Бюджетная классификация и ее роль в бюджетном процессе

Формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классифика­ция. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация состав­ляет также основу организации бюджетного учета.

До 1996 г. в России не существовало бюджетной классифика­ции, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней носила не скоординированный характер. Вплоть до 1997 г. не существовало и федерального бюджета в его современном пред­ставлении. И только после того, как 15 августа 1996 г. был принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (№ 115-ФЗ), работа по составлению бюджетов прин­ципиально изменилась.

В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджет­ная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования де­фицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов госу­дарственного (муниципального) долга и государственных (муници­пальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидирован­ных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней. После принятия Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» в 1996 г. в нее постоянно вносились изменения. Такие изменения вносились одновремен­но с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете. На протяжении длительного времени в бюджетной практике использовалась бюджетная классификация в редакции Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ.

В конце 2004 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». На основании этого закона 10 декабря

2004 г. Приказом Минфина России №114н были утверждены но­
вые Указания о порядке применения бюджетной классификации
РФ. Федеральные бюджеты РФ на 2005 и 2006 гг. разрабатывались
уже в соответствии с новой бюджетной классификацией.

Принятие новой бюджетной классификации было обусловлено необходимостью проведения реформы в бюджетной сфере. Эта реформа началась в России после принятия Правительством РФ «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 годах» (постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).

В соответствии с данной Концепцией реформа бюджетного учета и изменение бюджетной классификации в РФ были обу­словлены несколькими причинами, в том числе:

• необходимостью приведения в соответствие и согласования бюджетной классификации РФ с международными стандартами финансовой отчетности;

• переходом на Единый план счетов бюджетного учета, основан­ный на методе начислений;

• переориентацией бюджетных средств на достижение конечных результатов путем повышения самостоятельности и ответствен­ности участников бюджетного процесса;

• необходимостью приведения в соответствие структуры расходов с основными функциями, выполняемыми органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления;

• необходимостью согласования структуры бюджетной класси­фикации и экономического содержания операций в секторе государственного управления;

• введением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджетов). Переход на новую бюджетную классификацию РФ с 1 января

2005 г. был обусловлен также реформой системы федеральных
органов исполнительной власти, уточнением предметов ведения
и полномочий федеральных органов государственной власти, ор­
ганов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,
изменениями в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного
сектора.

74

В целом, осуществляемые сегодня изменения бюджетной клас­сификации и бюджетного учета в России направлены на усиление прозрачности деятельности всех участников бюджетного процесса путем предоставления необходимого объема финансовой инфор­мации на всех стадиях бюджетного процесса.

Сегодня в России все чаще звучат предложения отказаться от практики утверждения бюджетной классификации отдельным фе­деральным законом, поскольку такая практика не позволяет опера­тивно реагировать на текущие изменения в процессе исполнения бюджетов. Предлагается перейти на систему, которая используется в большинстве развитых стран, когда законом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы, позиции экономической и функциональной (раздел, подраздел) классификации расходов бюджетов, а также классификация до­ходов и источников финансирования дефицита бюджетов. При этом дальнейшая структура классификации должна определяться органами власти соответствующего уровня при принятии закона о бюджете. Представляется, что именно такой подход обеспечит органам исполнительной власти большую гибкость при состав­лении проекта бюджета в рамках законодательно установленных единых принципов бюджетной классификации.

В настоящее время бюджетная классификация РФ включает:

• классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

• функциональную классификацию расходов бюджетов Россий­ской Федерации;

• экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

• классификацию источников внутреннего финансирования де­фицитов бюджетов Российской Федерации;

• классификацию источников внешнего финансирования дефи­
цитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации;

• классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;

• классификацию видов государственных внешних долгов Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюд­жета.

75

Особо значимыми изменениями новой бюджетной класси­фикации можно считать введение единого 20-значногокода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, а также понятие «администратор бюджетных средств».

Основу первой части (с 1 - г о по 3 - й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) 20-значного кода составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного показателя по дохо­дам бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи,виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Третьей составной частью 20-значного кода всех видов клас­сификации является классификация операций сектора государ­ственного управления, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249, и представляющая собой экономическую классификацию доходов, расходов и источ­ников погашения дефицита бюджетов Российской Федерации.

Наши рекомендации