Анализ прибыли в торговой организации и организации оп
В современных условиях важнейшей задачей торговых организаций является получение прибыли в объеме, достаточном для дальнейшего развития, решения производственных и социальных задач. Решение этой задачи возможно при условии эффективного управления процессом формирования прибыли. Механизм управления прибылью включает следующие элементы:
1) учет и экономический анализ прибыли и рентабельности;
2) экономически обоснованное прогнозирование и планирование прибыли и других финансовых показателей;
3) разработку конкретных мероприятий по достижению целевого объема прибыли;
4) организацию действенного контроля за выполнением разработанных мер и принятие соответствующих управленческих решений в зависимости от изменяющейся хозяйственной ситуации.
Исходной информацией для анализа прибыли служит бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность:
- бухгалтерский баланс,
- отчет о прибылях и убытках (приложение 2 к бухгалтерскому балансу),
- отчет об изменении капитала (приложение 3 к бухгалтерскому балансу),
- основные сведения о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности (1-У),
- отчет о финансовых результатах (5-ф),
- отчет о составе средств и источниках их образования (2-ф),
- отчет об использовании денежных средств (1-ф),
а также данные оперативного и управленческого учета, другие источники учетной и не учетной информации.
Основной целью анализа является выявление неиспользованных резервов увеличения прибыли.
В процессе анализа прибыли решаются следующие задачи:
1) устанавливается степень выполнения плана по общей сумме прибыли и в разрезе ее видов, а также структурных подразделений и отраслей деятельности;
2) определяется динамика суммы прибыли по организации в целом и в разрезе структурных подразделений и отраслей деятельности;
3) производится расчет и оценка влияния основных факторов на сумму прибыли;
4) изучаются пропорции и конкретные направления использования и распределения прибыли, и оценивается их эффективность.
Анализ прибыли проводится в определенной последовательности. Сначала производится оценка состояния и динамики общей суммы прибыли в целом по торговой организации, затем в разрезе структурных подразделений и видов деятельности. При этом особое внимание следует уделять опыту работы тех структурных подразделений, которые достигли высоких финансовых результатов, а также предприятий, допустивших снижение прибыли или убытки. С этой целью составляют аналитические таблицы с использованием метода группировок (по прибыли на одного работника, на одно место, на один квадратный метр торговой площади и др.) Анализ прибыли за год дополняют изучением ее по кварталам и месяцам, оценкой влияния факторов на эти показатели.
При изучении динамики прибыли исчисляются базисные и цепные темпы роста (снижения). Проводится сравнение прибыли данной организации с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми показателями.
При анализе прибыли широко используются экономико-математические, экономико-статистические и другие методы. Для оценки и учета влияния факторов большое распространение получил корреляционно-регрессионный анализ. В уравнение множественной регрессии наиболее целесообразно включать такие факторы как товарооборот, производительность и эффективность труда, фондоотдачу, товарооборачиваемость, средний уровень торговых надбавок. Возможен и другой набор факторов. Сравнение рассчитанных показателей с фактическими позволяет выявить резервы повышения эффективности хозяйствования.
Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Руководство организации может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета, управленческого и оперативного анализа, проводимого для целей управления.
Важным этапом анализа является оценка влияния факторов на прибыль. На прибыль влияет множество факторов. Их можно разграничить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся экономическая ситуация в стране, уровень развития экономики, обеспеченность продовольственными ресурсами, меры государственного регулирования деятельности организаций, инфляция, изменение тарифов, ставок, торговых надбавок и др.
Внутренние факторы являются объектом управления самой организацией и непосредственно отражаются на результатах деятельности и коммерческой (деловой) активности субъекта. К ним относятся: объем, состав, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, уровень расходов на реализацию товаров, система материального стимулирования труда работников и др.
В процессе анализа определяется прежде всего влияние факторов, формирующих прибыль. Это объем товарооборота, уровень доходов и расходов на реализацию товаров, уровень отчислений, уплачиваемых из дохода, прибыль от операционной деятельности и внереализационных операций. При этом первые четыре фактора определяют величину прибыли от основной деятельности – прибыль от реализации, а остальные два – общую величину прибыли по организации.
Совокупное влияние всех факторов должно соответствовать сумме отклонений прибыли отчетного периода от суммы ее в базисном периоде. Следует отметить, что товарооборот и доход от реализации оказывают на прибыль прямо пропорциональное влияние, а расходы и отчисления от доходов – обратно пропорциональное.
Влияние изменения структуры товарооборота определяется методом процентных чисел. По каждой товарной группе определяются отклонения в структуре товарооборота в отчетном году от прошлого периода.
Анализ операционных и внереализационных расходов и доходов проводят по отдельным их видам, уделяя особое внимание изучению причин образования внереализационных и операционных расходов и разрабатывают меры по их сокращению и предупреждению.