Установление размера требований кредиторов
Одной из обязанностей временного управляющего является установление требований кредитора, что является очень важным вопросом, поскольку определяет не только сумму долгов, но и количество голосов, которым обладает кредитор на собрании.
Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования в «Российской газете» сообщения о введении наблюдения. Кредиторы могут предъявлять свои требования и после этого срока, но в этом случае они будут рассматриваться судом после введения процедуры, следующей за наблюдением и, соответственно, кредиторы будут не допущены к голосованию на первом собрании кредиторов.
Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должен быть приложен судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании определения арбитражного суда они включаются в реестр требований кредиторов.
При наличии возражений арбитражный суд проверяет обоснованность требования и выносит определение о включении или об отказе во включении этих требований в реестр. Это определение может быть обжаловано. При необходимости арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ №3620/05 от 28.06.2005
Рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном Законом о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями АПК РФ; решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
Президиум ВАС РФ рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Волгоградской области (правопреемника Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №9 по Волгоградской области) о пересмотре в порядке надзора определения суда первой инстанции от 13.09.2004, постановления суда апелляционной инстанции от 08.10.2004 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-21255/04-С42 и постановления ФАС Поволжского округа от 16.12.2004 по этому же делу.
В ходе осуществления процедуры банкротства наблюдения, введенной Арбитражным судом Волгоградской области в отношении муниципального предприятия "Жилищное хозяйство - Тракторозаводский район", Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №9 по Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о взыскании с предприятия согласно ст. 123 НК РФ 2435602 рублей штрафа за невыполнение им как налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.
Впоследствии решением суда от 13.08.2004, принятым по другому делу (№А12-2324/04-С24), предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.
Суд первой инстанции (определение от 13.09.2004), суд апелляционной инстанции (постановление от 08.10.2004) и ФАС Поволжского округа (постановление от 16.12.2004) заявление налогового органа оставили без рассмотрения. Суды сочли, что требования о взыскании с предприятия сумм налоговых санкций в виде штрафа с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении его процедуры наблюдения могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Однако Президиум ВАС посчитал, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требования к должнику (п.1 ст. Закона о банкротстве).
По смыслу гл.8 НК РФ к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в ст.57 Конституции РФ обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, - о взыскании задолженности по налогам и сборам и пеней за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими - см. ст.5 Закона о банкротстве).
Между тем налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения (п.1 ст.114 НК РФ). Принцип судебного привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст. 114 НК РФ), в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (ст. 106, 108, 109, 111 НК РФ). Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном ст.71,100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 АПК РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.