Максимизация ценности для собственников

Современная экономическая наука и практика опирается на основополагающий принцип, который заключается в том, что основной целью существования любого коммерческого предприятия является максимизация ценности его собственного капитала.

Субъекты, формирующие собственный капитал, который по определению является наиболее рисковым, дают начало новому бизнесу. Тогда как доходы иных участников бизнеса, предоставивших капитал в других формах (займы, кредиты, облигации), более-менее гарантированы и постоянны, доход собственника не гарантирован и не постоянен. Поскольку собственники несут наибольшие риски, они должны больше других выигрывать в результате роста бизнеса компании.

ПРИЧИНЫ ВЫБОРА ИМЕННО ЭТОЙ ЦЕЛИ.

Те, кто возражает против того, что рост собственного капитала компании является основной целью ее деятельности, предложили несколько альтернативных вариантов.

- Максимизация прибыли;

- Максимизация прибыли в расчете на акцию (EPS – earnings per share);

- Максимизация доходности собственного капитала (ROE).

К сожалению, все вышеуказанные альтернативные варианты страдают от существенного числа недостатков, не позволяющих им стать основополагающими целями деятельности бизнеса.

К примеру, максимизация прибыли – очень ограниченная цель. Она не принимает в расчет долгосрочную перспективу развития компании. Иногда возможно добиться максимизации прибыли в конкретном году, занимаясь видами деятельности, убыточными для бизнеса в долгосрочном периоде. Таким образом, компания максимизирует прибыль текущего года, уменьшив прибыли следующих лет. В качестве основной цели деятельности максимизация прибыли не позволяет корректно учесть время.

Она также не принимает в расчет риски, связанные с потоком доходов. Иногда возможно увеличить прибыли, участвуя в высокорисковых венчурных проектах или используя высокорисковые методы привлечения финансовых ресурсов, однако это может привести, в конце концов, к банкротству компании.

Другая сложность в использовании принципа максимизации прибыли как основополагающего для компании заключается в том, что прибыль измеряется в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Прибыли в отчете компании могут изменить свое значение, если изменятся правила расчета амортизации или учета запасов.

Максимизация ценности капитала акционеров – это менее ограничительная задача, чем максимизация цены акции. Последняя требует наличия эффективного рынка.

Наконец, прибыли измеряются в абсолютных величинах, например, долларах или евро. Обычно отчетная прибыль крупных фирм выше, чем прибыль относительно небольших компаний.

Значит ли это, что более крупные фирмы также более успешны? Конечно, нет. В данном случае лучше использовать показатель прибыли на акцию или прибыли как процента от суммы, инвестированной в компанию ее акционерами.

Таким образом, максимизация показателя дохода в расчете на акцию (Earnings per Share, EPS) или доходности акционерного (собственного) капитала (Return on Equity, ROE) является более приемлемой целью бизнеса. К сожалению, EPS и ROE, основываясь на показателе бухгалтерской прибыли текущего года, страдают от целого ряда недостатков, отмеченных выше.

Итак, максимизация ценности для собственников оправдывает себя в качестве основной цели деятельности бизнеса. В отличие от бухгалтерской прибыли, расчет здесь не ограничивается одним периодом. Богатство акционеров определяется рыночной ценой обыкновенных акций компании. В экономиках с развитыми финансовыми рынками рыночная цена обыкновенной акции компании обусловлена соотношением спроса и предложения миллионов инвесторов. При этом информация о компании может быть получена в любое время и в доступной форме, инвестору нет нужды разбираться в финансовой отчетности. Существуют серьезные доказательства тому, что цены на обыкновенные акции на развитых финансовых рынках в большой степени коррелируют с будущим изменением денежных потоков фирмы и связанными с этим рисками. Соответственно, задача максимизации богатства акционеров принимает в расчет фактор времени и фактор риска, связанного с получением денежных потоков от функционирования бизнеса.

1) Игнорирует ли принцип максимизации богатства акционеров интересы других заинтересованных в бизнесе сторон – сотрудников компании, инвесторов, предоставивших заемный капитал, владельцев привилегированных акций, клиентов и государства? Безусловно, нет.

Важно понять, что богатство акционеров основано на долгосрочном процветании бизнеса. Краткосрочные меры по увеличению текущих доходов за счет выпуска менее качественных товаров и отказа от предоставления сервисных услуг клиентам губительны для долгосрочного развития бизнеса. Только те компании, которые предоставляют клиентам удовлетворяющее их качество выпускаемых товаров и необходимый объем сервисных услуг, смогут остаться жизнеспособными в долгосрочной перспективе.

Компании, находящиеся в постоянных разногласиях со своими сотрудниками, не смогут успешно существовать. Успешные компании постоянно мотивируют своих сотрудников и способны максимизировать ценность для собственников. Компании, испытывающие финансовые затруднения, могут уклоняться от этого, обеспечивая себе выживание в текущий момент.

2) Стоит отметить, что компании, старающиеся достичь целей, отличных от максимизации богатства собственников, не могут долго оставаться в бизнесе. Социалистический эксперимент с государственной собственностью на предприятиях, которые ставили своей целью максимизацию занятости населения (в странах бывшего СССР, Индии, Китае) закончился абсолютным поражением. Эти предприятия теряли огромные средства, являясь брешью в государственной казне. Они либо неизбежно ликвидируются (что становится причиной полной потери рабочих мест для сотрудников), либо государственная собственность продается частным акционерам, которые, конечно, получив ее, будут управлять бизнесом в целях увеличения цены своих акций.

3) Наконец, еще одна причина следовать цели увеличения ценности для акционеров – более эффективное размещение капитала при таком ведении бизнеса. Если рынки эффективны, наиболее эффективно функционирующие компании смогут добиться существенного роста цен на свои акции и смогут привлечь необходимые для развития бизнеса финансовые ресурсы по более низким ценам.

Неэффективно работающие компании, наоборот, столкнутся с падением цен на свои акции и более высокими ценами привлечения финансовых ресурсов. Как следствие, такие компании не смогут развиваться. Таким образом, цена акции является индикатором для инвесторов на рынке капитала, какая компания может получить дешевый капитал, а какая нет.

Наши рекомендации