Формирование активов связано с тремя основными этапами развития предприятия
Сущность и значение управления активами предприятия
Для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятию необходимы различные виды активов, которые отражаются в денежной форме в бухгалтерском балансе. Активы позволяют предприятию осуществлять хозяйственную деятельность, производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. Объем, состав и структура активов, оказывают непосредственное влияние на формирование конечных финансовых результатов. Состав, структура и величина активов зависят от масштаба хозяйственной деятельности, вида экономической деятельности, диверсификации производства, специфики производственного процесса и многих других особенностей.
Все активы можно подразделить на две части: а) средства производства; б) предметы труда. Активы в форме средств производства имеют особое значение для хозяйственной деятельности, так как они выступают основным орудием производства продукции, выполнения работ и, отчасти, для оказания услуг. Активы в форме предметов труда создают возможности для производства и реализации, так как служат исходным материалом для изготовления конечной продукции.
Активы — это имеющиеся ресурсы предприятия, которые используются в финансово-хозяйственной деятельности для достижения поставленной цели, и отражаемые соответствующим образом в бухгалтерском балансе.
Управление активами - это постоянный процесс анализа, прогнози-рования, планирования, организации, регулирования и контроля формирования и использования ресурсов предприятия.
Активы как объект финансового управления имеют свои особенности.
В частности, необоротные активы характеризуются такими преимуществами по отношению к оборотным активам:
а) длительностью применения по сравнению с оборотными активами, что обусловливает физический и моральный износ, необходимость их амортизации и формирования амортизационного денежного потока;
б) они меньше подвергаются влиянию инфляции, чем оборотные активы;
в) под влиянием инфляции их стоимость может расти быстрее, чем
рост ценовой инфляции;
г) могут стабильно приносить прибыль довольно длительное время, особенно при благоприятных условиях функционирования этих активов.
В то же время необоротные активы имеют ряд недостатков:
а) низкую маневренность;
б) невозможность быстрого изменения структуры вложения средств;
в) низкий уровень ликвидности;
г) неспособность формировать устойчивый поток платежей при ухудшении финансового положения предприятия.
Оборотные активы как объект финансового управления имеют такие преимущества и недостатки по отношению к необоротным активам,
К преимуществам относится:
а) высокая ликвидность;
б) возможность формировать стабильный денежный поток при снижении платежеспособности предприятия;
в) возможность существенного ускорения оборачиваемости и на этой основе значительная экономия средств.
К недостаткам следует отнести:
а) сильная зависимость от инфляционных процессов;
б) дополнительные затраты по созданию запасов, в связи с необходимостью хранения материальных оборотных активов;
в) необходимость делать запасы в связи возможностью нарушения поставок из-за особенностей производственного и технологического процесса, а также влияния множества внешних факторов;
г) формирование значительной части финансовых рисков предприятия.
Управление активами включает два основных направления:
1) формирование активов;
2) использование активов.
Формирование активов связано с тремя основными этапами развития предприятия.
1. Создание нового предприятия. Формируемые на этом этапе активы определяются размером стартового капитала предприятия, условиями генерирования прибыли, скоростью оборота активов, уровнем их ликвидности.
2. Расширение, реконструкция и модернизация действующего пред-приятия. Этот этап осуществляется в соответствии со стратегией развития предприятия и с учетом возможностей формирования инвестиционных ресурсов.
3. Формирование новых структурных единиц действующего пред-приятия. Этот процесс осуществляется путем формирования новых струк-
ИЗ
2) плановый среднегодовой объем операционных активов предприятия -13000 тыс. гр.;
3) фактический объем реализации продукции предприятия за год
19680 тыс. гр.;
4) плановый объем реализации продукции предприятия за год -21 /оУ тыс гр» 5
РешеииеЮпределяем фактический период оборота операционных активов предприятия = 12800 х 365 I 19680 ~~ -237,4 дня.
Определяем плановый период оборота операционных активов предприятия = 13000 х 365 : 21760 = 218,1 дня.
Определяем плановый дневной объем реализации продукции предприятия
= 21760 : 365 = 59,6 тыс. гр.
Рассчитываем размер экономии величины операционных активов за счет ускорения их оборачиваемости = (237,4 - 218,1) х 59,6 = 1150,28 тыс. гр.
Таким образом, за счет ускорения оборачиваемости материальных оборотных активов предприятие смогло обеспечить экономию средств в размере 1150,28 тыс. гр. Такая экономия позволяет увеличить производство продукции, не прибегая к дополнительному финансированию производственного процесса, отвлечения денежных средств с других направлений финансово-хозяйственной деятельности.