Основные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия.

Источники финансирования инвестиций — это денежные средства, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов. От подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость организации, осуществляющего инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе механизма хозяйствования.

Осуществляемые любой организацией инвестиции могут быть клас­сифицированы по целому ряду признаков:

. 1.По способу привлечения по отношению к субъекту инвестиционной деятельности выделяют инвестиционные ресурсы, привлекаемые из внутренних и внешних источников.

Следует различать внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях. На уровне макроэкономики к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести: государственное бюджетное финансирование, сбережения населения, накопления организаций, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и т.д. К внешним — иностранные инвестиции, иностранные кредиты и займы.

На микроэкономическом уровне к внутренним источникам инвестирования относятся собственные средства, формируемые в организации для обеспечения его развития. Основу собственных финансовых средств организации, формируемых из внутренних источников, составляют капитализируемая часть чистой прибыли, амортизация, инвестиции собственников организации.

Инвестиционные ресурсы организации, привлекаемые из внешних источников, характеризуют ту их часть, которая формируется вне пределов организации. Она охватывает привлекаемый со стороны как собственный, так заемный капитал. Сюда можно отнести государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемые путем размещения собственных ценных бумаг, и ряд других.

. 2.По национальной принадлежности владельцев капитала выделяют инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного и иностранного капитала.

Инвестиционные ресурсы, формируемые за счет отечественного капитала, отличаются большим разнообразием форм и, как правило, более доступны для организаций малого и среднего бизнеса.

Инвестиционные ресурсы, формируемые за счет иностранного капитала, обеспечивают в основном реализацию крупных реальных инвестиционных проектов организации, связанных с их перепрофилированием, реконструкцией или техническим перевооружением. Хотя объем предложения капитала на мировом его рынке довольно значительный, условия его привлечения отечественными субъектами предпринимательской деятельности в хозяйственных целях очень ограничены в силу высокого уровня экономического и политического риска для зарубежных инвесторов.

3.По титулу собственности инвестиционные ресурсы подразделяются на два основных вида — собственные и заемные.

- Собственные источники инвестиций характеризуют общую стоимость средств организации, обеспечивающих его инвестиционную деятельность и принадлежащую ему на правах собственности. К собственным источникам финансирования инвестиций относятся: уставный капитал; прибыль; амортизационные отчисления; специальные фонды, формируемые за счет прибыли; внутрихозяйственные резервы; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь. К собственным относятся также средства, безвозмездно переданные организации для осуществления целевого инвестирования.

4- Заемные источники инвестиций характеризуют привлекаемый организацией капитал во всех его формах на возвратной основе. Все формы заемного капитала, используемые организацией в инвестиционной деятельности, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению на определенных заранее условиях (сроки, проценты). Субъекты, которые предоставили средства на этих условиях, в доходах от инвестиционной деятельности, как правило, не участвуют.

. По натурально-вещественным формам привлечения современная инвестиционная теория выделяет следующие виды инвестиционных ресурсов: инвестиционные ресурсы в денежной форме; инвестиционные ресурсы в финансовой форме; инвестиционные ресурсы в материальной форме; инвестиционные ресурсы в нематериальной форме. Инвестирование капитала в этих формах разрешено законодательством при создании новых организаций, увеличении объема их уставных фондов.

5. По временному периоду привлечения выделяют следующие виды инвестиционных ресурсов:

- Инвестиционные ресурсы, привлекаемые на долгосрочной основе. Они состоят из собственного капитала, а также из заемного капитала со сроком использования более одного года. Совокупность собственного и долгосрочного заемного капитала, сформированного организацией - Инвестиционные ресурсы, привлекаемые на краткосрочной основе. Они формируются организацией на период до одного года для удовлетворения временных инвестиционных потребностей.

6. По целевым направлениям использования выделяют:

- Инвестиционные ресурсы, предназначенные для использования в процессе реального инвестирования. Их объем и структура планируются раздельно по каждому реальному проекту в рамках сформированной инвестиционной программы организации.

- Инвестиционные ресурсы, предназначенные для использования в процессе финансового инвестирования. Их привлечение подчинено целям формирования или реструктуризации портфеля финансовых инструментов инвестирования организации.

7. По обеспечению отдельных стадий инвестиционного процесса. По этому признаку выделяют следующие виды инвестиционных ресурсов:

- Инвестиционные ресурсы, обеспечивающие пред инвестиционную стадию.

- Инвестиционные ресурсы, обеспечивающие инвестиционную стадию

- Инвестиционные ресурсы, обеспечивающие пост инвестиционную стадию.

3. Виды иностранных подразделений ТНК.

Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Региональные системы управления подразделяются на три основные вида:

- главные региональные управления, ответственные за все виды деятельности концерна в соответствующем регионе. Они наделены всеми правами по координации и контролированию деятельности всех филиалов в соответствующем регионе (например, главное региональное управление американского концерна «General motors» ïî êîîðäèíàöèè äåÿòåëüíîñòè ôèëèàëîâ â Àçèè è Îêåàíèè ðàñïîëîæåíî â Ñèíãàïóðå);

- региональные производственные управления, координирующие деятельность предприятий по линии движения продукта, т.е. соответствующей производственной цепочке. Такие управления отвечают за обеспечение эффективной деятельности соответствующих предприятий, бесперебойное функционирование всей технологической цепочки, подчинены непосредственно главному региональному управлению концерна. Они нацелены на развитие эффективных видов производств, новых функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.моделей и товаров

В настоящее время принято выделять следующие типы транснациональных корпораций:

- горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Например, производство автомобилей в США или сеть предприятий «Fast Food».

- вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах.

- диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации Nestle

4. Виды систем налогообложения в мире.

Основные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия. - student2.ru

Основные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия. - student2.ru

Основные источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия. - student2.ru

5. Виды финансовых рисков ТНК и методы управления ими.

В финансовом риск-менеджменте подриском (risk) преимущественно понимается возможность потери части своих активов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления предпринимательской деятельности, что соответствует понятию чистой неопределенности. Финансовые риски – это опасность потери ожидаемого дохода или получения убытков. Финансовые риски возникают в процессе отношений предприятий с финансовыми институтами (финансовыми, инвестиционными, страховыми компаниями, банками и биржами). Причины финансовых рисков разнообразны, например, инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др. Финансовые риски имеют математически выраженную вероятность наступления, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с высокой вероятностью.

Основные признаки классификации финансовых рисков

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
По видам ►основные виды финансовых рисков предприятия
По характеризуемому объекту ►риск отдельной финансовой операции ►риск различных видов финансовой деятельности ►риск финансовой деятельности фирмы в целом
По совокупности исследуемых финансовых инструментов ►индивидуальный финансовый риск ►портфельный финансовый риск
По комплектности ►Простой риск ►Сложный риск
По источникам возникновения ►Внешний или систематический риск ►Внутренний или несистематический риск
По финансовым последствиям ►Риск, вызывающий финансовые потери ►Риск, влекущий упущенную выгоду ►Риск, влекущий потери или дополнительные доходы
По характеру проявления во времени ►Постоянный финансовый риск ►Временный финансовый риск
По уровню вероятности реализации ►финансовый риск с низким уровнем вероятности реализации ►финансовый риск со среднем уровнем вероятности реализации ►финансовый риск с высоким уровнем вероятности реализации ►финансовый риск, уровень вероятности реализации которого определить не возможно
По уровню финансовых потерь ►допустимый финансовый риск ►критический финансовый риск ►катастрофический финансовый риск
По возможности предвидения ►прогнозируемый финансовый риск ►непрогнозируемый финансовый риск
По возможности страхования ►страхуемый риск ►нестрахуемый риск

Система основных задач, направленных на реализацию главной цели управления финансовыми рисками предприятия

Главная цель управления финансовыми рисками Основные задачи управления финансовыми рисками, направленные на реализацию его своей главной цели
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО РАЗВИТИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗМОЖНОГО СНИЖЕНИЯ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ 1.Выявление сфер повышенного риска финансовой деятельности предприятия, генерирующих угрозу его финансовой безопасности. 2.Всесторонняя объективная оценка вероятности наступления отдельных рисков событий и связанных с ним возможных потерь. 3.Обеспечение минимизации уровня финансового риска по отношению к предусматриваемому уровню доходности финансовых операций. 4.Обеспечение минимизации возможных финансовых потерь предприятия при наступлении рискового события.

6. Виды функциональных стратегий МНК.

Предприятие должно разрабатывать следующие основные виды функциональных стратегий (рис. 2):

) стратегию маркетинга; Важность маркетинговой стратегии обусловлена тем обстоятельством, что маркетинг обеспечивает информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Вследствие чего непосредственное функционирование маркетинга тесно связано с другими подсистемами управления деятельностью предприятия.

Основу маркетинга составляет процесс непрерывного сбора, анализа и оценки информации, в первую очередь о состоянии рынка. Практически невозможно эффективно управлять маркетинговой деятельностью без постоянно обновляемой и достоверной информации. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции, предприятие должно следить за всеми изменениями на рынке (требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией), а также за созданием новых изделий, введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть.

) финансовую стратегию; Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии предприятия и соответствующих курсов действий. Она позволяет экономическим службам предприятия создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей функционирования и развития предприятия.

) инновационную стратегию; Инновационная стратегия предприятия должна повышать и/или поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции.

Необходимо отметить, что сущность современного этапа развития как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий отражает такая категория, как инновационное развитие, которая достаточно широко в последние годы освещалась в отечественной и зарубежной литературе.

Вместе с тем инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т. е. инновационного потенциала.

) стратегию производства; Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс - наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными.

Следует отметить, что стратегию производства предприятия в качестве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают из виду даже западные специалисты по стратегическому планированию и управлению.

) социальную стратегию Современное предприятие функционирует в обстановке постоянно возрастающих требований общественных групп. В этой связи актуальность приобретает проблема, каким образом предприятие должно реагировать на претензии и учитывать их в своей хозяйственной деятельности, ориентированной на получение прибыли.

7. Влияние системы налогообложения на стратегию и тактику МНК.

Налоговая политика, являясь частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Наряду с политикой в области ценообразования, кредита, денежного обращения и т.д. налоговая политика должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики, так как оказывает огромное влияние на экономику.

Налоговая стратегия - долговременный курс налоговой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных социально-экономической стратегией. В процессе ее разработки:

1) прогнозируются основные тенденции развития налогов;

2) формируются концепции их использования;

3) намечаются принципы организации налоговых отношений;

4) составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

Налоговая стратегия является относительно стабильной. Налоговая тактика гибкая, подвижная. Стратегия и тактика налоговой политики взаимосвязаны. Стратегия создает возможности для решения тактических задач. Тактика выявляет решающие области, узловые проблемы социально-экономического развития, своевременно изменяет способы и формы организации налоговых отношений, решает задачи, поставленные налоговой стратегией.

Налоги являются основным инструментом государственного регулирования экономики. Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Поэтому перед налоговой политикой стоят три следующих основных вопроса, до известной степени переплетающихся между собой: 1) какую долю национального дохода можно извлекать с помощью бюджетных поступлений вообще и в частности с помощью налогов; 2) как эта сумма должна распределяться между отдельными классами населения, с одной стороны, и между отдельными отраслями народного хозяйства - с другой; 3) как эта сумма должна распределяться между отдельными плательщиками . Высота процента обложения может зависеть еще и от ряда других факторов - уровня жизни населения, структуры налоговой системы и др. Если население привыкло к низкому уровню жизни, оно способно выносить относительно более высокое податное давление. Если вследствие несовершенства налоговой системы налоги распределяются неравномерно, это усиливает их тяжесть, что, в свою очередь, препятствует их повышению. Все это показывает, что определить точно и безотносительно ко времени и месту ту долю национального дохода, которая может извлекаться с помощью налогов, не представляется возможным. В данное время в каждой стране эту долю приходится нащупывать эмпирическим, опытным путем. Однако теоретически можно все же наметить границу тяжести обложения, переступать которую было бы опасно.

8. Влияние финансового и бухгалтерского учета на политику МНК.

В некоторых странах информация, генерируемая в рамках финансового учета, направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов, а полезность с позиции принятия управленческих решений является важнейшим критерием ее качества. В других странах роль бухгалтерского учета и приоритеты, выработанные в рамках его методологии, могут быть иными. Например, это могут быть предоставление достоверной информации и контроль над надлежащим исполнением государственной налоговой политики. Именно это предназначение бухгалтерского учета признается основополагающим в большинстве стран Южной Америки.

В некоторых странах система бухгалтерского учета реализуется исходя из приоритета макроэкономических целей, в частности достижения заданных темпов роста национальной экономики. (Макроэкономические процессы имеют ряд особенностей, существенных для бухгалтерской практики: инфляция, безработица и др.) В этом случае на второй план могут отходить вопросы о полезности конкретной информации о налоговых ставках, общеэкономической политике для инвесторов и кредиторов. Рассмотрим в общих чертах основные факторы, оказывающие влияние на развитие учета.

В других странах (Швейцария, Германия, Япония и др.) финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть потребностей компаний в собственном и заемном капиталах. Одновременно происходит и концентрация в акционирование компаний. Информация, необходимая для обоснования дополнительных инвестиций (кредитов), в этом случае формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. Этот путь является более простым и эффективным, поскольку компания имеет ограниченное число кредиторов (в частности, это может быть один крупный банк). Правительства этих стран требуют также публиковать некоторую информацию о компаниях, поэтому последние вынуждены готовить финансовую отчетность, но в менее детализированном виде, нежели американские компании.

В этом случае отчетность нацелена, прежде всего, на защиту интересов банков-кредиторов. Для бухгалтерской практики здесь характерны некоторые особенности, в частности консерватизм в оценке активов и обязательств, определенное завышение кредиторской задолженности, позволяющее в случае финансовых затруднений обеспечить некоторую свободу действий в исполнении обязательств, уменьшение дивидендных выплат акционерам и др.

Во Франции и Швеции бухгалтерский учет имеет несколько иную ориентацию. Прав ительства этих стран играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики, в частности в рамках макроэкономического планирования. Правительства не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора. Здесь бухгалтерский учет ориентирован, прежде всего, на потребности государственных плановых органов. Фирмы вынуждены следовать унифицированным стандартам в области учета и отчетности, что в значительной степени упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов.

Таким образом, среди факторов, влияющих на содержание учетной практики в той или иной стране, можно выделить:

- тип инвесторов и кредиторов как основных пользователей учетной информации (физические лица, банки, правительственные органы);

- число физических и юридических лиц, вовлеченных в процесс инвестирования капитала;

- участие инвесторов в управлении бизнесом;

- степень развития рынка и бирж ценных бумаг;

- степень участия в международном бизнесе.

Правовое регулирование бухгалтерского учета.Существует подход, согласно которому все страны в зависимости от типа законодательства и степени его влияния на различные стороны жизни подразделяются на две большие группы:

- страны, имеющие разветвленный кодекс законов;

- страны, имеющие законодательство общеправовой ориентации.

В первом случае законы носят жестко детерминированный характер, представляя собой, по сути, серию предписаний типа «вы должны» (или, «все что не разрешено, то запрещено»). Физические и юридические лица должны следовать букве закона. В большинстве стран, исповедующих этот подход, учетные стандарты возводятся в ранг государственных законов. Процедуры ведения учета при этом детализируются и достаточно жестко регламентируются. Главной задачей бухгалтерского учета в этих странах являются исчисление государственных налогов и контроль за своевременной и полной их уплатой. В числе этих стран Аргентина, Франция, Германия.

Вторая группа стран ограничивается сводом законов общего права, представляющих собой серию ограничений типа «вы не должны» (или, «все, что не запрещено, то разрешено»). Законы этого типа как бы указывают на пределы, в рамках которых физические и юридические лица имеют свободу действия. Учетные стандарты в этих странах не регулируются государством, а определяются различными профессиональными организациями бухгалтеров. Они более гибки и подвержены влиянию различных новаций. Великобритания и США являются яркими представителями такого подхода в регулировании практики учета.

Бухгалтерский учет и международные социально-экономические отношения. Бухгалтерский учет, как и политика, и идеология, не знает национальных границ. Учетные технологии экспортируются и импортируются, обеспечивая тем самым подобие систем учета, применяемых в различных странах. Так, США оказывают значительное влияние на учетную практику Канады благодаря географической близости, тесным экономическим связям, активному участию канадских компаний на американских биржах ценных бумаг и т.п. То же самое можно сказать о Мексике, имеющей тесные торговые связи с США, Филиппинах как бывшем их протекторате, Израиле и др. Любопытно отметить, что японские компании все в большей степени используют американские учетные стандарты, что объясняется расширяющейся экспансией японского капитала на американский континент.

Значительное влияние на развитие теории и практики учета в мире оказывает также Великобритания, особенно Англия и Шотландия. Практически все бывшие английские колонии ведут учет по британской модели. Среди них Австралия, Новая Зеландия, Малайзия, Пакистан, Индия, Южная Африка. Влияние Великобритании здесь столь велико, что экспортируются не только учетные идеи и методики, но и бухгалтерские кадры, а также система их подготовки и сертификации. Любопытно отметить, что Франция и Германия также влияют в области учетной практики на свои бывшие колонии, но в значительно меньшей степени.

С Таким образом, углубление политических и экономических связей между странами все в большей степени влияет на национальные системы счетоводства.

Влияние инфляционных процессов на систему и методики бухгалтерского учета. Учет во многих странах, включая США, базируется частично на принципе «неизменности первоначальной оценки» (historical cost principle - НСР), в основе которого лежит предположение о стабильности денежной единицы, используемой в учете. Другими словами, предполагается, что инфляция либо отсутствует вовсе, либо темпы ее незначительны. Очевидно, что чем менее реалистична последняя предпосылка, тем в большей степени принцип НСР искажает финансовое положение предприятия.

Смысл принципа НСР заключается в отражении в учете объема реализации, произведенных затрат и других финансовых сделок но ценам, сложившимся в момент совершения этих сделок. Этот принцип имеет существенное значение, для отражения в учете прежде всего активов долговременного использования (земля, здания). Очевидно, что приемлемость и обоснованность следования этому принципу обратно пропорциональны темпам инфляции.

Германия и Япония, одни из самых последовательных и стойких приверженцев этого принципа, в последнее время практически не испытывали давления инфляции. Южноамериканские страны, в течение многих лет буквально разоряемые инфляцией, уже давно отказались от следования принципу НСР. Компании в этих странах периодически изменяют оценку своих активов, используя для пересчета общий индекс цен.

Социально-экономический прогресс и развитие теории и практики бухгалтерского учета. Учет в значительной степени определяется существующими в стране социально-экономическими условиями - степенью развития производства, управления, финансовой системы и системы подготовки профессиональных кадров и т.п. Эти условия обычно взаимосвязаны. Более высокий уровень развития производства порождает и более сложные учетные проблемы, которые могут быть решены только хорошо подготовленными бухгалтерами. Поэтому бухгалтерский учет не может быть высокоорганизованным в стране, где система общего и профессионального образования не отвечает высоким стандартам. Исключение возможно, если бухгалтерские кадры готовятся за рубежом или приглашаются на работу из других стран. То же самое следует сказать и о пользователях учетной информации - уровень их профессиональной культуры и образования определяется сложностью той информации, которую они в состоянии понять и переработать.

Большинство МНК (мультинациональных корпораций) имеют свои штаб-квартиры в богатых, индустриально развитых странах (Японии, Германии, Великобритании, США). Эти страны имеют хорошо развитые системы учета и высококвалифицированных бухгалтеров. Напротив, в большинстве развивающихся стран и организация производства, и система образования находятся на низком уровне; как результат - учет в этих странах достаточно примитивен. Из предыдущих рассуждений могло возникнуть представление, что если учет отвечает информационным потребностям бизнеса, то даже и в развивающейся стране при определенных обстоятельствах он может достигнуть достаточно высокого уровня развития. Многие бухгалтеры придерживаются этой точки зрения; другие считают, что отсутствие надлежащей системы учета сдерживает экономический прогресс. В мировой практике уже имеются примеры преодоления противоречия между стремительными темпами экономического развития и сравнительно отсталой организацией бухгалтерского учета (Тайвань, Южная Корея, Бразилия).

По мнению британских ученых Джона Блейка и Ориола Амата, можно выделить, следующие факторы, определяющие национальные особенности моделей финансового учета и отчетности Блейк Джон, Амат Ориол Европейский бухгалтерский учет. Справочник. - М: Филинъ, 1997 г.:

- влияние ведущих теоретиков и профессиональных организаций - объединений бухгалтеров;

- экономические последствия от принятия той или иной модели;

- общая экономическая ситуация в стране;

- налоговая политика;

- национальные особенности;

- пользователи и цели, которые они ставят перед финансовой отчетностью;

- юридическая среда;

- источники финансирования;

- язык;

- влияние других стран;

- влияние оценки общей ситуации в стране.

9. Методы оценки отношения к МНК со стороны принимающего государства.

10. Методы оценки отношения к МНК со стороны принимающего государства.

11. Модели организационных структур ТНК.

12. Обосновать объективность процесса транснационализации мировой экономики при помощи теорий и концепций ТНК.

13. Объясните необходимость изучения в процессе деятельности ТНК правового, экономического, политического и культурной среды функционирования.

14. Особенности культурной среды деятельности ТНК.

15. Особенности политической среды деятельности ТНК.

16. Особенности распределения продукции в международном бизнесе.

17. Особенности распределения продукции в международном бизнесе.

18. Особенности рекламы в международном бизнесе.

Международная реклама имеет ряд особенностей:

1) для успешной деятельности на внешних рынках требуются более значительные и целенаправленные усилия, более тщательная рекламная деятельность, чем на внутреннем рынке;

2) требуется изучение внешних рынков - в отличие от исследования внутреннего рынка этот процесс более длительный и трудоемкий;

3) требуется творчески и гибко использовать методы ркламы, т.е., как правило, не существует готовых рецептов действий для каждой ситуации: в разных странах, в разных условиях необходимы соответствующие модели поведения при осуществлении рекламной деятельности;

4) необходимо следовать требованиям мирового рынка.

Основные особенности международной рекламы связаны с необходимостью всестороннего изучения «культурного фактора» в сравнительном контексте, анализом и оценкой рыночных возможностей и ограничений, которые несет в себе феномен культуры практически в любой сфере деятельности компании за рубежом.

Наиболее актуальной проблемой рекламы в международном маркетинге является выбор между стратегией ее стандартизации или адаптации.

Многие мировые ТНК придерживаются стратегии стандартизации используя одно и то же название продукта, одинаковый дизайн рекламы, один и тот же рекламный слоган. Однако даже при полной стандартизации выбора рекламного средства, метода распространения и текста рекламногo обращения может возникнуть необходимость смены персонажей и точности перевода, т.е. адаптации рекламных сюжетов.

Применениестратегии адаптациирекламы на внешних рынках вызвано такими основными причинами, как различия в законодательных нормах и особенностях макросреды международногo маркетинга. Наиболее актуальны факторы экономического, социального, языковогo, культурного, технического, правового характера.

Среди основных методов стимулирования сбыта на внешних рынках могут рассматриваться:

1. Скидки с цены.

2. Комбинированные предложения (продажа хорошо известной торговой марки с бесплатным образцом неконкурирующего товара; два товара по цене одного, или три - по цене двух)

3. Предложения с подарками (бесплатный подарок, прикрепленный на упаковке товара; бесплатный подарок в обмен на подтверждение покупки).

Другим инструментом международного продвижения являются: участие в международных выставках, ярмарках. Участие в выставках позволяет достигать поставленных целей при достаточной организации, использовании качественных печатных материалов, подготовке специалистов, представляющих предприятие на стенде.

Международной рекламной кампанией является комплекс рекламных мероприятий, осуществляемых за пределами страны рекламодателя - производителя или продавца товара. Участниками крупномасштабной международной рекламной кампании, помимо рекламодателя, обычно выступают рекламное агентство, расположенное в той же стране, где проводится кампания, а также организации товаропроводящей сети - коммерческие агенты (национальные, региональные), дистрибьюторы, дилеры.

19. Особенности управления человеческими ресурсами в странах - реципиентах.

20. Особенности финансового и бухгалтерского учета в различных странах.

21. Особенности экономической среды деятельности ТНК.

22. Оценить масштабы деятельности современных ТНК.

23. Перечислите основные преимущества для деятельности ТНК в условиях ЕС.

Сегодня сложилось около 10 различных центров интеграции в мире. Наиболее значимыми из них являются:

1. НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) и ФТАА (Общеамериканская зона свободной торговли);

2. ЕС (Европейский Союз);

3. АТР («Азиатские Тигры» - Япония и наиболее передовые азиатские НИС);

4. СНГ (Россия и бывшие союзные республики);

5. МЕРКОСУР и Андский Союз (южноамериканские торговые блоки).

Три из этих интеграционных центров сегодня являются центрами мирового экономического развития (НАФТА, ЕС и АТР).

Наиболее крупные современные региональные группировки включают в себя десятки стран: так, Африканское экономическое сообщество включает более 30 стран, АТЭС – более 20 стран, ЕС – 15.

Существующие интеграционные группировки возможно на основе уровня их интегрированности (т.е., на каком этапе интеграции они находятся). Такая классификация представлена в табл. 6.4.

Уровень развития интеграционных объединений

Таблица 6.4.

Уровень Наименование интеграционной группировки, год создания, количество стран-участниц
Преференциальное торговое соглашение Соглашение о партнерстве и содружестве между ЕС и странами бывшего СССР, 1994 г. (ЕС, Беларусь, Россия, Казахстан, Украина)
Соглашение об ассоциации с ЕВ, 1991-1995 гг. (постсоциалистические страны Восточной Европы)  
Зона свободной торговли Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), 1960 (было 10 стран Зап. Европы, сегодня осталось 3 страны)
Балтийская ЗСТ, 1993 (Эстония, Латвия, Литва)  
Вышеградская четверка, 1990 (Венгрия, Польша, Чехия, Словения)  
Североамериканская зона свободной торговли – НАФТА, 1994 (США, Мексика, Канада)  
Австралийско-Новозелендское торговое соглашение о углублении экономических связей – АНЦСЕРТА, 1983 (Австралия, Новая Зеландия)  
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), 1989 г., (21 страна)  
Таможенный союз Центральноамериканский общий рынок – ЦАОР, 1961 (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа)
Арабский общий рынок, 1964 (Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен).  
Общий рынок Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), 1960 (11 стран Латинской Америки)
Общий рынок южного Конуса (МЕРКОСУР), 1991 (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай)  
Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ), 1973 (13 государств Карибского бассейна)  
Андская группа, 1969 (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла)  
Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива «нефтяная шестерка», 1981 (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ)  
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), 1967 (7 государств)  
Экономический союз Европейский союз (ЕС), с 1993 (ЕЭС – с 1957 г.), 15 государств
Экономический союз БЕНИЛЮКС, 1948 (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)  
Содружество Независимых Государств (СНГ), 1992 (12 стран)  
Союз Арабского Магриба (САМ), 1989 (Алжир, Марокко, Ливия, Мавритания, Тунис)  
Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА), 1994 (7 стран)  
Сообщество развития юга Африки (ЭКОВАС), 1975 (16 стран)  
Экономическое сообщество стран Центральной Африки (КЭЕАС), 11 стран  

24. Перечислите основные преимущества для деятельности ТНК в условиях АСЕАН.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональное интеграционное объединение десяти государств Юго-Восточной Азии, имеющее десять партнёров по диалогу. АСЕАН активизирует сотрудничество со своими диалоговыми партнерами, стараясь проводить внешнюю политику, основанную на способе лавирования между мощными региональными игроками. Страны Ассоциации активно сотрудничают между собой в политической, экономической областях, деле обеспечения безопасности, сфере защиты прав и свобод человека. Всё большее значение страны-участницы Ассоциации уделяют экономической дипломатии. Всё чаще Ассоциация выступает ядром противостояния давлению со стороны мощных экономических игроков - таких, как Япония и Китай. В геополитическом треугольнике «Китай-АСЕАН-Япония» страны АСЕАН, действуя вместе, чувствуют себя более уверенными и защищёнными, нежели в одиночку. В настоящее время политические круги всех стран АСЕАН почувствовали необходимость сплочения, для того чтобы выработать общую политику противодействия влиянию Пекина и Токио. АСЕАН делает ставку на лавирование в условиях усиления давления со стороны мощных с экономической точки зрения государств. 8 августа 1967 г. Индонезией, Малайзией, Таиландом, Филиппинами и Сингапуром была подписана Декларация Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, что стало точкой отсчёта в истории Ассоциации.

Страны активно взаимодействуют в политической, экономической сферах, деле охраны окружающей среды, предотвращения новых вызовов и угроз, которые несет глобализация. Особенно интересным представляется выявление особенностей дипломатической игры, которую ведут страны-участницы АСЕАН в АТР.

25. Перечислите основные преимущества для деятельности ТНК в условиях МЕРКОСУР.

26. Раскрыть методы анализа рынков.

Методы исследования рынка – это приёмы, процедуры и операции эмпирического, теоретического и практического изучения и анализа маркетинговой среды, в которой существует компания.

Классификация методов исследования по месту проведения:

  • полевые методы исследования – исследование маркетинговой среды в естественных условиях (опросы, тестинги);
  • кабинетные методы исследования рынка;

По соответствию маркетинговым методикам различаю следующие методы исследования рынка:

  • формализованные (стандартизированные) – методы исследования рынка, предполагающие следование жёсткой программе;
  • неформализованные;

Классификация методов исследования рынка по соучастию маркетолога-исследователя в процессе исследования рынка:

  • открытые маркетинговые исследования – традиционные исследования (см. опросы, теснили);
  • тайные маркетинговые исследования – стороннее наблюдение и фиксация поведения объекта, его отношение к субъектам рынка (тайный покупатель, эксперимент, кабинетные исследования);

Классификация методов исследования рынка по частоте применения методов исследования:

  • регулярные исследования;
  • повторные исследования – исследования, проводимые с целью уточнения, подтверждения полученной ранее информации;
  • однократные наблюдения;

По объёму исследования рынка различают методы:

  • сплошные исследования;
  • выборочные исследования;

Классификация методов исследования рынка по способу получения информации:

  • прямые (непосредственные) методы;
  • косвенные (опосредованные);

В зависимости от объекта наблюдения различают методы исследования:

  • исследование внешних маркетинговых объектов;
  • самонаблюдение (например, качество обслуживание клиентов).

По способу получения информации различают следующие методы исследования рынка:

  • опрос – это способ получения информации через выяснение мнений целевой аудитории;
  • наблюдение – это способ получения информации без какого-либо воздействия на объект наблюдения;
  • эксперимент – это такой метод исследования рынка, при котором изучают влияет определенных факторов на реакцию объекта изучения, методом контролируемого изменения одного или нескольких факторов и отслеживанием их влияния на объект изучения;
  • имитационное моделирование – представляет собой метод исследования, с применением заранее разработанной математической модели, адекватно воспроизводящей поведение объекта исследования;
  • метод экспертных оценок — комплекс процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение.

Классификация методов исследования рынка по регулярности привлечения аудитории:

  • случайная выборка – случайным образом выбранные для изучения респонденты, относящиеся к целевой аудитории;
  • аксесс-панель – постоянная база респондентов, участвующих в маркетинговых опросах

По методике сбора данных при проведении маркетинговых исследований методы исследования рынка можно классифицировать на две группы:

  • количественные – методы исследования, основанные на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов;
  • качественные маркетинговые исследования – включают сбор, анализ и интерпретацию данных и проводятся путем наблюдения за взаимодействием субъектов с объектом исследования.

По цели маркетингового исследования рынка различают следующие методы:

  • методы исследования потребностей потребителя;
  • методы исследование реакции потребителя на маркетинговое воздействие (новинка, акция, распродажа);
  • методы исследования восприятия клиента (восприятие бренда, товара, рекламы);
  • методы контроль обслуживания (тайный покупатель, опрос, бальные методы);
  • методы исследование посредников;
  • методы изучение ключевых клиентов;

Определение размеров рынка представляет собой одну из наиболее часто встречающихся задач маркетингового исследования. Говоря о размере рынка, маркетологи и менеджеры по маркетингу чаще всего используют термин «емкость рынка».

В маркетинге различают два уровня емкости рынка: потенциальную и реальную емкость.

Потенциальная емкость рынка представляет собой максимально высокий объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные потребители приобретают исходя из максимально возможного уровня потребления. Потенциальная емкость в большинстве случаев - недостижимая (гипотетическая) величина, поскольку не все потенциальные потребители приобретают товар, а те кто приобретает его, имеют реальные финансовые ограничения (ограниченную платежеспособность).

Реальная емкость рынка оценивается как достижимый фактический объем продаж анализируемого товара (то есть объем платежеспособного спроса на товар) при определенных условиях. Чаще всего маркетологи пытаются определить значение именно реальной емкости рынка. Реальную емкость рынка, как правило, определяют в короткой ретроспективе, то есть за прошлые периоды времени (обычно за истекший год). В этом случае замеряется фактический объем потребления товара или услуги. Другой вариант оценки реальной емкости рынка – определение прогнозных значений этого показателя на определенную перспективу (до конца текущего года, на год, два, три года вперед).

27. Раскрыть сущность видов политики в области производства продукции.

28. Раскрыть этапы эволюции процесса транснационализации мировой экономики.

29. Современные стратегии ТНК на рынках.

30. Стандартные меры МНК по предотвращению конфликтов с государствами.

31. Сущность и преимущества международного неттинга.

32. Сущность корпоративной культуры и ее типология.

33. Сущность понятия и критерии классификации ТНК.

34. Сущность стратегического планирования в международной компании.

35. Типичные пути преодоления ограничений бизнеса в странах реципиентах.

36. Факторы, влияющие на расширение возможностей деятельности ТНК в условиях международной экономической интеграции государств.

37. Формальные и количественные методы стратегического анализа.

38. Элементы стратегического плана зарубежной деятельности ТНК.

Наши рекомендации