Просроченная задолженность

Существуют два понятия, связанные с просроченной задолженностью: сомнительная задолженность и безнадежная задолженность.

Сомнительная задолженность – это просроченная задолженность, обязательство по которой не обеспечено залогом, поручительством, банковской гарантией и удержанием имущества должника, а также иным способом, предусмотренным законом или договором (ст. 266 НК РФ).

Списанная сумма сомнительной дебиторской задолженности включается в состав внереализационных расходов:

Дебет Кредит Операция
91-2 На сумму задолженности
НДС с суммы дебиторской задолженности (в день ее списания)
  Задолженность, списанная в убыток
50,51 91-1 Поступили денежные средства по задолженности, ранее списанной в убыток
 

Сумма дебиторской задолженности, списанная в результате прощения долга (дарения) в соответствии с ПБУ 10/99 относится к внереализационным расходам. Однако полученный в этом случае убыток не учитывается для целей налогообложения.

Соглашение о прощении долга оформляется следующими проводками:

Дебет Кредит Операция
91-2 Списанная сумма дебиторской задолженности в результате прощения долга, которая включается в состав внереализационных доходов
Исполнено налоговое обязательство по уплате в бюджет НДС с суммы дебиторской задолженности

Безнадежная дебиторская задолженность – долги, нереальные для взыскания – это задолженность с просроченным сроком исковой давности, которые невозможно истребовать в судебном порядке. Доказательства, подтверждающие безнадежность задолженности:

- выписка из Единого государственного реестра;

- справка налогового органа о ликвидации должника;

- уведомление конкурсного управляющего (ликвидационной комиссии);

- решение суда об отказе в удовлетворении требований по взысканию задолженности из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации-должника;

- акт судебного исполнителя о невозможности взыскания задолженности с должника.

При установлении безнадежности задолженности по федеральным налогам и сборам необходимо пользоваться ст. 59 НК РФ и Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. №100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (с изменениями от 15.07.2002, 25.11.2004). В соответствии с этим постановлением списываются в связи с их безнадежностью задолженность по федеральным налогам и сборам и задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также начисленные пени и штрафы по ним в случае:

· ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

· смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, принимается таможенным органом, перед которым имеется задолженность в соответствии с «Порядком взаимодействия ГТК РФ и Минфина РФ по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ», утвержденным приказом ГТК РФ и Минфина РФ от 20.02.2002 №167/9н. Рассмотрением вопросов о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ с 2001 г. занимается специально созданная постоянно действующая комиссия ГТК РФ.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды принимается на основании следующих документов:

· выписка из единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица;

· копия определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенная гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;

· копия свидетельства о смерти физического лица или копия судебного решения об объявлении физического лица умершим;

· документ, подтверждающий переход наследственного имущества физического лица, умершего или объявленного судом умершим, к государству;

· иные документы, определяемые Министерством финансов Российской Федерации и государственными социальными внебюджетными фондами.

Безнадежная дебиторская задолженность относится к внереализационным расходам и учитывается на счете 91-2. Долги, нереальные ко взысканию, списываются по каждому обязательству на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Эти долги относятся на счет резерва сомнительных долгов или на финансовые результаты. Затем это задолженность в течение 5 лет должна отражаться на забалансовом счете.

Дебет Кредит Операция
Исполнено налоговое обязательство по уплате в бюджет НДС с суммы дебиторской задолженности
НДС перечислен бюджету
91-2 Списана сумма дебиторской задолженности
 

Дебиторская задолженность, не погашенная по результатам конкурсного производства при ликвидации предприятия-должника, может быть признана нереальной ко взысканию до истечения срока исковой давности. Основанием для ее списания является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Она не учитывается за балансом (т.к. должник ликвидируется) и включается в состав внереализационных расходов, которые учитываются для целей налогообложения прибыли.

Если вводится внешнее управление, то списанная дебиторская задолженность отражается за балансом.

Продажа имущества.

Для того, чтобы поправить финансовое положение в целях увеличения платежеспособности организации-должника, возможно осуществление продажи лишнего имущества, не участвующего в хозяйственной деятельности. Это происходит во время процедур банкротства «Финансовое оздоровление» и «Внешнее управление». При конкурсном производстве происходит полная распродажа (целиком как имущественного комплекса или по частям) всего имущества организации.

При частичной продаже предприятия учет происходит в зависимости от вида имущества - на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет Кредит Операция
Перевод предоплаты издательству за публикацию объявления о продаже (с НДС)
Выделен НДС от публикации
91-2 Списание сумм, оплаченных за публикацию (без НДС)
Списание НДС
При предоплате
Получена предоплата
91 субсчет «НДС» Начислен НДС с предоплаты
Поступление доплаты от покупателя
91 субсчет «НДС» 68 субсчет «НДС» Начислен НДС с доплаты
При задатке
Получен задаток
 
  При отказе покупателя от сделки
91-1 Оставлен задаток в случае отказа покупателя (на основании договора)
91-1 68 субсчет «НДС» Перечислен НДС от задатка
  Списан задаток
  При отказе продавца от сделки
91-2 Начислены штрафные санкции
Возвращен задаток и штраф
  Списан задаток
  При осуществлении продажи
Поступление доплаты от покупателя
Зачет задатка
  Списан задаток
91 субсчет «НДС» 68 субсчет «НДС» Начислен НДС с оплаты

Непосредственно реализация основного средства осуществляется в момент государственной регистрации договора, подтверждающей переход права собственности к покупателю, что оформляется в учете следующим образом:

Дебет Кредит Операция
91-1 Отражена реализация
01 субсчет «выбытие основных средств» 01 субсчет «объекты недвижимости» Списание первоначальной стоимости основных средств
02 субсчет «амортизация недвижимости» 01 субсчет «выбытие основных средств» Списание начисленной амортизации
91-2 Списание остаточной стоимости основного средства
91-9 Отражена прибыль от реализации основного средства

При этом за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним организация уплачивает государственную пошлину в размере 300 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

При государственной регистрации транспортных средств и совершении иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства, уплачивается госпошлина в размере 400 рублей, связанных с выдачей государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы - 200 рублей; связанных с выдачей паспорта транспортного средства - 100 рублей; связанных с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства - 100 рублей

Наши рекомендации