Формирование стратегического выбора муниципального образования

Стратегический выбор муниципального образования – это, в конечном счете, весьма ответственное управленческое решение, сопряженное с риском. Поэтому следование принципу минимизации риска означает, что в процессе формирования стратегического выбора муниципального образования должны быть оценены (по возможности) различные риски, обусловленные выполнением им тех или иных приоритетных функций в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов стратегического выбора.

Принцип баланса интересов многозначен и предполагает как нахождение консенсуса между различными властными структурами, профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических функций, выполняемых муниципальным образованием, так и обеспечение согласованности, или непротиворечивости, федеральных, региональных и местных интересов при осуществлении стратегического выбора.

Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта стратегического выбора на уровне представительного органа местного самоуправления.

Стратегический выбор муниципального образования – это совокупность приоритетных функций (видов деятельности), реализация которых в рассматриваемой перспективе должна обеспечить достижение главных целей

При проведении комплексной оценки функций, предложенных для включения в состав стратегического выбора, целесообразно осуществить факторный анализ каждой из них, оценив благоприятные и неблагоприятные характеристики для выполнения ими стратегической роли. При этом рассматривается тот временной горизонт, на который рассчитана разрабатываемая концепция развития муниципального образования. В качестве критериальных факторов могут выступать как внутренние, так и характеризующие внешнюю среду ключевые параметры и особенности, действующие и прогнозируемые условия, результаты и последствия развития функций.

Экспертная оценка значимости (в баллах) каждого критериального фактора и вероятности его реального проявления (в долях единицы) дает возможность получить взвешенные баллы, сумма которых позволит использовать количественные характеристики при сравнении результатов оценки.

Следует отметить, что анализ неблагоприятных факторов включает и оценку риска, учитывая, что под риском в данном контексте понимается воздействие на процесс реализации рассматриваемой функции событий, которые могут нанести ущерб или препятствовать реализации муниципальным образованием его стратегического выбора.

Отобранный вариант стратегического выбора муниципального образования должен в общем случае удовлетворять следующим требованиям:

· обеспечивать реализацию муниципальных стандартов качества жизни населения;

· обеспечивать развитие экономики муниципального образования до уровня, позволяющего муниципальным властным структурам в полной мере реализовывать конституционное право на осуществление местного самоуправления;

· быть экономически эффективным, т.е. обеспечивать достижение стратегических целей с наименьшими затратами;

· минимизировать риски (социальные, экологические, политические, техногенные и т.п.), связанные с реализацией муниципальным образованием своего нового стратегического выбора.

Осуществив стратегический выбор, можно перейти к разработке стратегий развития отраслей и сфер жизнедеятельности. А это означает необходимость формирования применительно к каждой отрасли системы стратегических целей и приоритетов его социально-экономического реформирования и развития, направлений достижения намеченных целей и механизма их реализации.

Обоснованный четко сформулированный стратегический выбор муниципального образования свидетельствует о том, что определены те виды деятельности, отрасли или функции, развитие которых обеспечит необходимый экономический рост для достижения социальных целей. Все последующие шаги в рамках технологии стратегического планирования той или иной мере направлены на реализацию стратегического выбора.

Таким образом, механизмы реализации стратегического выбора будут включать:

1. Разработку экономических целей

2. Формирование системы приоритетов и ограничений развития

3. Разработка социально-экономической политики

4. Разработка программ ее реализации

1. При разработке системы стратегических целей экономического развития муниципального образования центральное место занимает проблема выбора главной цели. В настоящих рекомендациях в качестве основного объекта стратегического макроэкономического прогноза, направленного на определение целей экономического развития территории, предлагается использовать характеристики расходной и доходной части баланса финансовых ресурсов муниципального образования. На рисунке представлена принципиальная схема формирования стратегических целей экономического развития муниципального образования.

В блоках 1 и 3 схемы осуществляется разработка стратегических целей развития муниципального образования соответственно в социальной и эконогической сферах, а в блоках 2 и 4 производится прогноз затрат финансовых ресурсов, связанных с их достижением. Задачей блока 5 является прогноз величины затрат, связанных с содержанием представительных и исполнительных органов местного самоуправления. В блоке 6 осуществляется суммирование прогнозных оценок блоков 2, 4, 5. В результате имеем величину расходной части баланса финансовых ресурсов муниципального образования на рассматриваемую перспективу.

В блоке 7 принципиальной схемы осуществляется пассивный прогноз доходной части местного бюджета, а в рамках блока 8 определяется прогнозная величина внебюджетных, валютных, инвестиционных, кредитных средств и т.п., которые могут быть обоснованно (имеются утвержденные программы, проекты реализации, протоколы о намерениях, бизнес-предложения и бизнес-планы и т.п.) учтены в доходной части баланса финансовых ресурсов муниципального образования на рассматриваемую перспективу.

В блоке 9 схемы осуществляется сравнение прогнозных оценок расходной (блок 6) и доходной (блоки 7 и 8) частей местного баланса финансовых ресурсов. Вариант, когда доходные и расходные части баланса совпадают или прогнозируется превышение доходов над расходами, в настоящих условиях представляется чисто гипотетическим. В действительности он может иметь место только в случае, когда стратегические цели в социальной и экологической сферах направлены на дальнейшее снижение качества жизни населения, что не может быть задачей стратегического муниципального планирования. Поэтому превышение расходной части баланса финансовых ресурсов над доходной на рассматриваемую перспективу предлагается рассматривать в качестве главной количественно определяемой стратегической цели экономического развития муниципального образования (блок 10). По нашему мнению, это в полной мере соответствует современному представлению, принятому на государственном уровне курсу на социальную ориентацию реформ.

На основе определенной таким образом главной стратегической цели экономического развития и имеющегося стратегического выбора муниципального образования (блок 12) разрабатывается система локальных стратегических целей его экономического развития (блок 11).

Основным критерием определения новых приоритетных видов деятельности или отраслей, а также конкретных предприятий и иных субъектов хозяйственной деятельности в контексте стратегического планирования является принадлежность к потенциальным «точкам роста» муниципальной экономики. Точка роста – экономический (хозяйствующий) субъект, расположенный на территории муниципального образования и реально или потенциально способный :

- вносить существенный, стабильный, возрастающий вклад в местный бюджет;

- обеспечивать увеличение числа рабочих мест

- завоевывать новые рынки сбыта;

- улучшать имидж муниципального образования

Полюс роста – совокупность хозяйствующих субъектов, сопряженных или мооноотраслевых, отвечающих перечисленным требованиям.

Полюс развития - крупный хозяйствующий субъект или отрасль, основной характеристикой которой является способность не просто «Вносить вклад», но и трансформировать экономику муниципального образования, стимулировать появление новых элементов пространственной структуры экономики.

Полюса развития входят в состав стратегического выбора.

Технологическая последовательность работ по обоснованию и активизации полюсов развития экономики представлена в схеме.

3. Мониторинг стратегического плана

Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана

В ходе мониторинга Стратегического плана решаются следующие задачи:

· стимулировать реализацию плана в целом и отдельных программ и проектов,

· оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке целей,

· оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки мер,

· поддержать в рабочем состоянии структуры стратегического планирования.

Мониторинг Стратегического плана включает в себя три составные части:

1. Мониторинг внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для города.

2. Мониторинг общих результатов реализации Стратегического плана, степени продвижения по выбранным стратегическим направлениям к главной цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается на три подблока - а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.

3. Мониторинг процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов). Базируется на информации, помещаемой рабочими группами на Интернет-сервер и отчетности рабочих групп о реализации мер Стратегического плана по трем составляющим - а) продвижение проекта, б) эф­фект от реализации проекта, в) активность рабочей группы.

Для мониторинга создается сервер в сети Интернет (Интернет-сервер) с выделением страниц для каждого проекта.

На основе представленной на сервере информации регулярно (раз в квартал) обновляется база данных о реализации Стратегического плана и готовятся квартальные обзоры хода реализации Стратегического плана по тематическим комиссиям. Обзоры помещаются на Интернет-сервер.

Два раза в год выпускается сводный аналитический отчет о ходе реализации Стратегического плана.

Наши рекомендации