ТЕМА 2. Механизм банковского менеджмента

Чтобы обеспечить оптимальность функционирования КБ с учетом его постоянной ликвидности, используются институты, характеризующие взаимосвязь между средствами, наличием рыночной инфраструктуры и их оптимальным сочетанием. Для достижения такой взаимосвязи используется банковский механизм - это три взаимосвязанных звена:

1) Внутрибанковское управление

2) Управление операциями

3) Управление персоналом

Использование банковского механизма предусматривает решение конкретных банковских, финансовых и социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и направленных на получение прибыли. Банковский механизм обусловлен деятельностью КБ, когда его управление и специфическое функционирование получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Рассматривая основные звенья банковского механизма, можно выделить основные принципы характеризующую каждую из них.

1. Звено внутрибанковского управления строится на принципах:

1) Централизация (децентрализация) в управлении

2) Сочетание централизации и децентрализации

3) Ориентация на долгосрочные цели развития

4) Партисипативный метод-участие персонала в управлении

2. Функции, свойственные звену:

1) Маркетинг

2) Планирование и прогнозирование

3) Организация

4) Контроль и учёт (внутренний аудит)

3. Банковские методы, свойственные звену:

1) Проведение активных и пассивных банковских операций

2) Внутрибанковский расчёт

3) Процентная политика

4) Выработка банковской стратегии, политики и их основных элементов

Содержание каждого из трёх разделов, составляющих первое звено, предопределяет успешное функционирование КБ. Характеризуя принципы, можно отметить, что:

1) Принцип централизации означает формирование основных стратегических целей в банковской политике на уровне высшего звена

2) Принцип децентрализации характеризует разработку конкретных целей и элементов политики на уровне отделов или департаментов КБ

3) Принцип сочетания централизации и децентрализации содержит разграничение полномочий между высшим и средним звеньями во внутрибанковском управлении.

4) Принцип на долгосрочные цели означает, что внутрибанковское управление ориентируется на длительную перспективу и его цели носят долгосрочный характер.

5) Демократизация управления обосновывает смысл участия персонала в управлении КБ, перспективность процесса, перечень проблем, решаемых с их участием.

Определяя функции внутрибанковского управления, регламентируют следующие их составляющие:

1) Функция маркетинга — рассмотрение рынка, спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах

2) Функция планирования и прогнозирования — включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайший и перспективный периоды

3) Функция организации — разработка такой структуры КБ и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии КБ

4) Функция контроля и учёта — постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит с целью поддержания оптимальной ликвидности.

Банковский метод определяет:

1) Характеристика активных и пассивных операций предполагает рассмотрение основных операций КБ

2) Внутрибанковский расчёт-организация расчётов операций внутри КБ между его различными отделами и подразделениями.

3) Процентная политика рассматривается как важный элемент банковских методов, зависящих от активности проводимых операций и установивших размер процентов по активности и пассивности деятельности.

4) Банковская стратегия и политика-система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы её реализации.

Составляющие элементы политики и стратегии:

1) Маркетинг

2) Процентная политика

3) Расширение зарубежной деятельности

4) Информационное обеспечение

Разработка научно-технической политики КБ означает организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг.

Разработка новых банковских продуктов — конкретная разработка наиболее актуальных услуг и продуктов среди различных категорий физических и юридических лиц на конкретном рынке.

Организация их деятельности — организация специальных подразделений, обеспечение персоналом информацией и технической базой для проведения НИС работ.

Закономерности банковского менеджмента– объективные, устойчивые, общие и повторяющиеся связи между явлениями, процессами, категориями менеджмента.

Система закономерностей банковского менеджментасостоит в следующем:

Соответствие организации и управления состоянию развития общества.

Эта закономерность отображает объективный характер формирования систем управления соответственно условиям функционирования экономики страны. В связи со становлением рыночных отношений в экономике Украины организация и управление предприятиями должны основываться на общепризнанных в мире основах менеджмента.

Наши рекомендации