В целом все известные методы расчета стоимости бизнеса можно свести к двум основным группам: статическим и динамическим. Статические методы не учитывают перспективы бизнеса и пригодны в первую очередь для оценки вновь созданных организаций, холдинговых и инвестиционных компаний. Динамические методы ориентированы на приведение денежных потоков к некоему единому знаменателю (например, путем сравнения с денежными потоками аналогичных организаций), или на оценку затрат на создание новых активов, кроме уже существующих.
Доходный подход
При оценке организации с позиций доходного подхода, сама организация рассматривается не как имущественный комплекс, а как бизнес, дело, которое может приносить прибыль. Оценка бизнеса организации с применением доходного подхода – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования организации и/или возможной дальнейшей ее продажи. Таким образом, оценка с позиции доходного подхода во многом зависит от того, каковы перспективы бизнеса оцениваемой организации. При определении рыночной стоимости бизнеса организации учитывается только та часть ее капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно знать, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать доходы, и с каким риском это сопряжено.
Наибольшую сложность при оценке бизнеса конкретной организации с позиции доходного подхода представляет процесс прогнозирования доходов и определения ставки дисконтирования (капитализации) будущих доходов. Преимущество доходного подхода при оценке бизнеса состоит в том, что учитываются перспективы и будущие условия деятельности организации (формирование цен на товары, будущие капитальные вложения, условия рынка, на котором функционирует организация, и пр.).
Ø Метод дисконтированных денежных потоков наиболее широко применяется в
рамках доходного подхода. Он основан на предположении о том, что потенциальный покупатель не заплатит за данную организацию сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от бизнеса этой организации, а собственник не продаст свой бизнес дешевле текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия, стороны придут к соглашению о цене, равной текущей стоимости будущих доходов организации.
Оценка организации методом ДДП состоит из следующих этапов:
- выбор модели денежного потока;
- определение длительности прогнозного периода;
- ретроспективный анализ объема продаж и его прогноз;
- прогноз и анализ расходов;
- прогноз и анализ инвестиций;
- расчет денежного потока для каждого прогнозного года;
- определение ставки дисконта;
- расчет величины стоимости в постпрогнозный период;
- расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и их стоимости в постпрогнозный период;
- внесение итоговых поправок.
Метод дисконтированных будущих денежных потоков применим к приносящим доход организациям, имеющим определенную историю хозяйственной деятельности, с нестабильными потоками доходов и расходов. Этот метод в меньшей степени применим к оценке бизнеса организаций, терпящих систематические убытки. Следует также соблюдать определенную осторожность в применении этого метода при оценке бизнеса новых организаций, т.к. отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков.
Применение метода дисконтированного денежного потока – весьма сложный и трудоемкий процесс, однако во всем мире он признан как наиболее теоретически обоснованный. В странах с развитой рыночной экономикой этот метод применяется в 80 – 90% случаев при оценке крупных и средних организаций. Главное достоинство метода заключается в том, что он учитывает перспективы развития рынка в целом и организации в частности, а это в наибольшей степени отвечает интересам инвесторов.
Ø Метод капитализации прибыли – суть метода заключается в том, что оцененную
стоимость бизнеса действующей организации считают равной отношению чистой прибыли к выбранной ставке капитализации:
V=I/R, (6.1)
где V – стоимость бизнеса,
I – величина прибыли,
R – ставка капитализации.
Метод капитализации прибыли обычно используется, когда имеется достаточно данных для определения текущего денежного потока, а ожидаемые темпы роста умеренны или предсказуемы. Данный метод наиболее применим к организациям, приносящим стабильную прибыль, величина которой из года в год меняется незначительно или темпы ее роста постоянны. Данный метод в России применяется довольно редко и, в основном, для мелких организаций, поскольку для большинства крупных и средних организаций отмечаются значительные колебания прибылей и денежных потоков по годам.
Процесс оценки бизнеса методом капитализации прибыли включает следующие этапы:
- анализ финансовой отчетности организации;
- определение величины прибыли, которая будет капитализирована;
- расчет ставки капитализации;
- определение предварительной величины стоимости бизнеса организации;
- внесение итоговых поправок.