Субурбанизация в Соединенных Штатах Америки

Как уже отмечено, раньше всего субурбанизация проявилась в США. Рассмотрим закономерности этого процесса.

Прежде всего процессы субурбанизации начались в крупнейших городских агломерациях, в частности в Нью-Йоркской. Формирование пригородной зоны вокруг Нью-Йорка началось еще в середине XIX в., после того, как от города были проложены железнодорожные магистрали. Но до XX в. центральный город имел более быстрые темпы роста численности населения, чем пригороды. Росла она в основном благодаря миграционному приросту (72% прироста в конце прошлого и начале этого века). Особенностью Нью-Йорка при этом было то, что основная часть мигрантов прибывала в него не с территории США, а из других стран. За период с 1870 по 1910 г. через Нью-Йорк прошло от 2/3 до 4/5 всех иммигрантов, прибывавших в США, что составило в сумме более 15 млн. человек. Часть этих иммигрантов осела в городе. В итоге с 1860 по 1900 г. население Нью-Йорка выросло в 4,2 раза (с 813,7 тыс. человек до 3437,2 тыс.). В первом десятилетии XX в. население Нью-Йорка выросло еще на 40%, но затем наступило замедление роста: по 20% в 10-е и 20-е гг. При этом темпы роста населения пригородов возрастали. В 10-е гг. они сравнялись с темпами роста населения центрального города, а в 20-е превзошли темпы роста населения Нью-Йорка в 1,5 раза. В 50-х гг. началась убыль населения собственно Нью-Йорка, тогда как население пригородов за это десятилетие выросло на 40%. В 60-х гг. рост населения пригородов продолжился, но при этом произошло смещение роста с ближних пригородов к внешнему поясу. Начиная с 70-х гг. рост населения в пригородах (на 2,5% за 10 лет) уже не компенсировал уменьшения населения в центральном городе (на 10,4% за 70-е гг.). Началось уменьшение населения агломерации в целом. Такая же картина наблюдалась и в 80-х гг.

Социально-экономический механизм процессов субурбанизации виден из перераспределения различных социальных групп населения между центральным городом и пригородами. Видно, что наименее обеспеченные слои населения максимально сконцентрированы в самом центре города – в Манхэттене, особенно мало их представителей в пригородных поясах. Такая картина сложилась в результате миграции наиболее обеспеченных и средних по доходам слоев населения в пригородную зону. Если взять центральный город и пригородную зону агломерации в целом, то в 1929 г. средние доходы населения в городе были в 1,5 раза выше, а начиная с 60-х гг. – на 10% меньше, чем в пригородах.

В США наблюдается сильная связь уровня доходов населения и его расового состава: для белого населения характерен более высокий уровень доходов, для черного и цветного – низкий. Соответственно миграция представителей разных расовых групп является одновременно миграцией населения с разным уровнем доходов. Агломерация в целом в 50-х гг. имела положительное миграционное сальдо, но ее центральная зона при этом теряла население, а пригороды получали. Около 85% положительного сальдо агломерации в целом обеспечивало черное и цветное население, прибывавшее из других штатов и из-за границы (в основном из Пуэрто-Рико). Более 2/3 этого прироста осело в центральной зоне агломерации. Таким образом, черное и цветное население (бедное, с низким уровнем образования, высоким уровнем безработицы) продолжало концентрироваться в центре агломерации. А субурбанизация коснулась преимущественно белого населения, которое интенсивно переезжало в пригороды (почти по 150 тыс. человек в год).

Миграции представителей разных социальных групп, имевшиеся в Нью-Йоркской агломерации, были характерны и для США в целом. Вслед за богатыми и средними слоями уже с 60-х гг. началась субурбанизация промышленных рабочих. В центральных городах продолжалась концентрация менее обеспеченного черного и цветного населения, эмигрантов, безработных, в то время как в пригороды, а затем и на внеагломерационные территории мигрировало в основном более обеспеченное белое население. В 1900 г. черные составляли 8,9% населения пригородных зон, а к 1980 г. их доля уменьшилась до 6,1%. При этом в населении центральных городов их доля возросла. В 1960 г. в США был только один крупный город, в котором черные составляли большинство (Вашингтон), а в 1980 г. таких городов стало уже 9 (Вашингтон, Атланта, Детройт, Новый Орлеан и др.).

В 80-х гг. началась субурбанизация и черного населения США. Уже в 70-х гг. многие из черных и цветных семей могли позволить себе переселиться в пригороды в соответствии со своим уровнем доходов, но не делали этого по различным социальным (психологическим) причинам. В 80-90-х гг. этот барьер, видимо, был преодолен. Черное население США также вступило в стадию субурбанизации, хотя и на несколько десятилетий позже, чем белое.

Вслед за субурбанизацией населения проходило и перемещение в пригороды мест приложения труда. В 1948 г. в центральных городах размещалось 70% рабочих мест городских агломераций, в 1970 г. – 52, а в 1977 г. – 42%. В 70-х гг. 80% прироста рабочих мест в город­ских агломерациях США пришлись на пригородные зоны, а 20% – на центральные города агломераций Юга и Запада. В центральных городах Северо-Востока количество рабочих мест сократилось. Более всего подверглась переносу обрабатывающая промышленность. За ней идут розничная торговля и услуги, которые переместились в пригороды вслед за населением. В меньшей степени подверглись перемещению в пригороды оптовая торговля и управление, хотя доля офисов в пригородах также увеличилась.

В Западной Европе субурбанизация началась несколько позже, чем в США. К тому же, здесь наблюдается дифференциация в связи с национальными особенностями. По оценкам, в середине 70-х гг. большая часть городских агломераций Великобритании и Бельгии уже вступила в стадию эксурбанизации. Испания, Португалия, Греция и Ирландия находились еще на стадии урбанизации (с более быстрым ростом центральных городов агломераций). Остальные страны находились на стадии субурбанизации, хотя их крупнейшие агломерации уже вступали в стадию эксурбанизации.

Общие закономерности субурбанизации в западноевропейских странах оказались такими же, как и в США. Среди ее существенных особенностей можно отметить то, что многие горожане в Западной Европе имели «вторые дома» для отдыха в пригородах, в которые и переселились в ходе субурбанизации. Субурбанизация мест приложения труда в западноевропейских странах активно продолжается, хотя большинство государств осуществляют специальные программы по возрождению центральных городов. Эти программы заключаются в основном в создании в этих городах новых центров управления, торговли и услуг. Подробнее о субурбанизации в Западной Европе расскажу на примере двух крупнейших столичных агломе­раций региона – Лондонской и Парижской. Они наиболее сравнимы с Московским столичным регионом с точки зрения развития paccеления и столичных функций.

Наши рекомендации