Организация бюджетного процесса и контроля за исполнением финансового бюджета ФРГ

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного управления:

· федерации (центральный бюджет)

· земель (региональные бюджеты)

· общин (местные бюджеты).

Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и соцобеспечения.

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

На стадии составления центрального бюджета министерства и ведомства направляют в министерство финансов предполагаемые сметы расходов на следующий год, примерно за 9 месяцев. Министерство финансов на основе прогнозируемых доходов уточняет расходную часть бюджета и передает проект бюджета на утверждение федеральному правительству. Одобренный кабинетом министерств проект бюджета направляется на утверждение в законодательные органы. Сначала бюджет направляется в верхнюю палату парламента (бундесрат), где рассматривается в течение трех недель. Из бундесрата законопроект о бюджете направляется в нижнюю палату парламента (бундестаг). В случае внесения одной из палат парламента поправок в бюджет, он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подписывается главой правительства и становится законом.

В те же сроки с такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное правительство формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить такой контроль за бюджетами общин. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длительный период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать краткосрочные займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Высшим контрольным органом ФРГ в области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

15. Структура принципы построения финансовой системы
Великобритании

Финансовая система Великобритании включает три звена:

1) бюджетная система;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы является бюджетная система, состоящая из двух уровней, включает в себя госбюджет и бюджеты местных органов власти. Особое значение отводится госбюджету, через который перераспределяется около 40% национального дохода страны. Бюджет Великобритании формируется на основе среднесрочных программ экономического развития страны (на 3 года) и совокупности отдельных ведомственных программ, которые разрабатываются на год.

Состав госбюджета Великобритании:

· консолидированный фонд (ежегодно утверждаемые расходы, фонд постоянных расходов);

· национальный фонд займов

В утверждаемые расходы входят военные ассигнования, расходы на промышленность, сельское хозяйство, содержание аппарата управления, социальные нужды, субсидии местным органам власти, помощь развивающимся странам. Из фонда постоянных расходов выплачиваются проценты по госдолгу, финансируются расходы по «цивильному листу» (содержание королевы и ее двора), а также осуществляются ежегодные платежи ЕС, введенные в связи с вступлением в него Великобритании.

Доходная часть национального фонда займов формируется за счет неналоговых доходов, в том числе процентов, поступающих от государственных предприятий и местных органов власти за предоставленные им казначейством долгосрочные кредиты; прибыли эмиссионного департамента банка Англии и др.

Расходы национального фонда займов включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Основные цели бюджета заключаются в обеспечении широкого спектра направлений социально-экономического развития страны, выходя далеко за пределы привычного финансирования общественных услуг. Глобальными целями государственной бюджетной политики является обеспечение макроэкономической стабильности; роста производительности труда; высокого уровня занятости; повышение уровня жизни наименее защищенных слоев населения; притока инвестиций в сектор общественных услуг с целью повышения стандартов образования, здравоохранения, модернизации транспорта и борьбы с преступностью; защиты окружающей среды.

Наши рекомендации