Источники финансирования инвестиционной деятельности
- собственные финансовой средства (прибыль, накопления, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страх, организациями в виде возмещения ущерба т.п., а также иные виды активов - основные фонды, земельные участки, промышленной собственность и т.п.); привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозмездной основе); ассигнования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов на возвратной и безвозвратной основе; иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансовой или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовой институтов, государств, предприятий и организаций различных форм собственности и частных лиц; заемные средства (кредиты, предоставляемые государством, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, кредиты банков и другие институциональных инвесторов).
31. Финансовый план фирмы.
Основная задача финансового планирования — поиск и выбор наиболее выгодного и финансово-устойчивого варианта финансового плана (бюджета) фирмы.
Финансовый план — это комплексный план функционирования и развития предприятия в стоимостном (денежном) выражении. В финансовом плане прогнозируются эффективность и финансовые результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности фирмы.
В финансовом плане отражаются конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Он охватывает товарно-материальные ценности, финансовые потоки всех структурных подразделений, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Финансовый планявляется завершающим синтезирующим и отражающим в стоимостном выражении результаты деятельности фирмы. Информационной базой для составления финансового плана является главным образом, бухгалтерская документация. В первую очередь, это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.
В финансовом плане фирмы, предприятия находят отражение:
§ доходы и поступления средств;
§ расходы и отчисления денежных средств;
§ кредитные взаимоотношения;
§ взаимоотношения с бюджетом.
Результаты расчетов указанных доходов и расходов сводятся в форму «Баланс доходов и расходов». В состав документов финансового планирования входит также баланс фирмы.
Баланс предприятия
Баланс предприятия — это сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования — анализа финансовых показателей. При этом обычно используют внутренний баланс, т.е. баланс, отражающий истинное финансовое положение фирмы, для внутрифирменного пользования. Специально для публикации составляют внешний баланс направленный обычно на преуменьшение размеров прибыли для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала и других причин. Для лучшего планирования финансов на фирмах составляется план финансовых потоков предприятия.
В доходной части отражаются доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы (различные поступления, прибыль от совместной деятельности и др.), внереализационные доходы и чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности). По тем же статьям что и доходы отражаются расходы.
Бюджет предприятия
Неотъемлемой частью краткосрочного и долгосрочного планирования является бюджетирование.
Любой план действий должен сопровождаться составлением бюджета (сметы расходов и доходов), который является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных планом целей.
Бюджеты могут составляться для: фирмы, предприятия, подразделений.
Бюджет намного превосходит план с точки зрения строгости бухгалтерского учета и обязательности исполнения. Бюджет имеет смысл только тогда, когда он проводится в жизнь, т.к. простая смета доходов и расходов не имела бы ценности.
Предприятие в целом разрабатывают генеральный или основной бюджет, в котором в стоимостном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет — это финансово количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, обеспечивающих оперативное и финансовое управление.
32. Содержание баланса в бизнес-плане. *
Баланс предприятия составляется по окончании отчетного периода и отражает
результаты принимаемых руководством предприятия решений. В частности, он показывает
текущую величину оборотного и основного капитала, наличие денежных средств в кассе и на
счетах, стоимость материальных и нематериальных активов, размер акционерного капитала
на данный момент времени, иные источники формирования средств предприятия, долговые
обязательства и т. д
33. Учёт инфляции и процентных ставок в финансовом плане предприятия
Одной из существенных проблем при разработке бизнес-плана является определение ставки дисконтирования
Дисконтирование— это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам (будущих доходов на настоящий момент).
Ставка дисконтирования отражает стоимость денег с учетом временного фактора и рисков.
Время - это критический фактор для ожидаемых выгод и издержек любого проекта, описываемого в бизнес-плане, потому что деньги, полученные в настоящий момент, более предпочтительны, чем деньги, которые будут получены в будущем: "нынешние" деньги могут приносить процент или доход, будучи сбереженными или вложенными.
Помимо изменения ценности денег, время важно для продолжительности проекта. Чтобы установить временные границы проекта, необходимо в его начале назначить срок его окончания, определяемый как ожидаемое число лет (месяцев или дней), в течение которых проект будет технически допустимым (например, ограничено сроком полезного использования применяемого оборудования) и будет приносить доход. Важность правильных временных границ и влияние на допустимость проекта становится очевидной, когда концепция ценности денег с учетом будущих доходов включается в выгоды и издержки проекта в бизнес-плане. Сокращение или удлинение продолжительности проекта устанавливает интервал времени, в котором будут поступать доходы и начисляться издержки. Таким образом, продолжительность проекта должна быть реалистичной оценкой его существования, независимо от того, насколько такой период времени делает проект привлекательным или непривлекательным.
Ценность денег во времени (с учетом будущих доходов) непосредственно включается в анализ проекта путем применения дисконтированного потока финансовых средств - ДПФ ( иначе - дисконтированного потока наличности, денежных средств - Cashflow - Кэш-фло). Данный вид анализа показывает потоки выгод и издержек на протяжении жизненного цикла по мере их образования в каждый год проекта, отражая конкретные потоки денежных средств за каждый данный период времени (например год, месяц, пять лет). Преимущества такого отражения издержек и выгод за весь жизненный цикл состоит в том, что можно хорошо видеть главные факторы, влияющие на структуру потоков выгод и издержек, такие как инфляция, изменения цен и риск или неопределенность. Способность Кэш-фло включать изменения в главных потоках выгод и издержек благодаря прогнозируемым или предполагаемым изменениям тех же цен является наиболее полезным свойством анализа потоков денежных средств. Чтобы включить ценность денег во времени в Кэш-фло применяют дисконтирование.
С экономической точки зрения ставка дисконтирования — это норма доходности на вложенный капитал, требуемая инвестором. Иначе говоря, при помощи ставки дисконтирования можно определить сумму, которую инвестору придется заплатить сегодня за право получить предполагаемый доход в будущем. Поэтому от значения ставки дисконтирования зависит принятие ключевых решений, в том числе при выборе инвестиционного проекта.
Для вычисления приведенной к текущему моменту (вложения средств в проект) ценности будущих денег пользуются дисконтированием. При этом берутся будущие количества денег и приводятся назад к значению на нынешний день путем их уменьшения с каждым отчетным периодом проекта.
При этом используют ставку дисконта, которая является ожидаемой будущей альтернативной стоимостью денег, иногда текущей или реальной ставкой процента.
В бизнес-планировании постоянно приходится считаться с фактором инфляции, которая с течением времени обесценивает стоимость находящихся в обращении денежных средств.
Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей и т.п.); снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов (дебиторской задолженности, нераспределенной прибыли, инструментов финансового инвестирования и т.п.); занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.п. Особенно сильно фактор инфляции сказывается на проведении долгосрочных финансвых операций предприятия.
Концепция учета влияния фактора инфляции в бизнес-планировании заключается в необходимости реального отражения стоимости его активов и денежных потоков, а также в обеспечении возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении различных финансовых операций.
Для оценки интенсивности инфляционных процессов в стране используются два основных показателя, учитывающих фактор инфляции в финансовых вычислениях — темп и индекс инфляции:
· Темп инфляции характеризует показатель, отражающий размер обесценения (снижения покупательной способности) денег в определенном периоде, выраженный приростом среднего уровня цен в процентах к их номиналу на начало периода.
· Индекс инфляции характеризует показатель, отражающий общий рост уровня цен в рассматриваемом периоде, определяемый путем суммирования базового их уровня на начало периода (принимаемого за единицу) и темпа инфляции в этом же периоде (выраженного десятичной дробью).
При расчетах, связанных с корректировкой стоимости денег с учетом фактора инфляции принято использовать два понятия — номинальная и реальная сумма денежных средств:
· Номинальная сумма денежных средств отражает оценку размеров денежных активов в соответствующих денежных единицах без учета изменения покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде.
· Реальная сумма денежных средств отражает оценку размеров денежных активов с учетом изменения уровня покупательной стоимости денег в рассматриваемом периоде, вызванного инфляцией.
Для расчета этих сумм денежных средств в процессе наращения или дисконтирования стоимости денег во времени используются соответственно номинальная и реальная ставка процента:
· Номинальная процентная ставка характеризует ставку процента, устанавливаемую без учета изменения покупательной способности денег в связи с инфляцией (или общую процентную ставку, в которой не элиминирована ее инфляционная составляющая).
· Реальная процентная ставка характеризует ставку процента, устанавливаемую с учетом изменения покупательной стоимости в рассматриваемом периоде в связи с инфляцией.
С учетом рассмотренных базовых понятий формируется конкретный методический инструментарий, позволяющий учесть фактор инфляции в процессе бизнес-планирования.
34. Стратегия достижения безубыточности фирмы. *
программа достижения безубыточности представляет собой схему, изображающую влияние на прибыль объема производства, продажной цены и себестоимости продукции. С помощью графика можно найти точку безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором косая , показывающая изменения выручки от осуществления при заданном уровне цен, пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции.
С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия.
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.
Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры.
Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:
I. Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов.
II. Прогноз будущих цен на факторы производства и на готовую продукцию.
III. Расчет переменных и постоянных затрат.
35. Сущность, содержание и виды рисков
Риск – возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. Как экономическая категория, риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Риском можно управлять, но эффективность организации управления во многом определяется классификацией риска.
Выделяют следующие виды рисков:
1) по причине возникновения:
– объективные (принципиальные) – риски, причины которых неподконтрольны человеку и обезличены. Последствия данных рисков могут быть значительными. К объективным рискам относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы). Войны, социальные потрясения и политическое вмешательство также входят в этот тип рисков;
– субъективные (конкретные) – риски, причины которых могут быть персонифицированы, т. е. могут быть привязаны к конкретной личности. К данным рискам относят кражи, пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности;
2) по воздействию на объект страхования:
– внутренние риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном транспортном средстве (пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, заправке топливом, халатность персонала, в частности водителя);
– риски, воздействующие на груз извне (угроза распространения пожара, стихийного бедствия, угроза столкновения с другим транспортным средством, различные криминальные действия, а также запрещающие распоряжения властных структур);
– риски, воздействующие на другие объекты из-за происшествий с грузом (распространение пожара, взрывы, повреждение другого груза, нанесение вреда людям);
3) по виду:
– природно-естественные – связаны с проявлениями стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, пожар, буря и т. п.;
– экологические риски – риски, связанные с загрязнениями окружающей среды;
– политические риски – риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства: невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революций, введение моратория на внешние платежи, изменение налогового законодательства и т. п.;
– транспортные риски – риски, связанные с перевозкой грузов транспортом: автомобильным, морским, железнодорожным и т. п.;
– имущественные риски – риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности и т. п.;
– производственные риски – риски, связанные с убытком остановки производства, связанной с повреждением основных средств, а также связанные с внедрением достижений НТП;
– торговые риски – риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, недоставки товара;
– финансовые риски – вероятность потерь денежных средств. Они делятся на риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала.
36. Оценка риска и лимитирующих факторов в бизнес-плане. *
Риски инвестиционного проекта - это возможность отклонения от намеченных целей, и оценить их - значит выявить все причины возникновения, вероятность наступления и последствия (величину) потенциальных потерь. Существуют качественная и количественная оценки рисков. Качественный анализ означает выявление всех возможных рисков в соответствии с существующей классификацией: макроэкономические риски (общеэкономическая ситуация в стране); социально-политические риски (изменение политической ситуации, законодательства); финансовые риски (движение финансовых потоков); маркетинговые риски (общая ситуация на рынке и позиционирование); производственные риски (строительно-монтажные работы); деловые риски (взаимоотношения с партнерами); операционные риски (ошибки в управлении и контроле); риски события (форсмажор).
В процессе анализа необходимо руководствоваться тремя основными правилами: выделять простые риски, учитывать зависимые и независимые риски, понимать, какие риски являются устранимыми, а какие - неустранимыми. Для анализа причины возможных рисков необходимо собрать большую информацию из разных источников: финансовой отчетности, маркетинговых исследований, схем организационно-управленческой структуры и др. Затем нужно разработать систему мер по нейтрализации и минимизации рисков - таких, как: создание резервов на непредвиденные расходы; проведение маркетинговых исследований, которые позволяют приблизить прогноз объемов и цен продаж к реальности; страхование; включение в договоры с контрагентами дополнительных условий, которые позволяют переложить риск на других лиц или распределить его. При проведении качественного анализа лучшим считают метод экспертных оценок, используемый группой экспертов. Они изучают всю доступную информацию о проекте, внешней среде, а затем составляют перечень рисков и осуществляют их ранжирование по вероятности проявления и величине возможного ущерба. Количественный анализ рисков выражается в формализации результатов качественного анализа и определении степени общего риска девелоперского проекта.