Этап 4. Погашение дебиторской задолженности покупателей
Объект контроля № 1: банковские выписки (извещения).
Источник контроля: банковские выписки (извещения); приходные оправдательные документы.
Параметр контроля: суммы по выпискам (извещениям) соответствуют суммам, указанным в оправдательных документах (свидетельствующих о погашении задолженности покупателя).
Субъект контроля: работник бюро банковских и кассовых операций финансового отдела.
Метод контроля: встречная проверка документальных данных.
Примечание: Ежедневно работник бюро банковских и кассовых операций финансового отдела получает из банка выписки с расчетного счета (банковские извещения), где указаны все данные о движении и остатках денежных средств на счетах организации, в том числе поступившие от покупателей за день денежные суммы в оплату отгруженной продукции. К банковским выпискам прилагаются оправдательные документы (отражаемые в выписке приходные и расходные документы).
Получив банковскую выписку, работник бюро банковских и кассовых операций финансового отдела осуществляет контроль на предмет полноты указания в выписках перечисленных покупателями сумм, сверяя поступившие от покупателей суммы по выписке с суммами, указанными в прилагаемых к ней оправдательных документах (в платежных поручениях, спецификациях к ним и т.п.). В случае обнаружения отклонений он оперативно разрешает все возникшие вопросы совместно с соответствующими работниками банка.
Объект контроля № 2: оплата продукции покупателями.
Источник контроля: банковские выписки; приходные оправдательные документы; уведомления об отказе в оплате; отчеты о выполнении плана поступления денежных средств от покупателей; отчеты о движении денежных средств; регистры (файлы) аналитического учета покупателей.
Параметр контроля: своевременность и полнота оплаты продукции покупателями.
Субъект контроля: экономист по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела, начальник расчетного бюро, начальник финансового отдела, начальник группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами бухгалтерии; главный бухгалтер; заместитель директора по экономическим вопросам.
Метод контроля: сверка документальных данных; нормативная проверка.
Объект контроля № 3: дебиторская задолженность покупателей.
Источник контроля: акты сверки дебиторской задолженности.
Параметр контроля: подтверждение покупателями числящейся за ними задолженности и порядка ее погашения.
Субъект контроля: начальник расчетного бюро финансового отдела.
Метод контроля: сверка документальных данных.
Примечание: Одновременно с занесением данных по оплате работником группы учета расчетов с дебиторами и кредиторами осуществляется бухгалтерский контроль методом сверки оплаченных сумм и числящейся задолженности. Такой контроль позволяет выявить:
♦ уложился ли покупатель в срок, на который ему была предоставлена скидка (при ее предоставлении);
♦ полноту и своевременность погашения задолженности; неверные записи по статьям дебиторов (ошибки при вводе данных по дебиторской задолженности покупателей);
♦ неучтенную ранее дебиторскую задолженность покупателей (и неучтенные поставки).
Периодический контроль регистров аналитического учета покупателей (дебиторов), проводимый главным бухгалтером организации методами документальной проверки (сверки), позволяет выявить превышение критического уровня дебиторской задолженности покупателя, неучтенное при санкционировании отгрузки, а также просроченную задолженность, по которой не приняты меры к взысканию.
В целях повышения эффективности системы контроля за состоянием расчетов с покупателями начальником расчетного бюро финансового отдела ежемесячно производится выверка задолженности покупателей. Для этого всем покупателям по установленному порядку (не позднее 5-го числа каждого месяца) направляются Акты сверки, подписанные начальником финансового отдела и скрепленные печатью организации.
Данные выверки проводятся независимо от выверки дебиторской задолженности, осуществляемой аппаратом бухгалтерии в целях бухгалтерского контроля в рамках проведения обязательной ежегодной инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации (проводимой перед составлением годового бухгалтерского отчета).
Ежемесячная выверка дебиторской задолженности покупателей, осуществляемая финансовым отделом (начальником расчетного бюро), — это метод дополнительного оперативного упреждающего контроля платежной дисциплины покупателей (упреждающего неплатежи). Акты сверки должны содержать данные по календарному графику погашения задолженности покупателей на предстоящий период за отгруженную им продукцию, т.е. суммы оплаты по календарным датам (срокам), с указанием оснований для оплаты (номера и даты заключения договоров (их соответствующих приложений или дополнений); номера и даты выписки отгрузочных документов; даты (и точное время при почасовых графиках отгрузок) совершенных отгрузок; номера и даты выписки соответствующих счетов-фактур), а также по согласованию с начальником договорно-правового бюро отдела сбыта данные по просроченной задолженности и суммы неустойки по просроченным счетам в соответствии с договорными условиями. Указанные сверки проводятся независимо от хода претензионной работы по взысканию просроченной задолженности покупателей.
В Акте сверки указывается просьба к покупателю рассмотреть и подтвердить данные по задолженности и по порядку ее погашения в течение 10-ти дней со дня получения Акта, а при наличии разногласий указать их причины. Акт сверки составляется в двух экземплярах: второй экземпляр регистрируется в специальном журнале (файле) и хранится в специальной картотеке в целях последующего контроля своевременности и полноты выверки указанной задолженности. Первый экземпляр, подписанный начальником финансового отдела и скрепленный печатью организации, отправляется покупателю факсимильной или почтовой связью (заказным или ценным письмом). Экономист по расчетам с покупателями расчетного бюро регистрирует дату и точное время его отправления.
Покупатель (имеется в виду организация-покупатель) должен в течение десяти дней со дня получения указанного Акта сверки подтвердить числящуюся за ним задолженность и порядок ее погашения либо представить свои мотивированные возражения. Покупатель должен заверить Акт (или возражения к Акту) своей печатью и подписью уполномоченного лица.
Полученный ответ (подтвержденный Акт сверки либо возражения к Акту) регистрируется экономистом по расчетам с покупателями с указанием даты и точного времени его получения.
Аналитические аспекты реализации организационной модели внутреннего контроля процесса продаж на практике представляют собой взаимосвязанное решение двух задач: