Организация контроля в Соединенных Штатах Америки

Действующий в США принцип разделения властей имеет свою специфику. В политической системе американского государства не создано специализированного ведомства, осуществляющего единый административный и финансовый контроль над деятельностью органов исполнительной власти. В рамках контрольно-ревизионной системы США существуют функционально независимые контрольные органы, которые инкорпорированы в государственно-правовую систему как необходимый элемент механизма регулирования баланса полномочий исполнительной и законодательной власти (президента и конгресса).

Президент США как глава государства и правительства несет ответственность за обеспечение законности и правопорядка в стране. Согласно разделу 3 статьи 12 Конституции США, он «...заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись...». Президент выполняет лишь общие надзорные и контрольные функции и делегирует многие свои полномочия в этой сфере Исполнительному управлению Президента США, различным ведомствам своего кабинета.

Конкретную работу по проверке финансовой и административной деятельности федеральных органов исполнительной власти в США проводят Административно-бюджетное управление (АБУ) в Исполнительном управлении президента, службы генерального инспектора, а также различные органы высшей законодательной власти.

Органы государственного контроля США совмещают функции административного и финансового контроля. Примером может служить деятельность АБУ президента США. Помимо функций финансового контроля, АБУ оценивает эффективность организационных и управленческих структур исполнительной власти, координирует деятельность министерств и ведомств, информирует президента о работе государственных учреждений. При этом АБУ обладает весьма сильными институциональными рычагами (например, определяет размер ассигнований министерствам и ведомствам, проводит внутриведомственные реорганизационные мероприятия и т. п.). Эти полномочия позволяют ему оказывать серьезное влияние на несменяемую часть федеральных чиновников в органах и подразделениях исполнительной власти.

Орган, выполняющий функции счетной палаты в США, – Главное контрольное управление (ГКУ) – имеет широкие полномочия. К ним, в частности, относятся:

· контроль и оценка результатов правительственных программ и мер, осуществляемых на основе действующих законов; при этом оценка проводится или по поручению конгресса, или по требованию руководителя ГКУ как по собственной инициативе, так и по запросу полномочного комитета палаты представителей, конгресса, сената или общего комитета обеих палат;

· поддержка комитетов, в том числе и общих комитетов обеих палат, выработка позиции по отношению к предполагаемым законопроектам и целям, а также разработка методов анализа информации, позволяющих измерять соответствие поставленных целей и фактически достигнутых результатов;

· поддержка комитетов, в том числе и общих комитетов Конгресса США при анализе и оценке контроля программ;

· разработка рекомендаций конгрессу в области методов и способов контроля и оценки программ и деятельности правительства.

Закон о бюджете и финансовом контроле 1921 г. определил ГКУ в качестве органа конгресса, обеспечивающего реализацию его контрольных полномочий. Главное контрольное управление является независимым органом, формируемым на внепартийной основе.

В задачу ГКУ входит финансовый контроль деятельности исполнительных органов власти и осуществление утвержденных конгрессом программ.

Являясь генеральным контрольным органом, подчиненным только Конгрессу США, ГКУ имеет право на проверку деятельности всех правительственных программ и контрактов, а через контракты – и тех частных корпораций и фирм, которые заключили эти контракты.

Основным направлением деятельности ГКУ является содействие Конгрессу США и его органам в осуществлении законодательных и контрольных функций, а также осуществление финансового контроля.

На основании закона 1921 г. о бюджете и финансовом контроле ГКУ имеет право на проверку деятельности всех правительственных учреждений (кроме ЦРУ и ФБР), правительственных программ и контрактов. При этом в качестве одной из форм реализации возложенных на ГКУ задач по оказанию помощи конгрессу и его органам в осуществлении законодательных и контрольных функций, а также финансового контроля данный закон прямо называет «анализ и оценку предложенных администрацией программ».

Помимо контрольных функций, ГКУ ведет исследовательскую работу по оценке эффективности предлагаемых президентом и принимаемых конгрессом программ.

Во главе ГКУ стоит генеральный контролер и ревизор. Он назначается президентом США на 15 лет. Процедура назначения предусматривает три этапа. Конгресс создает специальную комиссию, в состав которой на паритетных началах входят представители обеих партий и обеих палат. В нее входит также представитель президента США. Комиссия подбирает несколько кандидатур (обычно 5–6 человек).

Второй этап заключается в отборе президентом США из числа представленных кандидатов наиболее подходящего.

В результате третьего этапа выбор президента США утверждается сенатом большинством голосов.

Назначение генерального контролера и ревизора, как свидетельствует практика, производится обычно в середине срока правления президента США. Отстранить генерального контролера и ревизора от должности до истечения установленного срока может только конгресс путем импичмента.

Генеральный контролер и ревизор не может быть членом какой-либо партии. Во время исполнения должностных функций он не может заниматься политической деятельностью в любой форме. По окончании срока полномочий генеральный контролер и ревизор (которому устанавливается пенсия в размере оклада) не может до конца жизни занимать какую-либо должность в государственном аппарате.

Внутренняя организация ГКУ достаточно сложна. В его состав входят 7 крупных отделов, 4 из которых, так называемые программные, имеют группы по отдельным направлениям (транспорт, сельское хозяйство, оборона и т. д.). Во главе каждого направления стоит директор проблемы, генеральный специалист в данной области. Всего в системе ГКУ насчитывается 37 направлений. Директору проблемы подчиняется несколько старших ревизоров, а им – ревизоры. В этой части структура ГКУ примерно соответствует структуре государственного бюджета, так что каждая его статья находится в ведении одного или нескольких ревизоров ГКУ.

Главное контрольное управление имеет 14 филиалов, расположенных в крупных городах США, европейское отделение во Франкфурте-на-Майне и дальневосточное – в Гонолулу. Группы ГКУ имеются практически во всех основных министерствах.

Наряду с семью отделами в состав ГКУ входят три службы: Служба генерального экономиста, Служба генерального советника и Служба специальных расследований.

Штат ГКУ включает свыше 5 тыс. человек, большинство из которых – специалисты с высшим образованием.

Экономический эффект, полученный от работы ГКУ, исчисляется десятками миллиардов долларов.

Наши рекомендации