Развитие финансового контроля до 1917 года
20 февраля 1906 года были опубликованы манифест и новые положения о Государственном Совете и Государственной Думе. Согласно этому закону к компетенции Думы относилась государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и отчетом по исполнению росписи.
В соответствии с этим в основные государственные законы были включены важнейшие статьи указа о Комитете финансов. Одновременно с изданием основных законов в области бюджета правительство создавало финансовый контроль, соответствующий этому законодательству.
Однако депутаты Государственной Думы считали, что основные законы, а также включение Государственного контролера в состав Совета министров лишают Думу всякой возможности контролировать расходование народных средств и существенно изменять представленную бюджетную роспись, и говорили о необходимости реорганизации Государственного контроля с целью установить более тесные отношения между ним и Государственной Думой.
Так, фракция конституционных демократов предлагала провести реформу Государственного контроля в следующем направлении:
-государственный контроль должен быть преобразован с предоставлением ему самостоятельности и независимости и отделением его от остальных ведомств, причем Государственный контролер не может состоять в Совете министров;
-должно быть установлено сотрудничество Государственного контроля с законодательными учреждениями в предварительной разработке бюджетных и финансовых вопросов.
Дума приняла это предложение. Ведущие фракции Думы стремились к тому, чтобы сделать бюджет России упорядоченным, устранить произвол бюрократии и организованное расхищение государственных средств, ввести элементы умеренности и аккуратности государственных расходов. Однако такая реформа не состоялась. Правительство приняло все меры, чтобы юридически и организационно закрепить за собой позиции в области бюджета и финансового контроля.
Тем не менее, к компетенции Думы наряду с рассмотрением росписи стал относиться отчет Государственного контроля по ее исполнению. Отчет давал возможность наблюдать за правильным исполнением утвержденной росписи в бухгалтерском отношении. Роме того, отчетом пользовались при составлении финансовых смет ведомств. Отчет по исполнению государственной росписи переводился на иностранные языки и распространялся за рубежом. Так правительство стремилось поддержать доверие к русским финансам за границей.
Таким образом, к 1917 г. функция государственного финансового контроля в России была организационно оформлена. Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности.
45. Контроль исполнения и его содержание представляет собой объективную и системат. проверку фактических данных (документов) для оценки работы хоз-го субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Целью такого контроля является обеспечение органов, осуществляющих надзор, информацией, необходимой для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции направлений его развития.
Прежде всего, контроль исполнения вкл. в себя фактический контроль.
Методические приемы фактического контроля служат для определения реального состояния контролируемых объектов, объема и качества выполненных работ, действительного совершения хозяйственных операций, отраженных в документах.
Цели и задачи аудита.
Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика (клиента) и соответствия совершенных им хозяйственных операций действующему законодательству. Назначение аудита – проверка финансовых отчетов, целями аудита которых являются:
1. предоставление возможности аудитору выражать свое мнение по финансовым отчетам в соответствии с законодательством;
2. контроль за соблюдением законодательства и нормативных документов, регулирующих правила учета и составления отчетности, методологии оценки имущества и обязательств;
3. выявление резервов и их направление на повышение эффективности использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников;
4. проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности заказчика за проверяемый период и другие вопросы.
Цель аудита - это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета.
Пользователями финансовой отчетности являются лица, заинтересованные в информации об экономическом субъекте.
Задачи аудита:
1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты;
2. Оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности;
3. На основе изучения и анализа прошлых фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ориентировании его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и ее конечные результаты;
4. Предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг, касающихся организации и внедрения бухгалтерского учета, составление отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.