Налоговый контроль: общие требования, предъявляемые к протоколу; оформление результатов проверки

Любые контрольные мероприятия должны протоколироваться (осмотр, экспертиза и т.д).

В протоколе указываются:1) его наименование; 2) место и дата производства конкретного действия; 3) время начала и окончания действия; 4) должность, ФИО лица, составившего протокол; 5) ФИО каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком; 6) содержание действия, последовательность его проведения; 7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Протокол подписывается составившим его ДЛ налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и др. материалы, выполненные при производстве действия. После окончания проверки составляется акт подписываемый ДЛ органа проводившими проверку, а так же проверяемыми лицами. В случае отказа проверяемых лиц в нем делается соотв. запись. Требования к акту установлены МинНиС: указание документально подтвержденных фактов правонарушения, выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений и применению санкций.

Общие правила оформления протоколов:

-Протокол составляется в случаях, прямо предусмотренных НК.

-Протокол ведётся на русском языке.

Оформление результатов налоговой проверки:

По результатам выездной налоговой проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными Дл нал. органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. В случае выявления нарушений зак-тва о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки Дл нал. органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении кот. проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении кот. проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки указываются:1) дата акта нал. проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку; 2) полное и сокращенное наименования либо ФИО проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения; 3) ФИО лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют; 4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки); 5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки); 6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки; 7) период, за который проведена проверка; 8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка; 9) даты начала и окончания налоговой проверки; 10) адрес места нахождения организации или места жительства ФЛ; 11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки; 12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; 13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений . Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются ФОИВ, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Акт налоговой проверки дб вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства ФЛ. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6 день считая с даты отправки заказного письма. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

53. Налоговый контроль: производство по делу о налоговом правонарушении;

Материалы проверки рассматриваются рук.\зам. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии ДЛ организации-налогоплательщика либо ИП или их представителей.

По результатам рассмотрения материалов - решение:1) о привлечении к ответственности; 2) об отказе в привлечении к ответственности; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства правонарушения, документы и иные сведения, которые их подтверждают доводы, налогоплательщиком в свою защиту, и результаты их проверки. На основании решения о привлечении налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его предст. под расписку или передаются иным способом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, ФЛ или ДЛ налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к ад. от. Рассмотрение дел в соответствии с административным законодательствэом.

Производство по делам, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.

Отличие: 1.на основе обнаружения фактов которые свидетельствуют о нарушении лицом налог. зак-ва. 2. В начале составляется акт. Подписывается лицом совершившим правонар., при отказе в подписи в акте делается соответствующая запись в этом акте.

Содержание акта: факты нарушения законодат., выводы ДЛ и его предложения по устранению нарушения и применению санкций, акт вручается лицу под расписку, лицо в случае несогласия с фактами акта в 2 недели со дня получения должен представить в нал. Орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт, или же возражения по акту в целом, а так же передать док-ты которые обосновывают его возражения. По истечению этого срока в теч не более 14 дней руководитель органа рассматривает акт и док-ты.

По результатам рассмотрения акта выносится решение. А далее процедура такая же.

Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах:

1.Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном Гл. 14, 15 НК.

2.Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным зак-твом РФ.

Налоговый контроль: налоговая тайна; недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля; порядок взыскания налоговых санкций; издержки, связанные с осуществлением налогового контроля

Налоговая тайна.Налоговый орган получает очень большое количество ценной информации. Законодатель устанавливает процедуру охраны информации, те налоговый орган не в праве раскрывать информацию которую он собирает в процессе налогового контроля.любая информация которую собирают налоговые органы, органы н. полиции, внебюджетных фондов, таможенных органов в процессе контрольных мероприятий – налоговая тайна.

В налоговую тайну не входят – информация об ИНН, о соверш. налоговых правонарушениях и др. Органы несут ответственность за разглашение н. тайны в гражданско правовом порядке – возмещение убытков налогоплательщику (за счет казны).

Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля:

При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их ДЛ при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями ДЛ налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

Порядок взыскания налоговой санкции:

1.решение о привлечении к ответственности,

2.предложение добровольно уплатить сумму санкций, при отказе, или пропуске срока уплаты,

3.обращение в суд с исковым заявлением и решением налог. органа а так же другими материалами дела полученными при проверке (ИП – арбитраж, ФЛ – общая юрисдикция). Налог орган одновременно может направить ходатайство в порядке ГПК или АПК.

Издержки: Переводчики, специалисты и эксперты - вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные (в связи с явкой в налог орган). Свидетелям - расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы. Понятые - понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Суммы выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей. Порядок выплаты и размеры сумм устанавливаются Правительством и финансируются из фед. бюджета.

Наши рекомендации