Обеспечение финансовой устойчивости платежеспособности страховщиков
Финансовая устойчивость страховщика - сохранение оптимального качественного и количественного состояния активов и обязательств, позволяющее страховой организации обеспечить бесперебойное осуществление своей деятельности и ее развитие. Внешним проявлением финансовой устойчивости страховой организации является ее платежеспособность - способность страховщика исполнить обязательства по выплате страховой суммы или страхового возмещения страхователю или застрахованному лицу по договорам страхования.
Гарантиями финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний являются:
1. Наличие оплаченного УК не ниже установленного законодательством размера. Обеспечивает финансовую устойчивость на момент создания и начальный период деятельности. Он может быть использован для обеспечения уставной деятельности, для покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений.
2. Страховые резервы - не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты. Страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.
3. Система перестрахования – создаются дополнительные гарантии финансовой устойчивости.
4. Соблюдение нормативных соотношений между активами и обязательствами. Маржа платёжеспособности (МП)= УК+ДК+РК+Нераспр Приб отч года и прошлых лет – Непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет – Задолженности участников по взносам в УК – Собственные акции, выкупленные у акционеров – НМА – ДЗ, сроки погашения которой истекли.
5. Соблюдение норматива максимальной ответственности за принятие на страхование отдельного риска.(не более 10% собственных средств страховщика по договору страхования отдельного риска)
6. Инвестиционная политика - влияет на платежеспособность и на финансовую устойчивость – должны соблюдаться условия диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
Билет 27.
4. Нормативно-правовое регулирование обязательного страхования в РФ.
1. ГК РФ
2. НК РФ
3. Кодекс торгового мореплавания РФ
4. Воздушный кодекс РФ
5. ФЗ "Об организации страхового дела в РФ"
6. ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
7. ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
8. ФЗ "Об ОМС в РФ"
9. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
10. ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
11. ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
12. ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
13. Указ Президента РФ "Об обязательном личном страховании пассажиров"
5. Принципы инвестиционной деятельности страховых компаний в РФ.
Инвестиции в страховом бизнесе осуществляются за счет резервов. Для обеспечения своевременной выплаты клиентам страховщики должны соблюдать принципы инвестиционной деятельности:
1. Принцип диверсификации - инвестор использует широкий спектр вложений средств для уменьшения возможного риска.
2. Принцип возвратности - инвестор должен вкладывать средства таким образом, чтобы вложенные средства были возвращены.
3. Принцип доходности – страховая компания должна получить от вложений максимальный доход. В настоящее время наиболее доходными являются государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ и др.) Однако их приобретение в большом количестве создает опасность, так как при снижении их доходности в будущем страховая компания может не получить доход от других эффективных вложений, так как будет нарушен принцип диверсификации.
4. Принцип ликвидности - возможность быстрой реализации инвестиционных активов с целью получения денежных средств и обеспечения выполнения обязательств по страховым выплатам.
Для реализации этих принципов в страховой практике используется набор методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, нашедших отражение в Правилах размещения страховых резервов, утвержденных приказом Минфин РФ.
6. Прогнозирование РЗУ и РПНУ.
Страховые резервы - денежные средства страхового фонда, который страховщик формирует из страховых взносов (страховой премии), которые платит страхователь по договору страхования.
Резервы убытковформируются страховой организацией для аккумуляции средств по предстоящим страховым выплатам, когда страховая компания знает, что страховой случай уже произошел, и страховые выплаты обязательно будут.
РЗУ– оценка выплат страховщика после отчетной даты по уже известным (к отчетной дате) страховым случаям.
РПНУ – оценка выплат страховщика после отчетной даты по страховым случаям, которые произошли до отчетной даты, но об этих страховых случаях страховщику не было сообщено до отчетной даты.
Сумма РЗУ определяется по каждой неурегулированной претензии, поданной в установленном порядке. РЗУ изменяется случайным образом, определить его прогнозное значение можно только исходя из статистических данных работы компании за предшествующие периоды,: РЗУ=dp*П, где dp - доля РЗУ по отношению к собранной премии в среднем за предыдущие кварталы, П – период прогнозирования.
РПНУ определяется в % (10%) к собранной страховой премии за 4 предшествующих отчетных квартала.
Билет 28.
4. Закон об организации страхового дела в РФ.
Центральным законодательным актом, регулирующим страхование в РФ, является Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ».
В настоящее время действует в редакции от 7 марта 2005 года «О внесении изменений в закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ» от10.12.2003.
ФЗ регулирует отношения в области страхования непосредственно между страховой организацией и гражданином, предприятием, учреждением, организацией, отношений страховых организаций друг с другом, а также устанавливает ряд определенных принципов государственного регулирования страховой деятельности. Также в ФЗ даются основные страховые определения.
Действие ФЗ распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования этих отношений и не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов ФЛ в банках.
5. Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.
Финансовая устойчивость страховщика - сохранение оптимального качественного и количественного состояния активов и обязательств, позволяющее страховой организации обеспечить бесперебойное осуществление своей деятельности и ее развитие. Внешним проявлением финансовой устойчивости страховой организации является ее платежеспособность - способность страховщика исполнить обязательства по выплате страховой суммы или страхового возмещения страхователю или застрахованному лицу по договорам страхования.
Гарантиями финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний являются:
1. Наличие оплаченного УК не ниже установленного законодательством размера. Обеспечивает финансовую устойчивость на момент создания и начальный период деятельности. Он может быть использован для обеспечения уставной деятельности, для покрытия расходов по страховым выплатам в случае недостаточности страховых резервов и страховых поступлений.
2. Страховые резервы - не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты. Страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам.
3. Система перестрахования – создаются дополнительные гарантии финансовой устойчивости.
4. Соблюдение нормативных соотношений между активами и обязательствами. Маржа платёжеспособности (МП)= УК+ДК+РК+Нераспр Приб отч года и прошлых лет – Непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет – Задолженности участников по взносам в УК – Собственные акции, выкупленные у акционеров – НМА – ДЗ, сроки погашения которой истекли.
5. Соблюдение норматива максимальной ответственности за принятие на страхование отдельного риска.(не более 10% собственных средств страховщика по договору страхования отдельного риска)
6. Инвестиционная политика - влияет на платежеспособность и на финансовую устойчивость – должны соблюдаться условия диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.
6. Непрерывное увеличение объема страховой премии.
Рост страховой премии важен для страховых организаций, так как у них достаточно велик удельный вес постоянных расходов и они имеют возможность воспользоваться эффектом операционного рычага.
ЭОР=(П-FC/Пр), где П –объём премий, Пр-прибыль, FC-постоян затраты.
Кроме того высокие темпы инфляции предполагают увеличение премий, а большая страховая премия является непременным условием успешной конкуренции.
При расчете прогнозных данных по объему поступлений страховых взносов учитывается необходимость расширения видов и объема страховых услуг, достижения оптимального уровня рентабельности, а также возможности и особенности страхового рынка региона.
Объем платежей страховой организации определяется как количеством договоров в ее портфеле, так и ассортиментом проводимых видов страхования, который определяет потенциальных страхователей и тем самым экономическую базу страхования (стоимость имущества, страховую сумму, число договоров, страховой платеж).
Показатель объема страховых платежей лежит в основе всего процесса планирования страховой организации. При планировании объема страховых платежей используются показатели среднего платежа, средней страховой суммы, количества действующих договоров, эффективности работы страховых агентов.
Планирование производится по каждому виду страхования в отдельности, поскольку вид страхования ориентирован на определенного потребителя и имеет свои особенности, определяющие объем страховых платежей.
При планировании объемов страховых премий вначале производится анализ факторов, влияющих на объем, определяется ожидаемые поступления платежей в текущем году.
Производится расчет поступаемых платежей в планируемом периоде и затем осуществляется распределение заданий по филиалам, страховым агентам. Объем страховой премии зависит от количества заключенных договоров и от среднего платежа на один договор. Q=N*U, где N-количество договоров, U-средний платеж на один договор. Объем премий может увеличиваться при уменьшении количества заключенных договоров, особенно это характерно в условия инфляции.
Билет 29.
4. Взаимосвязанные задачи управления страховой компанией.
Страховая компания находится во взаимодействии со страховым рынком, рынком капиталов, валютным рынком, денежным рынком и подвержена влиянию внутренних факторов и внешних экономических условий. Поэтому ее руководители должны решать следующие взаимосвязанные задачи :
- обеспечение приемлемой доходности страховых операций и инвестиционной деятельности;
- непрерывное увеличение объема страховой премии;
- выполнение обязательств по возмещению ущерба перед страхователями;
В настоящее время российские страховые компании решают следующие взаимосвязанные задачи:
- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков;
- обеспечение приемлемой доходности страховых операций и инвестиционной деятельности
5. Методы распределения заданий по увеличению объема собранной премии между страховыми агентами.
1.поровну между всеми агентами исходя из размера страхового поля.
Определяется сумма планового прироста на единицу свободного страхового поля в среднем по филиалу, а затем полученная величина умножается на свободное страховое поле по участку каждого страхового агента.
Плановый прирост на единицу свободного страх поля = прирост на квартал/ свободное страховое поле
Плановый прирост агенту = Плановый прирост на единицу свободного страх поля * свободное страховок поле ( резерв) этого агента.
2.на основе коэффициента использования резервов.
А)Средняя страховая cумма по договорам, заключенным в планируемом квартале истекшего года в % к показателю по филиалу = средняя страховая сумма по договорам, заключенная в планируемом квартале истекшего года в расчете на один договор/среднюю страховую сумму по договорам, заключенным в планируемом квартале истекшего года всего по филиалу * 100%
Б) Коэф-т использования резервов (КИР) = уровень развития * Средн. страх. сумма по договорам, заключенным в планируемом квартале истекшего года в % к показателю по филиалу
В) Прирост на квартал по каждой бригаде определяется исходя из общего прироста по филиалу.
КИР по филиалу * на прирост в целом по филиалу = постоянная величина
Постоянная величина / коэф-т использования резервов по каждой бригаде страх. агентов = прирост по каждой бригаде.
6. Стабилизационный резерв.
Необходимость формирования стабилизационного резерва обусловлена наличием по отдельным видам страхования неравномерного распределения убытка во времени.
Стабилизационный резерв является оценкой обязательств страховщика, связанных с осуществлением будущих страховых выплат в случае образования отрицательного финансового результата от проведения страховых операций в результате действия факторов, не зависящих от воли страховщика, или в случае превышения коэффициента состоявшихся убытков над его средним значением.
Коэффициент состоявшихся убытков рассчитывается как отношение суммы произведенных в отчетном периоде страховых выплат по страховым случаям, произошедшим в этом периоде, резерва заявленных, но неурегулированных убытков, и резерва произошедших, но незаявленных убытков, рассчитанных по убыткам, произошедшим в этом отчетном периоде, к величине заработанной страховой премии за этот период.
Билет 30.
4. Обеспечение премиальной доходности страховых операций и инновационной деятельности.
Выручка страховщика формируется за счет поступлений страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы (кроме резерва предупредительных мероприятий) и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.
Прочие поступления от страховой деятельности включают: доходы, полученные от размещения страховых резервов и других средств; суммы полученных доходов, начисленных на депо премий по рискам, принятым в перестрахование.
Доходы от иной деятельности: прибыль от реализации основных фондов, материальных ценностей и прочих активов; доход от сдачи имущества в аренду.
Показатели относительной доходности страховой деятельности: финансовый результат страховой деятельности включает два элемента:
-прибыль (убыток) страховщика и прирост резерва взносов;
-рентабельность страховых операций (отношение балансовой прибыли по всем операциям без доходов от инвестиций и от прочей деятельности к премиям по прямому страхованию и перестрахованию. Должна быть больше или равна уровню, предусмотренному страховыми тарифам).
*Рентабельность инвестиций - это отношение доходов от инвестиционной деятельности к ликвидным активам; *Рентабельность активов = отношению балансовой (чистой) прибыли к общим активам.
5. Маркетинг в страховой деятельности.
Маркетинг в страховании включает планирование, ценообразование, рекламирование, организацию сети продвижения страховых полисов на основе реального и потенциального спроса на страховые услуги.
Концепция - страхователь должен быть удовлетворен компанией, чтобы он продолжал взаимоотношения с ней в дальнейшем. Удовлетворение страховых интересов клиентов является экономическим и социальным обоснованием существования страхового общества.
Страховые компаний ориентируются с точки зрения маркетинга на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий отдельных видов страхования к неудовлетворенным и потенциальным страховым интересам.
Маркетинг страховщика включает элементы:
-изучение потенциальных страхователей;
-изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования;
-анализ собственно рынка страховой компании;
-исследование продукта (вида страховых услуг);
-анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту;
-изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции;
-исследование рекламной деятельности;
-определение наиболее эффективных способов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту.
Практический маркетинг страховщика опирается на принципы:
-глубокое изучение конъюнктуры страхового рынка;
-сегментация страхового рынка (выделение секторов личного и имущественного страхования);
-гибкое реагирование на вопросы страхователей;
-инновация (постоянное совершенствование модификации, приспособление страховых продуктов к требованиям рынка).
6. Рисковая надбавка. Методы определения в рисковых видах страхования.
Рисковая надбавка - метод обеспечения финансовой устойчивости результатов страховых операций путем включения в страховые тарифы соответствующей дополнительной суммы для создания фонда страхования в размерах, обеспечивающих выплату страхового возмещения при повышенных убытках при наступлении страхового случая.
Цель рисковой надбавки – вводится для того, чтобы учесть вероятные превышения количества страховых случаев относительно их среднего значения.Методы расчета рисковой надбавки:
1. Расчет рисковой надбавки для каждого риска :
Если известно СКО вероятности sp , то рисковая надбавка:
, где Тон – нетто – ставка, g – коэффициент, зависящий от гарантии безопасности Y (требуемая вероятность, с которой собранных взносов должно хватить на страховые выплаты по всем страховым случаям).
2. Расчет рисковой надбавки производится по нескольким видам рисков.
, где Н – коэффициент вариации страхового возмещения, То – нетто – ставка, а (g) – коэффициент, зависящий от гарантии безопасности у.
3. В некоторых случаях размер рисковой надбавки определяется экспертно в % от основной части нетто-ставки.