Тарифная система оплаты труда
11.3.1. Основные элементы тарифной системы Тарифная система оплаты труда включает в себя тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
32 Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), "Основы законодательства РФ о культуре", ст.54, 55; Постановление Правительства РСФСР "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки".
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся на основе тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры, а также тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым профессиям рабочих и общеотраслевым должностям служащих. Указанные тарифно-квалификационные характеристики (требования) утверждаются Минтруда России в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
11.3.2. Тарифно-квалификационные характеристики (требо
вания) по должностям работников культуры.
Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры содержат перечень должностей, которые являются характерными для организаций культуры, устанавливают для каждой должности соответствующие обязанности, определяют требования, которым должен отвечать специалист, претендующий на эту должность.
По каждой должности в справочнике имеется 3 раздела:
Должностные обязанности — описание функций, которые возлагаются на работника с учетом сложности работ.
Раздел "Должен знать" — перечисление законодательных актов, положений, инструкций, которые должен знать специалист, а также практических навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Требования к квалификации — определение минимального уровня общей и специальной подготовки. В отдельных случаях устанавливаются требования по стажу работы, которые дают право занимать определенную должность.
11.3.3. Этапы развития тарифной системы оплаты труда.
До начала 90-х годов XX века в Российской Федерации — централизованное утверждение так называемых схем должностных окладов, представляющих собой совокупность должностных окладов с учетом межотраслевого и внутриотраслевого регулирования заработной платы. Предусматривались определенные соотношения в заработной плате различных групп и категорий руководителей, специалистов и служащих, рабочих.
Построение схемы должностных окладов зависело от типа учреждений, предприятий, организаций, объема деятельности, а в ряде случаев от набора структурных подразделений и услуг, оказываемых посети-
телю. Уровень должностных окладов в культуре приравнивался к сфере материального производства (оставаясь при этом значительно ниже).
Конец 1992 года — введение в бюджетных отраслях единой тарифной сетки (ETC). Устранение существующего принципа приравнивания культуры к сфере материального производства. Попытка ликвидировать дискриминацию в оплате труда работников бюджетной сферы, в том числе культуры, по сравнению с работниками производственных отраслей. Установление дифференциации в уровнях оплаты труда работников, исходя из гарантированного государством минимума (оклада).
ETC — представляет собой разряды оплаты труда (18) и соответствующие им тарифные коэффициенты. Определение величины тарифной ставки работника путем умножения ставки 1 разряда на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду.
Периодическое повышение величины 1 разряда ETC посредством принятия специального Федерального Закона. Пересмотр тарифных коэффициентов через Постановления Правительства Российской Федерации.
Концепция реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы (ориентировочно — с 2005 г.). Усиление дифференцированного подхода к оплате труда. Отмена ETC и переход к отраслевой системе оплаты труда, учитывающей особенности конкретной отрасли. Введение базовых схем должностных окладов раздельно для федеральных, региональных и муниципальных учреждений культуры. Изменение структуры заработной платы в пользу ее тарифной части и уменьшение доли надтарифных выплат. Установление выплат за стаж работы в отрасли, за государственные звания и др. Расширение прав органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в принятии решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
11.4. Формы и системы оплаты труда.
Существует две основные формы оплаты труда:
— повременная — за фактически отработанное время;
— сдельная — за объем выполненной работы.
количественно либо делать это нецелесообразно. При использовании повременной формы необходимо соблюдать следующие требования:
— учет фактически отработанного времени работников;
— правильное присвоение квалификационных разрядов.
Сдельная форма оплаты применяется в организациях культуры,
где возможно нормирование работ, учет индивидуального или коллективного трудового вклада в конечный результат.
Сдельная форма предусматривает соблюдение таких обязательных условий как выполнение нормированного задания и правильная тарификация работ в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями.
Порядок оплаты труда работников, установленный в организации в соответствии с выбранной формой оплаты труда, принято называть системой оплаты.
Варианты систем оплаты труда могут быть выделены по тремпризнакам:
— по способу определения сдельной расценки (прямые, косвен
ные, аккордные)33;
— по методу расчетов с работниками (индивидуальные и коллек
тивные);
— по способу материального поощрения (простые и премиальные).
Основные системы, наиболее распространенные в практике орга
низаций культуры: повременно-премиальная и коллективная.
Повременно-премиальная система основана на сочетании тарифныхставок (окладов) и выплат стимулирующего характера; применяется для творческих работников.
Коллективная система предполагает распределение средств фонда оплаты труда на основе коэффициентов трудового участия; применяется в комплексных бригадах творческих коллективов.
Организация культуры самостоятельно выбирает форму и систему оплаты труда, соответствующую специфике ее деятельности.
33 При прямой сдельной оплате расценка за единицу работы определяется исходя из тарифной ставки, разряда работы и нормы времени (выработки), установленной для ее выполнения.
При косвенной сдельной оплате расценка определяется, исходя из тарифной ставки и нормируемого объема работ сотрудников, которых обслуживает косвенный сдельщик.
Прн аккордной системе заработок работника или группы работников определяется за весь объем качественно произведенной ими работы.