Бюджетная классификация, ее сущность и роль в бюджетном процессе

Бюджеты всех уровней составляются и исполняются в соответствии с бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация- это единая международная система функционального группирования доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Научный подбор показателей группировки бюджетных доходов и расходов должен учитывать многие факторы, определяющие формирование и использование средств, давать представление о составе и источниках формирования бюджетов, о структуре и направлениях расхода бюджетных средств, о территориальных, ведомственных и социально-экономических резервах формирования и расходования ресурсов, охватывать другие процессы, происходящие в бюджетной системе.

Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике

и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих

показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективное использование бюджетных ресурсов.

Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджетных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов.

Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной системы

это позволит использовать единые подходы к составлению и применению в практике

всех бюджетов единых показателей и форм документации по учету и отчетности.

Бюджетная классификация имеет большое организационное значение:

1. действенный учет поступления денежных средств в бюджеты и их расходование в соответствии с планами территориальных образований;

2. целенаправленное использование сгруппированных доходов и расходов

по элементам бюджетной классификации;

3. реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной классификации на любом уровне бюджетной системы;

4. дает возможность сравнивать показатели Государственного и территориальных бюджетов;

5. облегчает рассмотрение бюджета и его экономический анализ;

6. упрощает контроль за использованием бюджета, своевременностью и полнотой аккумуляции средств, использованием их по целевому назначению;

7. обеспечивает возможность синтетического и аналитического учета доходов и расходов в бюджетных учреждениях и организациях.

В СССР в бюджетной практике использовались две классификации:

1. классификация доходов и расходов союзного бюджета

и республиканских бюджетов союзных республик;

2.классификация доходов и расходов республиканских бюджетов автономных республик и местных бюджетов.

В бюджетную классификацию РФ 1991 г. была введена новая бюджетная

классификация, объединяющая в одном документе однородные группировки

доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Основой бюджетной классификации доходов являются источники доходов, а основой классификации расходов – целевое использование средств.

Бюджетная классификация строится на единых принципах.

Бюджетная классификация современной России:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов бюджета;

3) классификация источников финансирования бюджета;

4) классификация видов государственного долга.

Классификация доходов бюджета:

Налоговые поступления.

1. Группа "Налоговые доходы" (код 10000), включает под группы и статьи:

а) налог на прибыль (доход) и налог на доход от капитала или на прирост капитала (код 10100);

б) налог, взимаемый в зависимости от фонда оплаты труда или подоходный налог с физических лиц (код 10200);

в) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (код 10300):

г) налог на добавленную стоимость (код 10301);

д) акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ (код 10302);

2. Группа «Неналоговые поступления.»

К неналоговым поступлениям относятся:

а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от его деятельностик (од 20100):

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (код 20101);

• дивиденды по акциям, принадлежащим государству(код 20102);

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности (код 20103);

• проценты, полученные от реализации в кредитных организациях временно свободных средств бюджета (код 20104);

• проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны (код 20105);

б) доходы от продажи имущества, находящегося в госу-дарственной и муниципальной собственности (код 20200):

в) доходы от реализации государственных запасов (код 20300);

г) доходы от продажи земли и нематериальных активов ( код 20400);

д) поступления капитальных трансфертов из негосудар ственных источников (код 20500);

е) административные платежи и сборы (код 20600);

ж) штрафные санкции и возмещение ущерба (код 20700);

з) доходы от внешнеэкономической деятельности (код 20800)

3. Группа "Безвозмездные перечисления" (код 30000), в

том числе от:

• нерезидентов (код 30100);

• бюджетов других уровней (код 30200);

• государственных внебюджетных фондов (код 30300);

• государственных организаций (код 30400);

• наднациональных организаций (код 30500), а также сред-

ства, передаваемые в целевые бюджетные фонды (код 30600).

Наши рекомендации