Виды страхования космической деятельности
Страхование космической деятельности, так или иначе, включает практически все виды страхования и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники. Следует отметить, что механизм страхования космических объектов на этапе их создания практически не отличается от механизма соответствующих видов страхования любой другой техники. Здесь могут быть застрахованы риски, связанные: с ошибками проектирования и изготовления космических средств, технические риски, перевозимые грузы, ущербы имущества предприятий космической отрасли при испытаниях ракетно-космической техники, пожарами и стихийными бедствиями и пр.
Этап запуска и эксплуатации ракетно-космической техники, характеризуется наиболее значительными возможными ущербами и рисками это:
- широкая номенклатура и высокая стоимость космических объектов и привлекаемых для их эксплуатации материальных средств, многочисленность обслуживающего персонала;
- сложность, многоэтапность и разнообразие выполняемых работ при реализации процессов эксплуатации космических средств, в т.ч. работ с повышенной степенью опасности;
- достаточно высокая вероятность возникновения различных происшествий, вызванных недостаточно высокими характеристиками надежности качества изготовления ракетно-космической техники, а также ошибками персонала.
Эти особенности предопределяют большое разнообразие рисков, возникающих при эксплуатации ракетно-космической техники. Применительно к этому этапу при подготовке договоров страхования могут рассматриваться помимо имущественных также финансовые, экономические потери, вред, нанесенный здоровью и жизни людей, а также окружающей среде при авариях и катастрофах, связанных с ракетно-космической техникой.
Страховые случаи с ракетно-космической техникой классифицируются в зависимости от характера и степени тяжести возможных последствий на катастрофы, аварии, поломки (отказы) техники, несчастные случаи (в т.ч. с гибелью людей), незапланированные прекращения выполнения задач при использовании космической техники.
Одна из возможных классификаций и общая характеристика видов страхования ракетно-космической техники представлена на рисунке 2.1.
|
|
|
Рисунок 2.1 - Классификация видов страхования ракетно-космической техники
Кроме имущественного страхования, в классификацию страхования космической деятельности включают также страхование ответственности и личное страхование. В имущественном страховании выделены две группы: страхование основных образцов космической техники на различных этапах их использования и страхование средств наземной базы эксплуатации.
При разработке программы страхования исходными данными служат условия контракта, по которым будет осуществляться конкретный космический проект, а также дополнительные сведения:
- наименование, назначение, общие характеристики и краткое техническое описание объекта страхования с приложением сертификата установленной формы;
- дата и место запуска объекта страхования;
- наличие лицензии на использование и/или эксплуатацию объекта страхования в период действия договора страхования.
На сегодняшний день спектр услуг в области космического страхования весьма широк и как элемент внешнеэкономической деятельности занимает существенное место в межгосударственных экономических отношениях.
Страхование производственного цикла создания космического аппарата. Здесь возмещается ущерб, возникший в результате повреждения или гибели изделия или несоблюдения сроков его изготовления по причине перерыва в производстве.
Страхование космического аппарата, ракеты-носителя или их составных частей на этапе транспортировки на территорию космодрома.
Страхование предстартовых рисков защитит страхователя на случай повреждения или гибели космического аппарата на территории космодрома во время хранения, сборки в монтажно-испытательном комплексе, предстартовой проверки бортовой аппаратуры и других подготовительных операций, направленных на последующее осуществление запуска.
Страхование запуска космического аппарата и вывода его на орбиту. Традиционно этот этап подразделяется на три фазы: собственно запуска, то есть с момента отрыва ракеты-носителя от стартовой установки и до момента отделения орбитального спутника от последней маршевой ступени; выведения спутника на расчетную орбиту или точку стояния; проверок работы бортовых систем и ввода в эксплуатацию в течение оговоренного периода. Предусматривается возмещение убытков вследствие полной пли частичной гибели спутника в результате произведенного запуска.
По данному виду страхования ответственность наступает с момента санкционированной подачи команды на запуск ракеты-носителя с пульта управления стартового комплекса и заканчивается в момент наступления одного из следующих событий:
а) осуществление вывода космического аппарата на расчетную орбиту и окончание проведения контрольных проверок работоспособности бортовой аппаратуры согласно эксплуатационной документации;
б) истечение оговоренного договором страхования периода со дня запуска объекта страхования;
в) истечение оговоренного договором страхования периода со дня наступления страхового случая, повлекшего за собой требование на выплату страхового возмещения в размере страховой суммы;
г) истечение срока действия или прекращение договора страхования.
Страхование эксплуатации космического аппарата на орбите. Данное покрытие также предполагает полную или частичную гибель и обеспечивает возмещение ущерба в случае непредвиденного сокращения срока службы спутника вследствие перерасхода топлива, нарушения работоспособности источников питания, в том числе солнечных батарей, потери ориентации спутника, ухудшения качества приема-передачи или отказа каналов связи.
Период страхования устанавливается, как правило, 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Договор может быть продлен на следующий срок, при этом условия страхования пересматриваются в зависимости от состояния объекта страхования.
Ответственность оканчивается также со дня наступления страхового случая, повлекшего за собой требование на выплату страхового возмещения в размере страховой суммы.
Страхование возвращения космического аппарата на поверхность Земли. По данному виду страхования возмещаются убытки от полной гибели и повреждения возвращаемого космического аппарата или его части во время спуска с орбиты на поверхность Земли. Ответственность наступает с момента включения двигателей космического аппарата во время нахождения последнего на расчетной орбите для осуществления маневра по сходу с орбиты и оканчивается в момент завершения посадки.
Правила страхования наземных объектов не очень отличаются от страхования строительно-монтажных объектов. Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при эксплуатации космической техники, может быть связан с возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в случаях:
- падения элементов ракеты космического назначения вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;
- возникновение экологической катастрофы при аварии ракеты космического назначения с токсичными компонентами топлива. Договор страхования ответственности защищает как страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявления к нему исков о компенсации ущерба, причиненного третьей стороне, так и имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной стороны может не оказаться достаточных средств, чтобы оплатить убытки.
Страхование жизни и здоровья астронавта является обязательным элементом выполнения полетов пилотируемых космических аппаратов.
2.6.3 Сущность, основные понятия и особенности космических рисков
Космической деятельности, как любой сфере жизнедеятельности человечества, связанной с целенаправленным преобразованием человеческой природы, свойственны специфические риски ее осуществления по сравнению с так называемыми «массовыми» рисками. Во-первых, для космических рисков не характерна однородность, поэтому к их анализу, управлению и оценке не применимы статистические подходы. Хотя часть рисков всё же можно отнести к устойчивым совокупностям и в рамках этих совокупностей применить единые правила анализа. Во-вторых, риски осуществления космической деятельности имеют заметный кумулятивный характер. В силу этой специфики при их анализе используются в основном инженерные методы.
Рассматривая страхование как экономическую категорию применительно к сфере космической деятельности, в качестве основных ее признаков выделяют наличие космического риска в сочетании индивидуальных и групповых страховых интересов участников космической деятельности. Риск есть объективная категория существования человечества. С точки зрения теории страхования риск, реализуемый через страховой интерес, создает предпосылку возникновения страхового правоотношения. Его количественные и качественные характеристики и признаки определяют содержание и границы страховой защиты.
Космический риск представляет собой гипотетическую возможность нанесения ущерба имущественным интересам участников космической деятельности и другим лицам в процессе ее осуществления. Негативное влияние космического риска связано: с одной стороны, с вредоносными факторами на всех этапах жизненного цикла космической техники, с другой - с ответственностью, обусловленной возникающими экономическими отношениями, регулируемыми гражданским правом.
Система космического страхования может покрывать риски по двум направлениям. Во-первых, с позиции предоставления всесторонней страховой защиты субъекта космической отрасли; во-вторых, организация страхового покрытия по конкретному космическому проекту на всех стадиях его реализации. Различие заключается в цели организации страховой защиты: в первом случае страховое покрытие необходимо для непрерывного и бесперебойного обеспечения уставной деятельности хозяйственного субъекта, а во втором - непрерывной реализации космического проекта. В страховое покрытие включается различный объем ответственности страховщика, хотя факторы риска практически неизменны. Поэтому идентификация и анализ качественных характеристик космического риска в зависимости от направления их страхового покрытия не имеет принципиального значения.
Фазы разработки и изготовления космических средств наиболее продолжительные и капиталоемкие. Основными факторами риска при осуществлении разработки (модификации) космической техники является невыполнение (несвоевременное, некачественное) договорных обязательств и профессиональная ответственность конструкторов космической техники (наличие конструктивных недостатков).
Эксплуатация представляет собой наиболее долговременный и насыщенный самыми сложными и различными по своей специфике технологическими операциями этап, с точки зрения страхования наиболее рискованный. Специфику этапа эксплуатации космической системы составляет возрастание роли так называемого «человеческого» фактора и качественное содержание
С точки зрения страхования, эксплутационные процессы космических средств целесообразно рассматривать в части ракетно-космической техники и в части наземной космической инфраструктуры. Объектом, наиболее подверженным риску, является космическая инфраструктура космодромов. Ввиду того, что оборудование наземной базы эксплуатации космодрома является государственной собственностью, возмещение возможного ущерба гарантируется средствами федерального бюджета. Единственным механизмом покрытия ущерба коммерческого проекта является страхование. В качестве объектов риска выступают целевые компоненты космодрома.
Этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их хранения и запуска, а также функционирования орбитальных средств. Этапам хранения и транспортирования присущи риски гибели, утраты и повреждений в космической технике. Ущерб при этом колеблется в пределах 5-25 % от стоимости космических средств. Размер страховых тарифов в данном случае колеблется в пределах 1 % от страховой суммы.
Осуществление пуска ракеты и выведение орбитального средства - самый рискованный этап в статистике космических рисков. Он характеризуется наибольшей вероятностью реализации и значительным ущербом. Основополагающим фактором при оценке риска в этом случае выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа при этом колеблется в пределах 12-20 %.
При оценке степени готовности орбитального средства к применению по целевому назначению основными факторами риска является качественное выполнение предыдущих фаз запуска, а также надежность аппаратуры орбитального средства. Страховой тариф здесь составляет порядка 8-12 %.
Результатом целевого применения космической системы является получение космической продукции (услуги), которая реализуется ее потребителями на платной основе. Космический проект окупается при длительном функционировании космической системы. Фаза получения космической продукции подвержена рискам, обусловленным, с одной стороны, уровнем устойчивости функционирования космической системы и конъюнктуры рынка космической продукции, а также экономической ситуацией - с другой.
В процессе орбитального функционирования орбитальные средства подвергаются рискам внутреннего и внешнего происхождения. Риски внутреннего происхождения характеризуются отказами бортовой аппаратуры, к внешним можно отнести неблагоприятное воздействие компонентов космического пространства (радиационное, атмосферное, вибрационное, температурное и пр.). Ставки страховых тарифов здесь составляют 5-8 %.
Стадии производства и эксплуатации космической техники характеризуются повышенным риском нанесения ущерба окружающей среде - экологические риски.