Организационные основы финансового менеджмента

Практическое использование теоретических положений финансового менеджмента связано с его определенной организацией. Исследование механизмов реализации финансового менеджмента показывает, что он имеет много особенностей и существенных различий в зависимости от форм собственности и организационного устройства субъекта предпринимательства, а также выбранной организационной структуры управления.

Независимо от форм собственности и хозяйствования финансовая деятельность состоит из нескольких взаимосвязанных этапов.

Первый этап — формирование первоначального собственного финансового капитала субъекта хозяйствования и его производственное использование за счет превращения в экономически полезные активы, т.е. средства и предметы труда.

Второй этап — осуществление операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, основанной на использовании собственного капитала, а при его недостатке получение доступа к различным источникам заемных средств.

Третий этап — получение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и других видов доходов, в зависимости от хозяйственной деятельности.

Четвертый этап—за счет полученных денежных средств осуществляется возмещение использованных экономических ресурсов, средств фонда оплаты труда, выполнения обязательств перед государством, банками, страховыми организациями, поставщиками, подрядчиками и т.п.

Пятый этап—завершение кругооборота стоимости, формирование чистой прибыли субъекта предпринимательства. За счет распределения и использования чистой прибыли формируются различные целевые денежные фонды предприятия, выплачиваются доходы собственникам, осуществляются инвестиционные вложения, проводятся мероприятия по поддержке персонала, различные благотворительные акции.

В результате завершения пятого этапа хозяйственная деятельность предприятия существенно расширяется и углубляется, что дает возможность формировать больший объем чистой прибыли на единицу вложенного капитала — как основной критерий эффективности предпринимательства.

Особенности форм хозяйствования ощущаются на каждом этапе финансовой деятельности, что отражается на методах и приемах финансового менеджмента, но наибольшие различия на первом, втором и последнем этапах хозяйствования.

На первом и втором этапах различия проявляются в формах и методах привлечения экономических ресурсов и их превращения в собственный капитал предприятия.

Например, в акционерных обществах существенное значение для привлечения финансовых средств имеет финансовый рынок, в частности, рынок ценных бумаг, где за счет выпуска акций и облигаций формируются как собственный капитал, так и заемные средства для осуществления всех видов хозяйственной деятельности. В обществах с ограниченной ответственностью и других аналогичных товариществах (партнерствах) для формирования собственного капитала и заемных средств наибольшее значение играют соответственно возможности партнеров-учредителей и банковских институтов, а также поставщиков продукции. В государственных предприятиях очень существенна роль государственного и муниципального бюджетов, средств отраслевых министерств и ведомств. Для частных предприятий особая роль отводится финансовым возможностям владельца предприятия, а также готовности финансово-кредитных учреждений и поставщиков оказать ему финансовую помощь при осуществлении хозяйственной деятельности.

На последнем этапе различия проявляются в механизме распределения полученного финансового результата. Например, в акционерных обществах акционеры-собственники получают доходы в виде дивидендов на акцию. В обществах с ограниченной ответственностью собственники получают доход в форме дивиденда на долю паевого капитала.

Кроме перечисленных особенностей, можно выделить особенности, связанные с организационной структурой предприятия.

В крупных предприятиях формируются специальные финансовые службы, например, финансовые управления, или финансовые департаменты, финансовые отделы и т.п. В крупных компаниях финансы находятся под управлением финансовых менеджеров, которые непосредственно подчиняются первому заму президента компании по финансам.

Финансовый менеджер выполняет такие задачи:

1) проводит финансовый анализ;

2) осуществляет финансовое прогнозирование и планирование;

3) обеспечивает взаимодействие с финансовым рынком для привлечения дополнительных источников финансирования хозяйственной деятельности;

4) управляет процессом инвестирования средств в реальные и финансовые проекты;

5) управляет текущим денежным оборотом предприятия;

6) управляет системой налогообложения предприятия;

7) управляет активами предприятия и обеспечивает повышение эффективности их использования в процессе хозяйствования.

В связи с тем, что в таких компаниях существенная роль принадлежит финансовой службе главный бухгалтер и его служба выполняют такие задачи:

1) ведет финансовый и управленческий учет;

2) составляет необходимую отчетность;

3) организует и осуществляет денежные расчеты;

4) организует исчисление и выплату налогов и сборов;

5) обеспечивает финансовую службу необходимой информацией;

6) проводит и организует внутренний аудит.

В небольших предприятиях, а также во многих средних предприятиях финансовая служба находится в подчинении главного бухгалтера, что отрицательно сказывается на ее деятельности. Это объясняется тем, что задачи главного бухгалтера многообразны, поэтому он в меньшей степени уделяет внимание финансовым вопросам и больше сосредотачивается на чисто учетной работе. В таких предприятиях финансовые вопросы, как правило, ограничиваются анализом и вопросами налогообложения, да и то на уровне тактики. Финансовая стратегия на таких небольших предприятиях, обычно, отсутствует.

Работа финансового менеджера относится к наиболее сложной, аналитической работе. Она входит в обязанности высшего звена управленческих кадров предприятия. В мелких предприятиях эту работу должен брать на себя непосредственно владелец предприятия, если он осуществляет личное руководство.

1.5. Стратегия и тактика в практической реализации финансового менеджмента

Управление хозяйственной деятельностью не может сводиться только к принятию текущих управленческих решений по отдельным ее аспектам. По мнению И.А. Бланка: «На современном этапе все большее число предприятий осознает необходимость перспективного управления хозяйственной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней среды. Эффективным инструментом перспективного управления деятельностью предприятия, подчиненного реализации целей общего его развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры финансового рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает финансовая стратегия» [30, с.357-358].

Необходимость разработки финансовой стратегии И.А. Бланк обусловливает следующими тремя основными положениями:

1. Высокой интенсивностью изменений внешней среды финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

2. Переходом к новому жизненному циклу жизнедеятельности предприятия.

3. Кардинальным изменением в осуществлении операционной деятельности предприятия, связанной с новыми возможностями, диверсификацией рынков сбыта или рынков ресурсов и т.п. [30, с. 358].

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай считают, что «стратегия — это постановка среднесрочных и долгосрочных целей, заключающихся в максимизации выгоды (прежде всего дохода и прибыли). Тактика предполагает краткосрочные, оперативные решения для реализации стратегической установки в конкретных условиях» [54].

В.Г. Золотогоров в энциклопедическом словаре определяет: «Стратегия — искусство руководства общественной, политической борьбой, общий план ее ведения, исходящий из конкретных условий данного этапа развития общества (предприятия, партии). Стратегия относится к крупномасштабному долгосрочному планированию, имеющему своей целью решить поставленные перед предприятием (фирмой, компанией, партией и т.п.) задачи в течение длительного периода» [49, с.532]. Вместе с тем, в словаре нет определения финансовой стратегии предприятия, что не позволяет однозначно толковать, как автор относится к сути финансовой стратегии предприятия.

Современный толковый словарь украинского языка так определяет понятие стратегия: «Стратегия — искусство экономического, общественного, политического управления массами, позволяющее определить главное направление их действий, поступков» [83, с.834-835]. Однако в словаре не приводится определение понятия «финансовая стратегия».

Таким образом, мы видим, что понятие «стратегия» не имеет точного и однозначного толкования, что обусловлено различными взглядами авторов на процессы, происходящие в обществе, различными методологическими подходами авторов и различным пониманием ими базовых категорий. Кроме того, многие авторы не выделяют отдельное понятие «финансовая стратегия предприятия», что ограничивает возможности глубокого анализа данной категории, ее внутренней природы и значимости. По всей видимости, большинство авторов научных работ считают, что общее понятие стратегии относится ко всем ее видам.

Однако, по нашему мнению, необходимо не только сформулировать четкое понимание, что такое стратегия в целом, так как ни одно из приведенных определений нельзя назвать полностью обоснованным и окончательным, но также сделать попытку раскрыть сущность финансовой стратегии предприятия как особого вида стратегии.

На основе анализа имеющихся литературных источников можно предложить следующее определение стратегии предприятия, которое, по мнению авторов, более точно раскрывает его сущность как общего понятия.

Стратегия субъекта хозяйствования представляет собой разработанную комплексную программу всех основных направлений перспективного развития на основе формирования долгосрочных целей деятельности, выбора наиболее эффективных путей их достижения, предусматривающую методы корректировки форм использования его внутреннего ресурсного потенциала при изменении условий внешней среды, сопоставления реальных возможностей и имеющихся ресурсов с учетом приемлемого уровня риска.

Стратегия предприятия претерпевает изменения с течением времени. Трудно представить успешно работающее предприятие, которое руководствуется стратегией, принятой давно и действующей в неизменном виде. Чутко и гибко реагируя на изменения в окружающей деловой среде, субъекты хозяйствования постоянно пересматривают свои стратегии, вносят в них необходимые коррективы, что обусловлено изменчивостью окружающей среды, конкуренцией, новыми потребностями общества и самого предприятия.

В практической деятельности компаний невозможно спрогнозировать развитие рынка и его отдельных сегментов со 100% долей вероятности, подвластное лишь объективным экономическим законам. А поэтому фирмы вынуждены постоянно модифицировать свои стратегии, внося в них иногда принципиальные изменения, которые фактически переориентируют всю хозяйственную деятельность на новые направления, новые рынки, новые виды продукции и технологии. В связи с этим процессы разработки и реализации стратегии должны носить перманентный характер, никогда не прекращаясь. При этом необходим учет основных факторов, влияющих на развитие предприятия, их взаимосвязей и последовательности изменения. Существуют различные подходы к выделению и группировке основных факторов, которые оказывают влияние на развитие субъекта хозяйствования и разработку его стратегии. Более целесообразной и подходящей, по мнению автора, является следующая классификация факторов, которые необходимо учитывать при формировании стратегии предприятия.

1. Факторы внешней среды непрямого влияния (политические, технические, технологические, экономические, социально-культурные, экологические, правовые).

2. Факторы внешней среды непосредственного влияния (поставщики товаров и материалов, покупатели товаров, кредиторы предприятия, акционеры-инвесторы, страховщики, финансовые посредники).

3. Факторы внутренней среды (объем ресурсного потенциала, производственные мощности, эффективность их использования, профессиональные качества менеджеров, их интересы, сочетание интересов собственников, менеджеров и прочего персонала, противоречия между собственниками, между менеджерами и собственниками, наличие сильных профсоюзных организаций).

Разработка стратегии предприятия на современном этапе базируется на методологических принципах новой концепции управления — «стратегического управления», — активно внедряемой с начала 70-х годов в корпорациях США и большинства стран Западной Европы. Концепция стратегического управления отражает четкое позиционирование субъекта хозяйствования, представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Предприятие как объект стратегического управления представляет собой открытую комплексную систему, интегрирующую все направления и формы хозяйственной деятельности всех его структурных подразделений [32].

Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели компании. Важным источником информации для формирования стратегических целей является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Смысл стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику развития сферы экономической деятельности, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции и т.п.. Фирма может либо приспособится к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха.

Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой менеджеров.

В современной системе управления предприятием особое место принадлежит финансовой стратегии. На наш взгляд, важная роль финансовой стратегии обусловлена природой главных экономических категорий — денег, капитала, кредита, финансов, выступающих фундаментом ее построения. Движение этих категорий, подчиненное законам развития рынка, их участие в воспроизводственном процессе, универсальный характер с точки зрения выполнения ими функций образования, распределения и использования финансовых средств для любого бизнеса определяют особый статус всех производных от них категорий, в том числе финансовой стратегии.

Финансовая стратегия предприятия выступает как экономическая категория, характеризующая взаимодействие между субъектами рынка в финансовой сфере. Эта категория определяет поведение предприятия на рынке, формирование ее рыночной позиции в связи с текущим состоянием, перспективным формированием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов при активном участии финансовых и денежно-кредитных инструментов.

В монографиях и статьях зарубежных и некоторых отечественных исследователей в области стратегического менеджмента финансовая деятельность предприятия входит в общий стратегический план действий по разным позициям. На основе проведенных исследований, а также, учитывая специфику отечественных предприятий и сложившиеся взгляды на многие экономические категории, нами был предложен следующий вариант стратегического плана действий.

Общий стратегический план действий предприятия:

· установление долгосрочного направления и миссии предприятия;

· определение общих и финансовых стратегических целей;

· общая деловая (предпринимательская) стратегия;

· специальные функциональные стратегии;

· производство;

· маркетинг / продажи (сбыт);

· финансы;

· трудовые ресурсы;

· другие.

При более детальном рассмотрении содержания общей и финансовой стратегий нами было замечено, что они тесно переплетаются друг с другом и часто взаимообусловлены. Данную взаимосвязь можно представить в следующем виде (табл. 1.2).

Представленная в табл. 1.2. информация позволяет наглядно увидеть общие черты и различия, взаимосвязь и взаимозависимость целей деятельности субъекта хозяйствования. Из предложенной таблицы видно, что финансовые стратегические цели формируются на основе поставленных общих стратегических целей предприятия, они непосредственно связаны друг с другом. При постановке общих стратегических целей необходимо учитывать их финансовые составляющие, но при этом необходимо учитывать, что финансовые цели могут наложить определенные коррективы на процесс формирования общей стратегии предприятия.

Таблица 1.2

Взаимосвязь общих и финансовых стратегических целей предприятия

Общие стратегические цели Финансовые стратегические цели
Увеличение рыночной доли Рост доходов
Повышение качества товара Рост дивидендов
Более низкие издержки по сравнению с конкурентами Увеличение доходов на инвестированный капитал
Расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности Повышение кредитного и облигационного рейтингов
Укрепление репутации перед потребителями Рост потоков наличности
Повышение уровня (качества) обслуживания Повышение курсов акций
Расширение применения инноваций Улучшение и оптимизация структуры источников доходов

По мнению И.А. Бланка, необходимость разработки финансовой стратегии при создании общей стратегии предприятия обусловлена следующим.

1. Финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц.

2. Она позволяет реально оценить финансовые возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

4. Разработка финансовой стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.

5. Она отражает сравнительные преимущества предприятия в финансовой деятельности в сопоставлении с его конкурентами.

6. Наличие финансовой стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия.

7. Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях предприятия.

8. В системе финансовой стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений.

9. Разработанная финансовая стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений организационной структуры управления и организационной культуры предприятия [30, с.364-365].

Для того чтобы сформулировать сущность финансовой стратегии предприятия, И.А. Бланк выделяет семь наиболее важных характеристик, которые позволяют ему дать ответ: что такое финансовая стратегия предприятия. С его точки зрения такими важнейшими характеристиками являются:

1. Финансовая стратегия является одним из видов функциональных стратегий предприятия.

2. В системе функциональных стратегий предприятия финансовая стратегия занимает одно из ведущих мест.

3. Финансовая стратегия охватывает все основные направления финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия.

4. Процесс разработки финансовой стратегии определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия.

5. Процесс разработки финансовой стратегии предопределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей.

6. Финансовая стратегия призвана учитывать меняющиеся условия внешней среды в процессе финансового развития предприятия и адекватно реагировать на эти изменения.

7. Адаптация финансовой стратегии к меняющимся условиям внешней среды обеспечивается в первую очередь изменением направлений формирования и использования финансовых ресурсов [30, с. 362-364].

Исходя из представленных семи базовых характеристик, И.А. Бланк формулирует сущность финансовой стратегии следующим образом: «Финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды» [30, с. 364].

С предложенным подходом И.А. Бланка можно было бы согласиться, если бы он являлся абсолютно доминирующим. Однако в литературе имеются и другие взгляды на суть финансовой стратегии. В частности, в книге «Финансовый менеджмент» под редакцией профессора А.Н. Поддерегина суть финансовой стратегии формулируется следующим образом: «Под финансовой стратегией предприятия следует понимать формирование системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения» [98, с. 23].

Сравнивая два подхода к определению сущности финансовой стратегии субъекта хозяйствования, можно видеть, что у И.А. Бланка есть преимущество в четком выделении определенных характеристик финансовой стратегии, которые позволяют ему обоснованно формулировать экономическую суть данной категории. Вместе с тем, определение, сформулированное в книге А.Н. Поддерегина более краткое, а может быть, по сути, и более точное.

С точки зрения автора данной книги, категория «финансовая стратегия» должна иметь четкие признаки, которые вычленили бы эту категорию из общего числа экономических категорий.

Такими признаками, по нашему мнению, должны быть:

1. Объективная необходимость у субъекта хозяйствования в формировании финансовой стратегии, основанная на общественной и коллективной потребности в развитии данной фирмы.

2. Окружающая среда как важнейшее условие разработки финансовой стратегии, требующая комплексного и постоянного анализа факторов политического, социально-экономического, финансового, экологического, технико-технологического направления.

3. Миссия (глобальные цели) развития фирмы в региональном и общегосударственном экономическом пространстве.

4. Реальные возможности достижения успеха, основанные на ситуационном анализе, включающем финансовую экспертизу управленческих решений, анализ сильных и слабых сторон финансового положения субъекта хозяйствования, оценку текущей рыночной деятельности фирмы.

5. Обоснованный анализ и прогноз потребности в ресурсной базе, включающие определение и выбор источников финансирования хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе, разработку системы финансовых планов и бюджетов различного срока действия.

На основе выделения пяти важнейших признаков финансовой стратегии нами предлагается рассмотрение категории «финансовая стратегия» как системного понятия, которое фактически является путеводной звездой для предприятия в его долгосрочной финансово-хозяйственной деятельности. В связи с таким подходом к понятию «финансовая стратегия» она может быть определена следующим образом: «Финансовая стратегия — экономическая категория, характеризующая объективно-субъективную систему корпоративных взглядов (целей) на долгосрочную перспективу финансового развития субъекта хозяйствования с определением глобальных путей достижения максимально возможных финансовых результатов на основе комплексной оценки потребностей и возможностей экономической системы страны».

Учитывая изменчивость конъюнктуры и тенденций развития финансовых рынков, высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют современные предприятия, значительную степень их зависимости от векторов движения макроэкономических и социально-политических процессов в мировом сообществе, следует сформулировать ряд направлений, которые правомерно рассматривать в качестве компонентов финансовой стратегии. Среди них:

· выбор приоритетов для финансовых рынков и целевых рыночных сегментов при работе на перспективу;

· анализ и обоснование устойчивых источников финансирования;

· выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и посредников, которые могут эффективно сотрудничать с компанией в долгосрочном аспекте;

· разработка долгосрочной инвестиционной стратегии, согласованной с приоритетными направлениями развития видов бизнеса, обусловленными общей стратегией;

· определение финансовых механизмов будущих сделок по слиянию и поглощению, а также других мероприятий по финансовой реструктуризации предприятий;

· создание условий на перспективу по поддержанию поступательного роста рыночной стоимости предприятия и стабильных курсов выпущенных им ценных бумаг;

· формирование и совершенствование в перспективном аспекте эффективных внутрифирменных финансовых потоков, механизмов трансфертного ценообразования;

· построение эффективной системы централизованного управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других управленческих функций;

· прогнозные расчеты финансовых показателей при стратегическом планировании деятельности предприятия.

Рыночные преобразования в экономической системе обусловливают сложность ее поведения, а, следовательно, неопределенность характеристик будущего состояния внешней и внутренней среды для отдельно взятого предприятия. В этих условиях предприятия всех форм собственности могут обеспечить перспективу своего существования только на основе стратегического управления, одним из важнейших компонентов которого являются процессы формирования и реализации финансовой стратегии развития предприятия.

Правильно разработанная стратегия дает возможность гармонизировать разные, часто противоречивые цели, позволяет сравнить разнообразные «сценарии» развития предприятия и на основе полученной информации выбирать оптимальные пути его перспективной деятельности, предусматривать трудности на пути к укреплению его рыночных позиций, предупреждать негативные последствия реализации выбранных путей развития.

На основе анализа различных аспектов, касающихся сущности финансовой стратегии и проведенных в этой сфере теоретических исследований нами был выделен ряд условий, которые определяют актуальность разработки финансовой стратегии предприятия.

Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры потребительского рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов не позволяют эффективно управлять предприятием на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что управленческие решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности хозяйственной деятельности в целом.

Одним из условий, определяющих актуальность разработки финансовой стратегии предприятия, является его предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой стадии предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы хозяйственной деятельности, особенности формирования и распределения финансовых ресурсов. Разрабатываемая финансовая стратегия позволяет заблаговременно адаптировать хозяйственную деятельность предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.

В отличие от финансовой стратегии финансовая тактика нацелена на использование конкретных форм и методов финансового управления. Среди таких методов можно выделить:

а) текущее и оперативное прогнозирование, планирование и бюджетирование;

б) финансовый анализ;

в) образование и использование фондов финансовых средств за счет чистой прибыли, а также других частей созданной и распределенной стоимости (например, амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, фонд погашения займов и кредитов и т.п.).

Важность финансовой тактики в контексте понимания сути и значения финансовой стратегии состоит именно в том, что финансовая тактика позволяет лучше оценить возможности финансовой стратегии и воплотить долгосрочные финансовые решения в ежедневной финансовой работе соответствующих служб предприятия.

Тактика финансового менеджмента — это конкретные методы и приемы, используемые для достижения поставленной основной цели и задач финансов предприятия в конкретных условиях хозяйствования. Задачей тактического управления является выбор и использование лучших решений в конкретной хозяйственной ситуации.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом дисциплины финансовый менеджмент?

2. Какие условия возникли в экономике США, вызвавшие необходимость становления и развития финансового менеджмента?

3. Какие условия стали основой формирования науки «финансовый менеджмент» в Украине?

4. Назовите основные условия, необходимые для формирования финансового менеджмента как научного направления и практической области финансовой деятельности.

5. Сколько этапов в развитии финансового менеджмента Вы можете назвать?

6. Охарактеризуйте каждый этап развития финансового менеджмента.

7. Раскройте основную сущность финансового менеджмента.

8. Из каких подсистем состоит система финансового менеджмента?

9. Какие отраслевые особенности влияют на функционирование финансового менеджмента?

10. В чем состоит необходимость и значение финансового менеджмента для современного предпринимательства?

11. Сформулируйте основную цель финансового менеджмента в современных условиях развития экономики и предпринимательства Украины.

12. Какие основные задачи должен решать финансовый менеджмент в современных условиях?

13. В чем состоит сущность финансовой стратегии?

14. Что такое финансовая тактика?

15. Как взаимосвязаны между собой финансовая стратегия и финансовая тактика?

16. Сформулируйте основные функции финансового менеджмента.

17. Сформулируйте основные принципы финансового менеджмента.

18. В чем состоят организационные основы финансового менеджмента?

19. Назовите основные этапы финансовой деятельности на предприятии?

20. Субъект и объект финансового менеджмента, их взаимосвязь?

21. Какие основные задачи должен решать финансовый менеджер на предприятии?

раздел 2

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

¨ Понятие системы обеспечения финансового менеджмента.

¨ Подсистема организационного обеспечения финансового менеджмента.

¨ Подсистема информационного обеспечения финансового менеджмента.

¨ Подсистема оценки финансового положения предприятия.

¨ Подсистема финансового прогнозирования и планирования.

¨ Подсистема финансового контроля.

Наши рекомендации