Оценка финансовой состоятельности (обоснования) проекта
Финансовая состоятельность проекта выражается в его коммерческой эфф-ти, которая определяется соотношением фин. затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.
При этом учитывают следующие принципы:
а) используются текущие цены на продукты, товары, услуги;
б) денежные потоки рассчитываются в той же валюте, в которой проектом предусмотрено приобретение ресурсов и оплата продукции;
в) з/п включается в состав операционных издержек в размеpax, установленных проектом;
г) если проект предусматривает и произв-во и потребление продукции, то в расчётах учитываются только затраты на произв-во;
д)при расчете учитываются налоги, сборы, предусмотренные законодательством;
е) если проектом предусмотрено полное или частичное связывание ден. средств (депонирование, приобретение ценных бумаг и пр.) вложение соответствующих сумм учитывается (в виде оттока) в ден. потоках от инвестиционной деят-ти, а получение (в виде притоков) – в денежных потоках от операционной деятельности;
ж) если проект предусматривает одновременное осуществление нескольких видов операционной деят-ти, в расчете учитываются затраты по каждому из них.
Для оценки фин.состоятельности проекта, возможностей получения от его реализации максимальной прибыли могут применяться разные формы фин. отчетности, выступающие информационной базой для принятия инвестиционного решений. Среди них применяются в большей степени две формы:отчет о прибылях и убытках; отчет о движении денежных потоков с расчетом показателей эффективности.
Для построения отчета о прибылях и убытках следует привести сведения о налоговых выплатах по каждому виду налогов. Могут использоваться данные прогноза баланса активов и пассивов.
Важнейшей формой определения коммерческой эффективности ИП выступает отчет о движении потоков. Это связано с тем, что в качестве эффекта коммерческая эффективность имеет поток реальных денег.
При осуществлении проекта выделяется три вида деятельности:
1)инвестиционная; 2) операционная; 3) финансовая.
Основным притоком реальных денег от операционной деят-ти явл. выручка от продажи продукции, определяемая по конечной реализованной продукции,прочие и внереализованные доходы.
Отток ден. средств связан с разными видами затрат на произв-во и сбыт продукции. Для их оценки применяются различные виды инф-ии, содержащие сведения о налоговых платежах, об инфляции, о соц. последствиях осуществления ИП, изменения уровня розничных цен.
Ден. поток от инвестиционной деят-ти включает приток и отток ден. средств. К притоком относятся: все доходы (за вычетом налогов) от реализации имущества и нематериальных активов, а также от возврата (в конце проекта) оборотных активов, уменьшение оборотного капитала. К оттокам относятся: вложения в основные средства, ликвидационные затраты, вложения средств на депозит и в ценные бумаги др. хозяйствующих субъектов, в увеличение оборотного капитала, компенсации (в конце проекта) оборотных пассивов.
Для проведения финансового анализа используют 4 группы показателей:
1. Коэффициенты ликвидности;
2. Показатели платежеспособности;
3. Показатели оборачиваемости;
4. Показатели рентабельности.
40.Социальные результаты реализации инвестиционного проекта.
Понятие инвестиционного проекта определено в ФЗ-39 ФЗ. Инвестиционный проект – обоснование экономич. целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений, описание практических действий их реализации в форме бизнес-плана.
Учитывая соц. направленность рын. экономики и инвестиционной политики, необходимостью явл. определение соц. эффекта от осуществляемых капиталовложений.
Безусловно, предусмотреть все соц. последствия реализации ИП и рассчитать соц. эфф-ть этого проекта достаточно сложно. В методических рекомендациях по оценке эфф-ти инвестиционных проектов указывается, что оценка социальных результатов проекта предполагает соответствие ИП социальным нормам и стандартам .
Основными видами соц. рез-тов проекта, подлежащих отражению в расчетах эфф-ти, являются:
- изменение количества рабочих мест в регионе;
- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
- изменение условий труда работников;
- изменение структуры производственного персонала;
- изменение надежности снабжения населения регионов или
населенных пунктов, отдельными видами товаров (топливом и
энергией - для проектов в топливно-энергетическом комплексе,
продовольствие – для проектов в аграрном секторе и пищевой
промышленности и т.п.);
- изменение уровня здоровья работников и населения;
- экономия свободного времени населения.
Приведенные нами из Методических рекомендаций по оценке эфф-ти инвестиционных проектов соц. рез-ты (последствия) проекта сами по себе ещё не говорят о соц. эффективности ИП. Для ее определения нужны и др.показатели, позволившие бы осуществить стоимостную оценку социальных результатов проекта.
Прежде всего необходимо учесть все затраты, необходимые для достижения соц. результатов проекта. К этим затратам можно отнести: - расходы на строительство и эксплуатацию объектов непроизводственного назначения;
- затраты на расширение производственных площадей и создание новых рабочих мест;
- расходы на улучшение санитарно-гигиенических условий труда.
К ним следует отнести:
- денежные, материальные и трудовые затраты на создание новых с улучшенной технической характеристикой систем вентиляции и кондиционирования воздуха; затраты на снижение уровня вибрации и шума; затраты на уменьшение уровня загазованности и запыленности производственных помещений и др.
- расходы на улучшение психофизиологических условий труда, связанных с реализацией инвестиционного проекта: затраты, направленные на уменьшение тяжести труда, его однообразия и монотонности;
- расходы на экологические мероприятия, улучшение экологической обстановки на предприятии (в регионе), создание новых, или улучшение действующих очистных сооружений, осуществление других мер природоохранного назначения.
- затраты на рост экономии свободного времени, отражающиеся в определенных материальных, трудовых и финансовых издержках на мероприятия по развитию работника как личности.
Сюда можно отнести: выпуск доступных для населения товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве и увеличивающих, соответственно, время на рост образовательного уровня работников, воспитание детей и т.п.; развитие социальной инфраструктуры региона (улучшение торгового обслуживания покупателей, увеличение числа супермаркетов, предприятий бытового обслуживания, точек общественного питания, спортивных клубов и бассейнов, турбаз и др.
- затраты на удешевление для потребителей, что особенно важно, средств электронной связи (интернета), телефонной и телефаксной связи;
- расходы на разработку и внедрение принципиально новых видов информационного обслуживания граждан по рациональному использованию их бюджета и свободного времени и т.п.