Основные направления совершенствования ипотеки
1. Снижение процентной ставки по ипотечному кредиту до 5-7 %, что позволит вовлечь в ипотеку значительные слои населения с различным уровнем дохода. Осуществить в краткосрочной перспективе такое снижение ставки по ипотечным жилищным кредитам, предоставляемым гражданам коммерческими банками, в сложившихся условиях невозможно (коммерческие банки по условиям собственной доходности кредиты на таких условиях не выдают). Обеспечить требуемую величину процентной ставки представляется возможным в рамках другого вида кредитной организации, с более дешевым источником ресурсов и определенным законодательно-основным видом деятельности - кредитованием граждан для строительства и покупки жилья. В рамках действующего законодательства таким институтом может стать кредитный потребительский кооператив граждан. Однако он имеет существенный недостаток - недостаточную защиту финансовых интересов его членов. На наш взгляд, оптимальным решением будет являться развитие сети строительных сберегательных касс.
2. Увеличение срока действия кредитного договора. Необходимо повысить доступность ипотечных кредитов, увеличив сроки кредитования до 20-25 лет вместо существующих 10-15, а также предусмотреть сокращение сроков оформления и выдачи ипотечного кредита во всех инстанциях (БТИ, Комитет по управлению жилищным фондом, ГУЮ и др.). Отсутствие на финансовом рынке дешевых и долгосрочных ресурсов, которые можно было бы направить на массовое кредитование, является главным сдерживающим ипотеку фактором на сегодняшний день. На федеральном уровне необходимо разработать и внедрить механизм получения гражданами РФ ипотечных кредитов, приближенный к мировой практике (процентные ставки от 3 до 5 % годовых и сроком до 30 лет).
3. Снижение объема резервируемых финансовых средств кредитных организаций, осуществляющих эмиссию ипотечных ценных бумаг. В качестве кредитных средств для инвестирования по ипотечным схемам можно было бы использовать средства, являющиеся резервными для коммерческих банков и находящиеся в распоряжении Центрального банка РФ. Эти средства так же будут выполнять свои резервные функции, но не в денежном выражении, а в объектах недвижимости.
4. Субсидирование из федерального бюджета (за счет профицита) части процентной ставки по инвестиционным ресурсам, привлеченным с вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования. Реализация указанного направления возможна по двум вариантам:
- в рамках федеральной целевой программы «Жилище» предусмотреть финансирование мероприятий по субсидированию процентных платежей по ипотечным кредитам из федерального бюджета при условии участия региональных бюджетов;
- ввести дополнительную главу в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающую специальный налоговый режим для инвесторов, вкладывающих средства в ипотечное жилищное кредитование(освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую от инвестирования в жилищное ипотечное кредитование; предоставление налоговых льгот физическим лицам по налогу на их имущество в течение периода уплаты процентов по ипотечным кредитам). .
5. Разработка схемы дифференцирования процентных ставок для субъектов Федерации с целью их участия в рефинансировании. С точки зрения развития рынка жилья и жилищного строительства, проблема рефинансирования ипотечных кредитов является в настоящее время одной из самых актуальных и приоритетных. Созданное «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»рефинансирует ипотечные кредиты по ставке 15 % годовых: Такая ставка приемлема только для 5-7 % населения страны, уровень доходов которого п6зволяет брать названные кредиты.
Для успешной реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования и установления максимальной процентной ставки по кредитам необходимо рассчитывать среднестатистический доход семьи, причем в каждом регионе отдельно.
6. Привлечение отечественных институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховых компаний и т. д.), заинтересованных в высоконадежном, долгосрочном вложении финансовых ресурсов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Отсутствие долгосрочных привлеченных ресурсов при одновременной выдаче долгосрочных ипотечных кредитов ухудшает показатели ликвидности банков и ограничивает их в объемах ипотечного кредитования. На сегодня основным и, наверное, caмым масштабным источником таких средств являются пенсионные накопления граждан, аккумулированные в Пенсионном фонде РФ и негосударственных пенсионных фондах. Интересы ипотечных банков и Пенсионного фонда объективно совпадают. Ипотечному банку нужен масштабный источник долгocpoчныx средств, а Пенсионному фонду – высоконадежный объект для инвестирования пенсионных накоплений. Ипотечные ценные бумаги, обеспеченные залогом недвижимости и гарантиями субъекта Российской Федерации, как нельзя лучше подходят для этих целей.
Для динамичного развития ипотечного кредитования в стране правительству России необходимо дать возможность Пенсион ному фонду РФ прямо инвестировать пенсионные накопления в ипотечные ценные бумаги.
7, Предоставление государственных гарантий по заимствованиям «Агентства по ипотечному кредитованию» как на внутреннем, так и на внешнем финансовых рынках. Государство в перспективе должно обеспечить развитие конкуренции в системе ипотечного жилищного кредитования путем предоставления гарантий (поручительств) по обязательствам организаций, способных выполнять функции ипотечных операторов или кредиторов с целью содействия в рефинансировании их ипотечныx активов.
8. Увеличение уставного капитала ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Государство посредством увеличения своего участия в уставном капитале АИЖК должно содействовать расширению финансовой базы ипотечного жилищного кредитования и максимальному уменьшению процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (до10%).
9. Развитие института страхования различного вида рисков и ответственности в рамках ипотечного жилищного кредитования. Необходимо разработать закон о страховании кредитных рисков при ипотечном жилищном кредитовании. Особенно важное значение имеют меры по развитию страхования жилья. Это оградит граждан, которые удовлетворили свою потребность в жилье с помощью системы ипотечного кредитования, от возможных потерь жилья в результате несчастного случая (стихийные бедствия, природные катаклизмы и т. д.).
10. Создание налогового режима, благоприятствующего развитию системы ипотечного жилищного кредитования. Существующая в настоящее время система налогообложения не способствует созданию благоприятных условий для развития системы ипотечного жилищного кредитования, поэтому необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство, касающихся уменьшения размеров государственной пошлины за совершение действий в системе ипотечного жилищного кредитования, увеличения величины имущественных налоговых вычетов, отмены налога на операции с ценными бумагами применительно к ипотечным эмиссионным ценным бумагам, исключения из расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами.
При получении гражданами жилищных кредитов по низким ставкам, а именно с этим в первую очередь связано у населения понятие «ипотека», В соответствии с действующим законодательством на гражданина накладывается налог на дополнительный доход. Это ведет к существенному увеличению расходов припри обретении жилья. Необходимо внести дополнение в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что экономия: на про центах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, использованными на !1риобретение (строительство) жилья, не является материальной выгодой.
Гражданин может компенсировать часть своих расходов после оформления построенного (приобретенного) жилья в собственность за счет предусмотренных законодательством налоговых льгот, но сначала он должен заплатить все налоги, начисленные на его доходы, включая кредит, а значит, найти дополнительные финансовые ресурсы. Льготы определены в размере налоговых начислений на последующие доходы гражданина, а они у основных категорий граждан низкие и для них льготы получаются незначительными (не более 5-7 % от стоимости квартиры). Поэтому использование повсеместно классической ипотеки не может решить проблемы большинства граждан.
На сегодня банки предоставляют кредиты, в основном, на приобретение готового зарегистрированного жилья, не участвуя в кредитовании жилищного строительства. В ипотечном законодательстве необходимо приравнять залог имущественных прав на долевое участие в строительстве к залогу недвижимости, предоставив тем самым статус «ипотечного кредитования» под такую форму залога на период строительства жилья со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Обеспечение кредита является для банков основным мотивом для принятия решения о выдаче кредита. Зачастую в период строительства у заемщика нет другого обеспечения, кроме залога имущественных прав на долевое (или иное) участие в строительстве. Оценка такого права на момент выдачи кредита coответствует сумме уже вложенных в строительство средств. По критериям обеспеченности, размер кредита не может превысить эту сумму и, соответственно, не может превысить 50 % от стоимости строительства.
Данное положение препятствует привлечению к кредитованию молодежи, так как молодые люди не имеют подобных накоплений и дорогостоящего залогового имущества. Для предоставления молодежи возможности участия в строительстве необходимы кредиты размером 70-80 % от стоимости строящегося жилья. Можно предложить такое решение: считать в составе залога имущественных прав не только первоначальный взнос, но и саму сумму кредита, перечисляемую банком строительной организации частями в соответствии с графиком строительства.
Для развития ипотеки необходима государственная поддержка в виде прямого направления бюджетных средств (по расчетам специалистов, по России около 16-22 млрд руб. ежегодно). Эти средства позволят по ипотечным схемам, реализуемым на принципах кооперативного участия граждан, в течение ближайших 5 лет выйти на самоокупаемость (работу в дальнейшем без государственных инвестиций).
для отдельных категорий граждан (молодые семьи, бюджетные работники и т. д.), желающих приобрести жилье с привлечением ипотечного жилищного кредита, должна быть предусмотрена адресная помощь в виде бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья. При этом необходимо осуществлять продажу жилья таким категориям граждан через специализированные бюджетные учреждения с целью обеспечения возможности реинвестирования бюджетных средств и обеспечения надлежащего контроля за их использованием.
Для снижения расходов отдельных категорий граждан по оплате процентов за пользование ипотечными кредитами предусматривать в федеральном бюджете на очередной финансовый год средства для субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам.